Ленинский районный суд гор. Владимира в составе:
председательствующего судьи Фирсовой И.В.,
при секретаре Баларченко П.С.,
с участием:
прокурора Гунина А.А.
представителя истца адвоката Лапшиной Н.В., действующей на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Андрианова Н.А. к военному комиссариату Владимирской области о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности,
УСТАНОВИЛ:
Андрианов Н.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Владимирской области о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. В обоснование иска указал, что он принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате полученного радиационного ущерба здоровью при исполнении обязанностей военной службы, в ..... ему назначена .... группа инвалидности с установлением .... утраты профессиональной трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена .... группа инвалидности с установлением .... утраты профессиональной трудоспособности. Пенсию получает через военный комиссариат Владимирской области.
На основании п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ ему как инвалиду .... группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере .... руб.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 3 ФЗ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", было принято Постановление Правительства РФ от 08.06.2001 года N 455, где в 3 пункте указывалось, что выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится со 02.06.1998 года по 15.02.2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из суммы 700 руб. в месяц в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Однако, Постановлением N 629 от 24.08.2002 года слова "исходя из суммы 700 руб. в месяц" заменены словами "исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка". Дополнен пункт абзацем следующего содержания:
"В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимаются в размерах, действующих на день выплаты".
В соответствии с указанными изменениями ему была выплачена задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме ....., при этом с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности ....% размер ежемесячной компенсации составлял .....
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фронда социального страхования РФ на очередной финансовый год.
Однако, в связи с тем, что размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в твердой сумме ...., не достигал размера компенсации, исчисленной из денежного довольствия, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан был и после ДД.ММ.ГГГГ исчислять этот размер из денежного довольствия.
Однако, инвалиды - чернобыльцы из числа военнослужащих, которые приобрели право на возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, но обратились за назначением соответствующей ежемесячной денежной компенсации после ДД.ММ.ГГГГ не могли реализовать данное право в таком же объеме, как лица, ранее уже получавшие возмещение вреда.
Тем не менее, при рассмотрении жалобы .... было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после ДД.ММ.ГГГГ недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со ДД.ММ.ГГГГ, исчисленных исходя из денежного довольствия.
Соответственно, ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со ст. 3 того же Закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01.12.1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, размер ежемесячной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ должен быть таким же, как и до этой даты, то есть .....
Дальнейшая ежегодная индексация выплат в возмещение вреда должна производиться должна производиться с ДД.ММ.ГГГГ с учетом уровня инфляции, устанавливаемого Федеральными законами на очередной финансовый год с учетом индексов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации N 326 от 25 мая 2005 года (в соответствии с приложением N 2, ежемесячные компенсации, выплачиваемые в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда индексируются с 19 июня с применением индекса 1,048, с 1 июля 2002 года с применением индекса 1,12, с 1 января 2003 года с применением индекса 1,2544, с 1 января 2004 года с применением индекса 1,38.
С 1 января 2005 года ежегодная индексация выплат в возмещение вреда должна производиться в соответствии с ежегодно принимаемыми Постановлениями Правительства, определяющими размер индексации выплат в возмещение вреда на соответствующий год. В соответствии с указанными Постановлениями ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью индексируются в 2005 году с учетом уровня инфляции 11 %; в 2006 году уровня инфляции 9%, в 2007 году с учетом уровня инфляции 8 %, в 2008 году с учетом уровня инфляции 10,5 %, в 2009 году 13 %, в 2010 году 10% и в 2011 году 6,5%.
Также, по мнению истца, задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, должна быть взыскана с ответчика с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ, поскольку указанная задолженность образовалась с 15 февраля 2001 года, ежемесячные суммы, частично утратили покупательскую способность в связи с инфляцией за истекшее время.
С учетом уточненных исковых требований (л.д.36) Андрианов Н.А. просит:
восстановить его право на исчисление ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ в размере ....
взыскать единовременно с ответчика за счет средств Федерального бюджета разницу между размером ежемесячной компенсацией, исчисленной из денежного довольствия, и фактически выплаченным размером ежемесячной компенсации вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ежегодной индексации по уровню инфляции и индексацией по индексу потребительских цен в размере .....;
обязать военный комиссариат Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ назначить ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 12007 .... с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание Андрианов Н.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.55). Представитель истца адвокат Лапшина Н.В., действующая на основании ордера и доверенности, исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель военного комиссариата Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.52), в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.56). Ранее в судебном заседании представитель ответчика Ктиторова А.И. иск не признала, ссылаясь на его необоснованность. При этом пояснила, Андрианову Н.А. как инвалиду .... группы вследствие Чернобыльской катастрофы выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ указанная индексация составляла ....., в дальнейшем индексировалась в соответствии с действующим законодательством. С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации сумма выплаты инвалидам .... группы составляет ..... Поскольку действующим законодательством возмещение вреда установлено в виде ежемесячных денежных компенсаций в твердых размерах, оснований для назначения денежных сумм возмещения вреда в других размерах у военных комиссариатов в настоящее время (до внесения изменений в законодательные акты) не имеется. Требования истца об изменении размера выплаты ежемесячной компенсации возмещения вреда необоснованны также и по тем основаниям, что истец уже обращался в суд по поводу изменения размера выплаты указанной компенсации. Решением .... от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску Андрианова Н.А. к военному комиссариату Владимирской области выплата ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью осуществляется не в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности, как предусмотрено действующим законодательством, а исчисленной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропорционально росту прожиточного минимума, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом уровня инфляции.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установлено, что Андрианов Н.В. уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию Министерства обороны РФ за выслугу лет.
