В настоящее время хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, разрешаются арбитражными судами
Порядок разрешения споров арбитражными судами регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
См. также письмо Высшего арбитражного суда РФ от 19 июля 1993 г. N С-13/ОСЗ-241
В целях обеспечения единообразного и правильного разрешения споров, связанных с применением Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045, и постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 "О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству", Государственный арбитраж СССР считает необходимым дать следующие указания:
1. При разрешении споров, связанных с лесонарушениями, следует иметь в виду, что Правила отпуска древесины на корню в лесах СССР являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций, на которые возложено ведение лесного хозяйства, и для всех лесопользователей, производящих в лесах, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесах, закрепленных лесах и лесах заповедников, заготовку и вывозку древесины и второстепенных лесных материалов, подсочку и осмолоподсочку насаждений, рубку леса при расчистке лесных площадей, изымаемых из состава земель государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд, при переводе лесных площадей в нелесные для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, а также при производстве в лесах иных работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
2. Согласно Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и Правилам отпуска древесины на корню в лесах СССР 1) ведение лесного хозяйства возложено на лесхозы, леспромхозы, лесхоззаги, заповедники, лесопаркхозы и др. 2). Положением о Государственной лесной охране СССР лесхозам предоставлено право составлять протоколы (акты) о всех лесонарушениях и передавать в установленном порядке материалы в арбитраж для взыскания установленных неустоек и возмещения ущерба. Поэтому, в соответствии со ст.3 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, дела в арбитраже о взыскании неустойки, ущерба и убытков за лесонарушения могут быть возбуждены по заявлениям этих органов.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
3. В тех случаях, когда финансовые органы в соответствии с действующим законодательством составили акты о нарушениях Правил или о нарушениях постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 3) и направили их в арбитраж, арбитражу следует обсудить вопрос о возбуждении по своей инициативе в интересах лесхоза дела о взыскании с предприятий, учреждений и организаций, допустивших нарушения, установленной неустойки, убытков или ущерба.
По таким делам срок исковой давности должен исчисляться с того дня, когда должны были быть составлены лесхозом акты освидетельствования мест рубок, мест заготовки второстепенных лесных материалов, подсочки и осмолоподсочки насаждений или актов о лесонарушениях.
4. Согласно ст.9 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами арбитражам неподведомственны споры:
4.1. о взыскании платы за древесину, живицу и второстепенные лесные материалы, пени за просрочку внесения этой платы, поскольку эти суммы (если они не внесены лесопользователем в доход бюджета в установленный срок) взыскиваются финансовыми органами в бесспорном порядке в соответствии с Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей;
4.2. между финансовыми органами и лесхозами, осуществляющими заготовку древесины и второстепенных лесных материалов, подсочку и осмолоподсочку насаждений и допустившими нарушение Правил, так как согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения в лесах СССР, утвержденной Гослесхозом СССР, и Инструкции Министерства финансов СССР по лесному доходу начисление и взыскание с лесхозов неустойки за лесонарушения производится финансовыми органами в бесспорном порядке. При несогласии с исчисленной финансовым органом суммой жалоба лесхоза рассматривается вышестоящим финансовым органом;
4.3. связанные с материальной и денежной оценкой отведенных лесопользователем лесосек и участков, поскольку лесопользователь свои возражения против данных лесхоза должен представить лесхозу в письменном виде до получения лесорубочного билета (ордера). (Возражения проверяются на месте в порядке и сроки, указанные в п.39 Правил).
Споры о взыскании неустойки, штрафа и убытков либо ущерба за лесонарушения, если лесхоз и ответчик входят в систему одного министерства, государственного комитета, ведомства, подлежат разрешению арбитражами этих министерств, государственных комитетов, ведомств.
5. При рассмотрении споров, связанных с лесонарушениями, арбитражам следует иметь в виду, что в одном исковом заявлении могут быть объединены несколько самостоятельных требований на сумму менее 100 руб. каждое, если требования основаны на одном акте о лесонарушении.
6. При разрешении споров о взыскании ущерба за лесонарушения, перечисленные в п.1 постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1982 г. N 230), арбитражам необходимо исходить из того, что размер подлежащего возмещению предприятиями, организациями и учреждениями ущерба установлен в пунктах 2, 3, 4 этого постановления. К этим искам, а также к искам о взыскании убытков, вызванных нарушениями Правил, применяется годичный срок исковой давности.
7. Согласно п.65 Правил основаниями для окончательных расчетов с лесопользователями служат: лесорубочные билеты (ордера) и лесные билеты, акты освидетельствования мест рубок, мест заготовки второстепенных лесных материалов, подсочки и осмолоподсочки насаждений, справки лесопользователей о количестве заготовленных древесины и материалов, другие документы, подтверждающие количество фактически заготовленных древесины и материалов, а также материалы по перерасчету платежей и акты о нарушениях Правил, составленные лесничествами, лесхозами, вышестоящими государственными органами лесного хозяйства, органами министерств, государственных комитетов и ведомств, в подчинении которых находятся предприятия, учреждения и организации, ведущие лесное хозяйство, и финансовыми органами.
