Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Положение о Государственной налоговой службе РФ

Приложение N 1
к Указу Президента РФ
от 31 декабря 1991 г. N 340

 

Положение
о Государственной налоговой службе Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 1994 г.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 Государственной налоговой службе Российской Федерации переданы функции упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию

Указом Президента РФ от 6 сентября 1996 г. N 1326 Федеральная налоговая служба России переименована в Государственную налоговую службу России

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Федеральную налоговую службу России

 

I. Общие положения

 

1. Единая независимая централизованная система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации состоит из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (Государственной налоговой службы Российской Федерации) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием и подчиняются руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее вышестоящим органам.

ГАРАНТ:

Об образовании специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками см. постановление Правительства РФ от 6 января 1998 г. N 9

См. Положение об Управлении рассмотрения налоговых споров и претензионно-исковой работы Госналогслужбы РФ, приведенное в письме Госналогслужбы РФ от 4 июня 1997 г. N ВК-6-11/423

 

2. Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

3. Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР", другим законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и решениями органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам в пределах предоставленных им прав и настоящим Положением.

4. Государственные налоговые органы взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах в процессе государственной регистрации предприятий, контроля за исполнением решений по вопросам налогообложения, координации работы по сбору необходимой информации для составления соответствующих бюджетов.

ГАРАНТ:

О взаимодействии налоговых органов и органов государственного горного надзора см. приказ Госналогслужбы РФ и Госгортехнадзора РФ от 8 октября 1996 г. N ВА-3-04/87/151

 

5. Государственная налоговая служба Российской Федерации ежеквартально информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а ее органы на местах информируют соответствующие органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах о соблюдении налогового законодательства на их территории и о налогах и платежах, поступивших в соответствующие бюджеты.

6. Структура и штатные расписания центрального аппарата Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда. Функции структурных подразделений органов Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждаются соответствующими руководителями.

 

7. Государственная налоговая служба Российской Федерации возглавляется руководителем в ранге министра Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации.

8. Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством Российской Федерации.

Начальники государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Начальники государственных налоговых инспекций по другим административно-территориальным образованиям назначаются начальниками вышестоящих государственных налоговых инспекций.

9. На должности работников Государственной налоговой службы Российской Федерации всех уровней назначаются лица, отвечающие требованиям квалификационных характеристик должностей работников, в порядке, устанавливаемом руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации.

10. Работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации, выбывшим из ее состава в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время исполнять свои служебные обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового содержания.

11. Оказание материальной помощи работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации производится в размере месячной заработной платы по должностным окладам с учетом соответствующих доплат за классные чины.

12. Премирование работников Государственной налоговой службы Российской Федерации производится исходя из двухмесячной заработной платы по должностным окладам с учетом соответствующих доплат за классные чины. Конкретные размеры премий работникам и руководителям всех уровней органов Государственной налоговой службы Российской Федерации определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.

13. Руководители налоговых органов могут устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 процентов должностного оклада из фонда, исчисленного в размере месячного фонда заработной платы по должностным окладам и соответствующим доплатам за классные чины. Эти надбавки отменяются или уменьшаются при несвоевременном выполнении заданий, ухудшении качества работы, а также нарушении трудовой дисциплины.

14. Экономия ассигнований по фонду заработной платы (оплаты труда) остается в распоряжении налоговых органов и используется ими в текущем году и последующих годах на улучшение социально-бытовых условий работников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

 

II. Задачи и функции

 

15. Главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

16. Центральный аппарат Государственной налоговой службы Российской Федерации, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговым законодательством в Российской Федерации, руководит работой государственных налоговых инспекций и выполняет следующие основные функции:

а) проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

ГАРАНТ:

См. Положение об Управлении организации учета налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации, утвержденное приказом Госналогслужбы РФ от 7 сентября 1998 г. N БФ-3-19/231

 

б) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

в) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

г) участвует в установленном порядке совместно с Министерством экономики и финансов Российской Федерации в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

д) осуществляет контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;

е) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

ж) обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

з) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются - предприятия, учреждения, организации и граждане) проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

и) в случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;

к) организует работу государственных налоговых инспекций:

по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины, а также при осуществлении кассовых операций сельских Советов народных депутатов по приему от населения денежных средств в уплату налоговых платежей;

л) координирует проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

м) получает, обобщает и анализирует отчеты государственных налоговых инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

н) проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, а также заслушивает в необходимых случаях отчеты руководителей проверенных инспекций о состоянии контрольной работы, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает постановку работы и распространяет положительный опыт среди работников налоговой службы;

о) осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением;

п) проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

р) осуществляет связи с налоговыми службами Содружества независимых государств, иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию в деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации;

с) подготавливает совместно с Министерством экономики и финансов Российской Федерации и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц;

т) осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ государственных налоговых инспекций;

у) координирует работу по взаимодействию с органами государственной власти и управления всех уровней по вопросам обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально - техническими средствами, а их работников - жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.

17. Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением реализуют права и выполняют обязанности, предусмотренные Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством Российской Федерации, и осуществляют функции применительно к функциям, предусмотренным пунктами 16 и 18 настоящего Положения.

В тех случаях, когда указанные налоговые инспекции непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других платежей в бюджет, они выполняют в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по районам в городах и городах без районного деления.

18. Государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством Российской Федерации, выполняют следующие основные функции:

а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

б) обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность исчисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

ГАРАНТ:

См. Типовое положение о структурном подразделении организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации, утвержденное приказом Госналогслужбы РФ от 7 сентября 1998 г. N БФ-3-19/231

 

в) контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

г) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

 

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 16 декабря 1994 г. N 2180 в подпункт д) пункта 18 настоящего Положения внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

д) осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками, органами казначейства;

е) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

ж) предъявляют в суд и арбитражный суд иски:

о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

з) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

и) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции;

к) осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

л) получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

м) приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

 

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 16 декабря 1994 г. N 2180 в подпункт н) пункта 18 настоящего Положения внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

н) составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским органам казначейства - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

о) осуществляют работу по подбору и расстановке кадров и проводят мероприятия по повышению их квалификации;

п) ведут в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности;

р) рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций;

с) привлекают в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных налоговых инспекций за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

 

III. Права

 

19. Проверки предприятий, учреждений и организаций должностные лица Государственной налоговой службы Российской Федерации оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.

Акт подписывается должностными лицами Государственной налоговой службы Российской Федерации, другими участниками проверок и руководителями и главными (старшими) бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры предприятий, учреждений и организаций обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

Должностные лица Государственной налоговой службы Российской Федерации при выявлении на предприятиях, в учреждениях и организациях нарушений, за которые виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности, помимо отражения этих фактов в акте проверок, составляют протоколы о нарушении налогового законодательства.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания, а также изложить мотивы отказа в его подписании.

20. Должностные лица государственных налоговых инспекций при установлении фактов нарушений гражданами законодательства о налогах и других платежах в бюджет составляют протоколы.

При отказе гражданина подписать протокол в нем делается соответствующая запись, удостоверенная подписями свидетелей. Гражданин может внести в протокол свои объяснения о мотивах отказа от подписи и возражения по составлению протокола.

21. Отказ от подписи протокола не является основанием для прекращения дела о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

22. Руководители государственных налоговых инспекций в соответствии с представленными им правами принимают постановления о наложении административного штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в административных правонарушениях.

 

IV. Иные вопросы

 

23. В центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации, в государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу образуются коллегии в составе руководителя (председатель) и заместителей руководителя (начальника) налоговой службы Российской Федерации (инспекции) по должности, а также других руководящих работников Государственной налоговой службы Российской Федерации (инспекции).

ГАРАНТ:

Согласно приказу Госналогслужбы РФ от 18 марта 1997 г. N ВА-3-19/48 в составе центрального аппарата Госналогслужбы РФ создано Управление по делам проблемных налогоплательщиков и взаимодействия с правоохранительными органами

 

Состав и численность коллегии центрального аппарата Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации, а коллегий государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу - руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О предельной численности работников центрального аппарата налоговой службы России и ее территориальных органов см. постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 645

 

24. Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственную налоговую службу Российской Федерации задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместителей, начальников структурных подразделений Государственной налоговой службы Российской Федерации за руководство отдельными областями деятельности налоговой службы и за работу учреждений и организаций системы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

25. Права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекций, а также порядок обжалования действий должностных лиц этих инспекций регулируются Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР".

26. Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Государственный реестр предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Порядок ведения Государственного реестра устанавливает Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации.

27. Инструкция по применению настоящего Положения издается Государственной налоговой службой Российской Федерации.