Андрианов Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся инвалидом .... группы, степень утраты трудоспособности ....%, а с ДД.ММ.ГГГГ - инвалидом .... группы, степень утраты трудоспособности - ....% (л.д.10). Инвалидность связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Справкой .... N подтверждается, что инвалидность истцу установлена бессрочно (л.д.11).
Истец имеет удостоверение серии N, выданное ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Владимирской области, дающее ему право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пункт 25 части 1 статьи 14 Закона, внесены изменения, в соответствии с которыми возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1 группы - 5000 рублей, инвалидам 2 группы - 2500 рублей, инвалидам 3 группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года (в первоначальной редакции) гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу этого Закона, было предоставлено право по их выбору получать либо ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (то есть компенсацию в твердом размере в зависимости от группы инвалидности), либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Из положений пункта 25 части 1 статьи 14 Базового закона в его нормативном единстве с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что названное право выбора не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П данные положения закона признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N5-ФЗ предусматривалась выплата в течение 2001-2003 г.г. недополученных денежных компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленных из денежного довольствия.
Выплата указанных сумм была произведена в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 г. N 455, исходя из денежного довольствия, в состав которого включались: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, а также месячная стоимость продовольственного пайка. При этом денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка принимались в размерах, действующих на день выплаты.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в соответствии с указанными изменениями Андрианову Н.А. была выплачена задолженность в общей сумме ..... за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение .... года.
Согласно письму военного комиссариата Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) и представленных расчетов пенсии (л.д.19,20,21,22), расчет ежемесячной компенсации произведен из денежного довольствия, в состав которого включены:
- должностной оклад- .... руб.;
- оклад по воинскому званию- .... руб.
- процентная надбавка за выслугу лет- .... руб.
- месячная стоимость продовольственного пайка- .... руб.
С учетом степени утраты профессиональной трудоспособности .... % размер ежемесячной компенсации составлял ....
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме .... руб., установленной в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25.05.2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 27.12.2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 07.05.2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25.04.2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21.03.2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21.12.2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21.12.2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Требования истца о взыскании с ответчика за счет средств Федерального бюджета разницы между размером ежемесячной компенсации, исчисленной из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности и фактически выплаченной ответчиком суммой, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен иной порядок индексации указанных сумм.
Также суд учитывает, что Андрианов Н.А. уже обращался в суд с иском к военному комиссариату Владимирской области об индексации сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..... ежемесячно. Решением Ленинского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по делу N Исковые требования Андрианова Н.А. удовлетворены частично (л.д.43-45). С военного комиссариата Владимирской области в пользу Андрианова Н.А. взыскана разница между полагающейся суммой компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации и фактически выплаченной суммой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме ..... В остальной части иска Андрианову Н.А. отказать.
Истцу индексировалась сумма возмещения вреда исходя из твердой денежной суммы, установленной для инвалидов .... группы - .... руб., предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона. Данную сумму возмещения вреда Андрианов Н.А. не оспаривал и фактически был с ней согласен, поскольку обратился в суд за индексацией названной суммы. К тому же истец свое право на получение фиксированных сумм в возмещение вреда здоровью посредством обращения в суд реализовал, а с требованиями о возмещении вреда из утраченного заработка он обратился при новом правовом регулировании, когда ему выплачивались и были назначены суммы в возмещение вреда, исчисленные из твердых денежных сумм.
Согласно действующих положений гражданского процессуального законодательства суд не может произвести новую индексацию ежемесячных сумм возмещение вреда, применяя за один и тот же период индексацию, отличную от примененной в состоявшемся ранее судебном постановлении, допустив тем самым пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления не в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Андрианова Н.А. к военному комиссариату Владимирской области не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Андрианову Н.А. в иске к военному комиссариату Владимирской области о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд гор. Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья.Подпись.
Верно.
Судья И.В.Фирсова
Секретарь П.С.Баларченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.