Акт о лесонарушении, согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения в лесах СССР, должен быть составлен не позднее двух суток со дня обнаружения лесонарушения, а в случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - не позднее трех суток после ликвидации пожара.
Сроки составления актов освидетельствования мест рубок, мест заготовки второстепенных лесных материалов, подсочки и осмолоподсочки насаждений определены в разделе VI Правил. Сроки исковой давности на взыскание неустойки и убытков должны исчисляться со дня составления акта освидетельствования, если такой акт составлен своевременно, или со дня, когда он должен быть составлен.
Если лесонарушение обнаружено до дня освидетельствования мест рубок, мест заготовки лесных материалов, о чем был составлен акт о лесонарушении, срок давности исчисляется со дня составления акта о лесонарушении, если он составлен своевременно, или со дня, когда он должен быть составлен.
8. В том случае, когда лесхозу о лесонарушении было известно из справки или других документов лесопользователя о количестве фактически заготовленной древесины и материалов, срок исковой давности исчисляется со дня получения этой справки или других документов.
9. В соответствии с Инструкцией о государственной пошлине по искам о взыскании неустойки, убытков и ущерба за лесонарушения истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При удовлетворении исков, предъявленных лесхозами, госпошлина должна быть взыскана с ответчиков в доход местного бюджета по месту нахождения ответчика.
Если дело в арбитраже возбуждено по его инициативе, то сумма неустойки или ущерба подлежит взысканию в бюджет союзной республики. В этом случае госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета по месту нахождения ответчика.
10. Согласно Инструкции Министерства финансов СССР по лесному доходу взысканные суммы неустойки, убытков и ущерба за лесонарушения зачисляются полностью в бюджет союзной республики как лесной доход. Поэтому решения о взыскании с лесонарушителей тех или иных сумм должны направляться не только истцам и ответчикам, но и соответствующим финансовым органам по месту нахождения лесхоза. В резолютивной части решения и приказе необходимо указывать, что сумма взыскивается в бюджет союзной республики как лесной доход.
11. При рассмотрении споров о взыскании неустойки, предусмотренной подпунктом "г" п.68 Правил, следует иметь в виду, что эта неустойка подлежит взысканию, если лесозаготовитель произвел заготовку древесины на переданных ему лесосеках до получения лесорубочных билетов (ордеров) или по истечении установленного срока и при наличии лесорубочного билета.
12. При разрешении споров, связанных с лесонарушениями, следует иметь в виду, что согласно ст.50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и постановлению Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 незаконно добытые древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче соответствующему предприятию, организации или учреждению, ведущему лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права. Не вывезенная по истечении установленных сроков (с учетом предоставленной отсрочки) или самовольно срубленная древесина, как это указано в п.59 Правил, поступает безвозмездно в распоряжение лесхоза.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
В тех случаях, когда такая древесина и иная лесная продукция по вине лесонарушителя не может быть передана соответствующему предприятию, организации или учреждению, ведущему лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права, с лесонарушителя помимо неустойки, указанной в пункте 68 Правил, либо помимо взысканного в десятикратном размере ущерба подлежит взысканию таксовая стоимость этой древесины и иной лесной продукции без применения норм снижения такс.
13. В случаях, когда с лесонарушителя в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641 взыскан ущерб в десятикратном размере за самовольную (безбилетную) рубку, у арбитража нет оснований взыскивать с лесозаготовителей сверх этого неустойку за лесонарушения, перечисленные в Правилах.
14. При разрешении споров о взыскании неустойки или убытков за нарушение Правил арбитражу следует иметь в виду, что о дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесхоз обязан возместить лесопользователя в сроки, указанные в п.53 Правил. Результаты освидетельствования заносятся в акт, подписываемый представителями лесхоза и лесопользователя. При наличии у лесопользователя замечаний они должны быть занесены в акт освидетельствования.
Отказ от подписания этого акта или акта о лесонарушении не дает права лесопользователю впоследствии оспаривать акт, составленный лесхозом.
При неявке представителя лесопользователя к назначенному сроку лесхозу предоставлено право, как это указано в п.54 Правил, произвести освидетельствование без участия лесопользователя. Составленный при этом акт освидетельствования высылается лесопользователю и является для него обязательным.
15. Для рубки леса под трассы железных дорог, трубопроводов и других магистралей лесопользователи должны получать лесорубочные билеты (ордера) в порядке, предусмотренном п.11 Правил. Поэтому разрешение лесопользователям вырубки лесов в этом случае с последующим оформлением полос отвода земель (земельных дел) без получения лесорубочных билетов не освобождает их от ответственности, предусмотренной п. 68 "г" Правил.
16. При разрешении споров о взыскании неустойки за невывозку в срок (включая предоставленные отсрочки) древесины следует исходить из того, что эта неустойка взыскивается и в том случае, когда дана отсрочка на заготовку древесины, а на вывозку древесины отсрочка не предоставлена.
