Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 25 января 1995 г. N 10
Комитет по управлению
имуществом Москвы
Основные положения
приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы
Москва, 1994 г.
Основные положения проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы (далее - Основные положения) определяют основу для разработки программ приватизации в г. Москве (далее - Московская программа).
Под проведением приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - приватизация предприятий (объектов) понимается приватизация всех перечисленных в разделе 3 объектов приватизации.
Основные положения разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 5 июня 1992 года и 24 декабря 1993 года) (далее - Закон о приватизации), с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и с Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 1535 (далее - Основные положения по Указу Президента Российской Федерации).
1. Цели приватизации
Основными целями приватизации являются:
- повышение эффективности экономики города в целом и деятельности отдельных предприятий;
- формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;
- привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
- сокращение вмешательства государственных органов управления и власти в деятельность предприятий и организаций и переход от командно-административных методов управления к экономическим методам регулирования;
- повышение уровня благосостояния населения г. Москвы;
- сохранение максимально возможного числа рабочих мест в г. Москве;
- создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями г. Москвы;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения г. Москвы.
2. Средства достижения целей приватизации
Основными средствами достижения целей приватизации являются:
а) формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики, в том числе:
- укрепление гарантии соблюдения прав всех форм собственности, как частной, так и государственной, а также выполнение долговых и других обязательств, в том числе ответственности руководителей (управляющих) за результаты деятельности предприятий перед собственником;
- стимулирование инвестиций, ориентированных на производство товаров и услуг;
- поощрение конкуренции;
- поддержка и защита производителей товаров и услуг, среднего и малого предпринимательства;
- действенная защита прав собственников, инвесторов и потребителей;
- создание вторичного рынка недвижимости и ценных бумаг;
б) индивидуальный подход к реорганизуемым предприятиям;
в) смещение акцента в приватизации предприятий (объектов) на территориальные органы исполнительной власти и местного самоуправления;
г) совершенствование подготовки управленческого персонала государственных и муниципальных предприятий и акционерных обществ, в которых находятся доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или муниципальных образований, в том числе введением института арбитражных и конкурсных управляющих, их лицензированием и сертификацией;
д) минимизация ограничений при приватизации;
е) сохранение и расширение рынка услуг торговли, бытового обслуживания и городского транспорта в городе и муниципальных образованиях.
3. Объекты приватизации
Объектами приватизации являются:
- государственные и муниципальные предприятия г. Москвы;
- подразделения государственных или муниципальных предприятий г. Москвы, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы действующих или ликвидированных государственных или муниципальных предприятий г. Москвы;
- доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или муниципальных образований, в имуществе акционерных обществ (товариществ) (далее - акционерные общества).
Объектами приватизации могут быть земельные участки, занимаемые приватизируемыми государственными или муниципальными предприятиями, зданиями и сооружениями, являющиеся собственностью г. Москвы или муниципальных образований, в порядке, определенном разделом 16 Основных положений.
4. Субъекты приватизации
Субъекты приватизации определяются Законом о приватизации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами Российской Федерации о приватизации.
5. Разграничение прав собственности
Принцип отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности г. Москвы определен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-РП.
Отнесение объектов собственности к соответствующему уровню собственности осуществляется пообъектно. При наличии разногласий между органами исполнительной власти (Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации) применяются согласительные процедуры.
Решение о разграничении собственности г. Москвы на собственность субъекта Федерации и муниципальную собственность принимает Московская городская Дума по предложениям, сформированным Правительством Москвы.
См. постановление Московской городской Думы от 15 февраля 1995 г. N 15 "О городской муниципальной собственности Москвы"
6. Разграничение объектов собственности по возможности их приватизации
Для упорядочения процесса приватизации предприятий (объектов), отнесенных к пп. 2.4 и 2.5 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (далее - Госпрограмма), подлежит определению перечень предприятий (объектов), приватизацию которых рекомендуется провести до определенного Комитетом по управлению имуществом г. Москвы (далее - Москомимущество) срока (далее - перечень).
Перечень включает в себя также и законсервированные объекты и объекты, незавершенные строительством.
Подготовка перечня осуществляется Москомимуществом совместно с отраслевыми департаментами Правительства Москвы.
Перечень является приложением к Московской программе.
7. Способы приватизации и методы их реализации
Способы приватизации, применяемые в г. Москве, определяются п. 3.2 Основных положений по Указу Президента Российской Федерации, а именно:
- акционирование приватизируемых предприятий с последующим размещением акций на возмездной и/или безвозмездной основе;
- продажа действующих предприятий целиком или по частям в случае осуществления необходимых реорганизационных процедур;
- продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
- выкуп арендованного имущества предприятия.
Приоритетным методом реализации способов приватизации предприятий (объектов), указанных в первой части настоящего раздела, являются инвестиционные конкурсы (торги).
Доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или муниципальных образований в имуществе акционерных обществ, продаются покупателю, который принимает на себя обязательство вложить в акционерное общество наибольший объем инвестиций для обеспечения его эффективного функционирования в условиях рыночных отношений и сохранения максимально возможного числа рабочих мест.
8. Вид решения о приватизации и акционировании предприятий (объектов) и порядок его принятия
Инициатива в проведении приватизации предприятий (объектов) может исходить от лиц, указанных в статье 13 Закона о приватизации, и не связана с временным фактором по подаче заявки.
Перечень, подготовленный в соответствии с разделом 6 Основных положений, является инициативой Москомимущества и подлежит исполнению в рамках Московской программы.
При рассмотрении заявки и документов на акционирование и приватизацию предприятий (объектов) Москомимуществом могут быть приняты следующие решения:
1) о запрещении осуществлять приватизацию;
2) об установлении ограничений на приватизацию в виде выпуска "Золотой акции" или закрепления за Москомимуществом пакета акций на срок не более трех лет;
3) о разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо ограничений.
Порядок принятия решений о приватизации предприятий (объектов) в г. Москве определяется Положением, утверждаемым Московской городской Думой по представлению Правительства Москвы.
9. Оценка стоимости объектов приватизации
В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком оценки для сопоставимости данных и анализа экономических процессов величина уставного капитала при преобразовании государственных или муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа и оценка стоимости предприятий (объектов) для продажи их на аукционе по коммерческому или инвестиционному конкурсам определяются по данным баланса на дату, устанавливаемую законодательными (нормативными) актами Российской Федерации, в порядке, определенном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".
Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 названный Указ признан утратившим силу
Оценка валютных средств проводится по курсу, установленному Банком России на момент оценки имущества предприятия.
Начальная цена предприятия (пакета акций акционерного общества, созданного в порядке преобразования государственного или муниципального предприятия), установленная планом приватизации, при их продаже Фондом имущества г. Москвы (в том числе по льготам членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам) устанавливается по решению постоянно действующей комиссии по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой совместно Москомимуществом и Фондом имущества. При этом начальная цена предприятия, в том числе цена акций, реализуемых по льготным основаниям, определяется по данным баланса предприятия на последнюю отчетную дату.
Оценка объектов недвижимости (здания, сооружения и земельные участки) осуществляется с учетом рыночной цены этих объектов в порядке, определяемом Правительством Москвы и утверждаемом Московской городской Думой.
10. Особенности документов на приватизацию
Подача, оформление и принятие к рассмотрению заявки на приватизацию от лиц, указанных в статье 13 Закона о приватизации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Устав акционерного общества готовится рабочей комиссией или комиссией по приватизации на базе типового устава акционерного общества, разработанного в соответствии с действующим законодательством.
План приватизации, включающий в себя план реорганизации предприятия и проспект эмиссий акций, готовится рабочей комиссией или комиссией по приватизации на базе типового плана приватизации и согласовывается с трудовым коллективом приватизируемого предприятия в части льгот при приватизации.
Требования к инвестиционной программе устанавливаются Москомимуществом в соответствии с Положением об инвестиционном конкурсе, утверждаемым Правительством России.
Инвестиционная программа разрабатывается по требованиям, указанным в Положении, утверждаемом Москомимуществом.
Бизнес-план разрабатывается по требованиям, указанным в Положении, утверждаемом Москомимуществом.
11. Льготы, предоставляемые при приватизации
Льготы, предоставляемые при приватизации, регламентированы в разделе 3 Основных положений по Указу Президента Российской Федерации.
12. Развитие фондового рынка
Мероприятия по развитию фондового рынка в процессе приватизации определяются законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России и Правительства Москвы, законодательными актами города Москвы, решениями Федеральной и Московской комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку в пределах их компетенций, согласно законодательству России.
Квитанции N 31 Сбербанка, выданные взамен приватизационного чека, погашаются акциями московских предприятий и другими муниципальными ценными бумагами в соответствии с положениями, разработанными Правительством Москвы и утвержденными Московской городской Думой.
13. Средства от приватизации
Распределение средств, полученных от приватизации, осуществляется по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательными актами города Москвы в части полномочий субъекта Федерации.
Средства, поступающие в бюджеты соответствующих уровней, направляются исключительно:
- на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления);
- на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
- на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
Конкретное количество и порядок использования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы и рекомендованных получателям - приватизированным предприятиям, определяются с учетом инвестиционных программ и интересов муниципальных образований, на территории которых размещаются приватизированные предприятия (объекты).
Контроль за использованием средств от приватизации осуществляется:
- Правительством Москвы;
- Контрольно-счетной палатой Московской городской Думы по поручению Московской городской Думы.
14. Принципы информирования населения о планах приватизации
В целях максимального достижения гласности и доступности граждан к процедурам приватизации объявления о приватизации предприятий (объектов), в том числе и о проведении закрытой подписки на акции акционерного общества, созданного в порядке преобразования государственного или муниципального предприятия, публикуются рабочими комиссиями или комиссиями по приватизации предприятий в одном или нескольких московских изданиях, определенных Правительством Москвы, на правах рекламы.