С лесозаготовителей не может быть взыскана неустойка за невывозку в установленный срок древесины, если она подвезена к складам у сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки, к складам у лесовозных дорог или другим складам, устроенным на местах, согласованных с лесхозом и указанных в лесорубочном или лесном билете, поскольку согласно п.59 Правил в этих случаях древесина считается вывезенной с мест рубок.
Не взимается неустойка, указанная в п.68 "ж" и с экспедиций, партий и отрядов, независимо от ведомственной подчиненности, при проведении научно-исследовательских, лесоустроительных, геологических, геодезических и других поисковых и изыскательских работ в отдаленных местах, где эта древесина не имеет сбыта.
17. При рассмотрении исков лесхозов о взыскании с лесонарушителей неустойки, предусмотренной п. 68 "м" Правил, следует иметь в виду, что стоимость работ по окорке древесины и нанесению пролысок должна исчисляться по действующим в лесхозе нормам и расценкам, утвержденным в установленном порядке.
Арбитражам следует отказывать в исках лесхозов о взыскании предусмотренной п. 68 "м" неустойки с экспедиций, партий, отрядов, независимо от их ведомственной подчиненности, при проведении научно-исследовательских, лесоустроительных, геологических, геодезических и других поисковых и изыскательских работ, поскольку эти организации освобождены от проведения работ по окорке и защите вырубленной ими древесины.
18. Лесопользователь обязан, как это указано в п.16 "е" Правил, одновременно с заготовкой древесины и второстепенных лесных материалов производить очистку лесосек от порубочных остатков способами и в сроки, установленные в лесорубочном билете (ордере). При невыполнении этой обязанности лесопользователь обязан произвести очистку лесосек в установленный лесхозом срок. Если лесопользователь в установленный лесхозом срок не произвел очистку этих площадей, арбитражу следует взыскивать неустойку, указанную в п.68 "к" Правил, независимо от того, что она была ранее взыскана с лесопользователя за неочистку мест рубок одновременно с заготовкой древесины и второстепенных лесных материалов.
19. Арбитражам следует иметь в виду, что лесопользователи, которым предоставлено право оставления заштабелеванной древесины в лесу при разрубке трассы для строительства линий электропередачи, не несут ответственности за невывозку заготовленной древесины, но не освобождаются в соответствии с Правилами от выполнения санитарных правил и правил пожарной безопасности в лесах. При представлении документов о том, что лесопользователи не выполнили эти требования, арбитражам следует взыскивать неустойку, указанную в подпунктах "к" и "м" п.68 Правил.
20. В соответствии с Правилами (пункт 68 "е") лесопользователь уплачивает неустойку за нерациональную разделку древесины, когда фактический выход деловой древесины по лесозаготовительному пункту ниже, указанного в лесорубочном билете (ордере), более, чем на 10 процентов, за использование деловой древесины хвойных пород на строительство временных и подсобных сооружений, построек и настилов лесовозных дорог (кроме случаев, указанных в п.47 Правил).
Для правильного вынесения решения арбитражам необходимо проверять, сколько фактически заготовлено древесины по лесозаготовительному пункту и сколько из них деловой древесины. Иметь в виду, что неустойка за нерациональную разделку древесины взыскивается, когда фактический выход деловой древесины ниже указанного в лесорубочных билетах (ордерах) по каждому лесозаготовительному пункту, а не по лесорубочному билету в целом.
21. При рассмотрении исков о взыскании неустойки за оставление недорубов арбитражи не должны принимать во внимание ссылки ответчиков на то, что недорубы или неначатые рубкой лесосеки предыдущего года переданы ему в рубку на очередной год, так как эти обстоятельства не являются основанием к освобождению от установленной п.68 "д" Правил ответственности.
22. Арбитражам следует иметь в виду, что устранение нарушений после составления акта о лесонарушении или акта освидетельствования не служит основанием к освобождению лесонарушителя от установленной ответственности.
23. Арбитражам необходимо иметь в виду, что ущерб, предусмотренный постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. N 641, не является санкцией. Поэтому арбитражи не вправе со ссылкой на ст.79 Правил рассмотрения хозяйственных споров уменьшать установленный размер ущерба.
24. Арбитражи должны при разрешении имущественных споров неуклонно и последовательно применять установленные Правилами неустойки, не допуская необоснованного их снижения.
25. Признать утратившими силу Инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 8 сентября 1955 г. N И-1-48 и от 10 октября 1968 г. N И-1-31 (пункты 1-8 Указаний).
--------------------------------------
1) В дальнейшем, как правило, употребляется термин "Правила"
2) Согласно Правилам именуются в дальнейшем "лесхозы"
3) В дальнейшем, как правило, употребляется термин "лесонарушения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивные указания Госарбитража СССР от 30 сентября 1982 г. N И-1-5 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с лесонарушениями"
Текст указаний опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983 г., N 6, с. 17