Доступность к информации, связанной с процедурами приватизации, обеспечивается Московским Фондом имущества, в том числе созданием публичной библиотеки (архива), в которой находятся копии уставов и планов приватизации акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных или муниципальных предприятий.
15. Переходный (подготовительный) период
Для обеспечения реализации целей приватизации в г. Москве и обеспечения индивидуального подхода к реорганизуемым предприятиям в рамках Московской программы устанавливается переходный (подготовительный) период, в течение которого администрация приватизируемого предприятия и Москомимущество проводят анализ причин и возможных последствий сложившегося положения на предприятии с рекомендацией по способу приватизации.
16. Приватизация земельных участков, занимаемых объектами приватизации
До принятия земельного законодательства Российской Федерации земельный участок сдается в долгосрочную аренду в соответствии с законодательными актами г. Москвы и постановлениями Правительства Москвы. Собственники (правопреемники) приватизированных государственных или муниципальных предприятий, иные собственники зданий, сооружений имеют исключительное право по своему выбору приобрести в собственность занимаемые указанными объектами земельные участки либо взять их в долгосрочную аренду в соответствии с законодательными актами города Москвы и нормативными актами Правительства Москвы.
Земельные участки, на которых расположены государственные учреждения, организации и предприятия или здания и сооружения федеральной собственности, могут продаваться в федеральную собственность по решению уполномоченного на то органа в соответствии с законодательными актами города Москвы.
17. Ограничения прав пользования
На земельные участки, на которых расположены объекты приватизации, могут быть наложены только те ограничения, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными актами города Москвы.
Условия и ограничения по отношению к приватизируемому предприятию, зданию и сооружению могут быть установлены только в плане приватизации либо в договоре о продаже объекта недвижимости. Планы приватизации предприятий федеральной собственности, расположенных на территории г. Москвы, подлежат согласованию с органами государственной власти Москвы.
Координацию согласования указанных документов, а также представление в федеральные органы исполнительной власти предложений по особым условиям приватизации осуществляет Москомимущество.
18. Приватизация неплатежеспособных предприятий
Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляет мониторинг финансового состояния предприятий г. Москвы.
Москомимущество при рассмотрении планов приватизации осуществляет анализ финансового состояния предприятия в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации критериями. В случае наличия признаков неплатежеспособности, материалы по приватизации предприятия передаются в Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве).
Если Московским комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве) принимается решение о приватизации неплатежеспособного предприятия-должника, то указанное решение, а также требования к плану приватизации направляются в Москомимущество.
Продажа неплатежеспособных предприятий, не подавших в установленном порядке заявок на приватизацию, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) на основании решений Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве).
19. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства
Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, кроме жилого фонда, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, может производиться:
- путем включения в состав уставного капитала акционерного общества, создаваемого на базе приватизированного предприятия;
- выделением в самостоятельное предприятие, преобразуемое в акционерное общество или продаваемое целиком;
- выделением и преобразованием по согласованию с Московским антимонопольным управлением в казенное (московское или муниципальное) предприятие (хозяйство) при доминирующем положении этого объекта.
При учреждении предприятий на базе объектов жилищно-коммунального хозяйства, кроме жилого фонда, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, и при наличии предложений от акционерного общества, созданного на базе приватизированного предприятия, на балансе которого находились эти объекты, и органа управления муниципального образования, на территории которого находится это предприятие, необходимо провести конкурс на соучредительство, при этом в особых условиях плана приватизации оговариваются обязательства покупателя (правопреемника) по выполнению функций и обязательств приватизируемого предприятия по осуществлению эксплуатации и обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства.
20. Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду
Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду, кроме объектов, сданных в аренду в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Приватизация объектов, сданных в аренду в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", не производится, если иное не будет предусмотрено законодательством.
Документ разработан общественной экспертно-аналитической группой при депутате Московской городской Думы Рукиной И.М. в составе: Бобровой Н.С., Величковского Г.А., Голубева А.Н., Додонова Б.К, Зусмановича Л.М., Иванова Н.Ф., Морского И.М., Петровой Н.А., Суворовой К.А., Тихоновича В.В., Чижковой Т.И. совместно с представителями комитета по управлению имуществом г. Москвы Авековым В.В. и Ануприенко В.Ю., с депутатами Московской городской Думы Рукиной И.М., Сизовым Ю.С., Шохиным С.О. и согласован с представителем Госкомимущества Российской Федерации Лазаревским А.А., с представителями Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) Кольцовым В.А. и Порхуновым А.В., а также с представителем государственно-правового отдела Московской городской Думы Масленниковой М.А.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской городской Думы от 25 января 1995 г. N 10 "Об утверждении Основных положений приватизации государственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.