Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Батина А.Л. при секретаре Коршак М.В., с участием истца Прогонновой С.Н. и представителей ответчика Коноплевой С.В. и Семеновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прогонновой С.Н. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Юрьев-Польском районе о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
17 января 2012 г. Прогоннова С.Н. подала в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области (далее - УПФ) заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи "данные изъяты"летним стажем "данные изъяты" деятельности.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N УПФ отказало в установлении пенсии, не включив истцу в стаж "данные изъяты" и иной деятельности по охране "данные изъяты" (далее - "данные изъяты" деятельность) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней в льготном исчислении) в должности "данные изъяты" отделения в больнице "данные изъяты" помощи "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней) в должности "данные изъяты" отделения "данные изъяты" Юрьев-Польской "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяц "данные изъяты" дней) в должности "данные изъяты" отделения "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней) в должности "данные изъяты" "данные изъяты" а также период нахождения в отпуске "данные изъяты" до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дня), без которых этот стаж на момент обращения за назначением пенсии составлял лишь "данные изъяты" года "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней.
Общий трудовой стаж истца на день обращения за пенсией составлял "данные изъяты" лет "данные изъяты" дней.
Исключение названных периодов из стажа "данные изъяты" деятельности истца УПФ мотивировало отсутствием документального подтверждения работы в должности "данные изъяты" "данные изъяты" в "данные изъяты" "адрес" в течение всего периода работы в этой "данные изъяты" (приказ о приеме на работу в должности "данные изъяты" а приказ об увольнении - с должности "данные изъяты"), а также тем, что в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не предусмотрены должности "данные изъяты" и "данные изъяты", учреждение "данные изъяты" с наименованием "данные изъяты"".
Считая, что названные периоды работы исключены из стажа необоснованно, истец обратилась в суд с иском о включении этих периодов в стаж "данные изъяты" деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании стороны свои позиции поддержали.
Исследовав доказательства и выслушав судебные прения, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям.
Работа истца в спорные периоды подтверждена записями в трудовой книжке, приказами о приеме на работу и увольнении, справками, материалами пенсионного дела.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила N 781).
Подпунктом Б пункта 5 Правил N 781 и прилагаемым к этим Правилам Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, определено, что право на такой зачет стажа работы имеют медицинские сестры хирургических отделений больниц.
Ранее аналогичный льготный зачет стажа врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля был предусмотрен Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Из приказа по "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) видно, что с этой даты Прогоннова С.Н. была принята на работу в "данные изъяты" в должности "данные изъяты", карточками-справками (л.д. 18, 19) подтверждено, что истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именно в этой должности, а не в должности "данные изъяты" Сведений о переводе ее с должности "данные изъяты" на должность "данные изъяты" не имеется.
Исходя из этого, суд считает доказанным, что весь период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прогоннова С.Н. работала в должности "данные изъяты" "данные изъяты" в "данные изъяты" "адрес" и этот период в льготном исчислении ( "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней в соответствии с подпунктом Б пункта 5 Правил N 781) подлежит включению в стаж "данные изъяты" деятельности.
Допущенная в приказе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) неточность об освобождении ее от занимаемой должности "данные изъяты" не должна препятствовать пенсионному обеспечению истца в соответствии с фактически выполнявшейся работой.
Список N 781 должностей с наименованиями "данные изъяты", "данные изъяты" и учреждения "данные изъяты" с наименованием "данные изъяты" не предусматривает.
Вместе с тем работа истца в данных должностях осуществлялась во время действия иных нормативных актов.
Назначение врачам и другим работникам здравоохранения пенсий при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 ""О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое не применяется территории Российской Федерации только с 1 октября 1993 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953.
Утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (подраздел 1 раздела II), были предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, фельдшеры - все независимо от наименования должности.
В силу пункта 2.9 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в лечебно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела II данного Перечня, пенсии за выслугу лет назначаются, в частности, фельдшерам - всем независимо от наименования должности.
Зачет в стаж лечебной деятельности работы врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должностей предусматривало и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 г. N 634).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 г. N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" были утверждены изменения наименований должностей в действующих штатных нормативах медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения (приложение 1), в соответствии с которыми должность диспетчера-фельдшера подлежала переименованию в должность фельдшера или медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде.
Однако из записи N в трудовой книжке Прогонновой С.Н. (л.д. 12) и приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она была переведена на работу в должности с устаревшим и не подлежащим применению наименованием - "данные изъяты"
По приказу "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 28) Прогоннова С.Н. была переведена на должность "данные изъяты" "данные изъяты", т.е. на должность с наименованием, также не соответствующим вышеназванному Приказу Минздрава СССР от 25 июня 1981 г. N 693.
Уволена с работы в "данные изъяты" Прогоннова С.Н. была с должности "данные изъяты" "данные изъяты" приказом по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 29).
В суд представлена справка "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой записи N и N в трудовой книжке Прогонновой С.Н. сделаны не верно: вместо должности "данные изъяты" должна была быть указана должность "данные изъяты" по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прогоннова С.Н. работала "данные изъяты" в "данные изъяты" "данные изъяты" (л.д. 91).
Совместным информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 г. N 06-25/8625 было разъяснено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура должностей, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (последующими изменениями и дополнениями), и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395 (с последующими изменениями и дополнениями).
В указанной Номенклатуре должностей в разделе средний медицинский персонал именованы должности фельдшера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 31 мая 2006 г. N 435 установило тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком N 781.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание содержащуюся в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой приобретенные пенсионные права должны быть сохранены, а изменение ранее действовавшего порядка исчисления трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, суд считает, что спорные периоды работы истца в должностях диспетчера-фельдшера и выездного фельдшера подлежат включению в стаж лечебной деятельности истца.
Очевидные ошибки "данные изъяты", связанные с неправильным наименованием должностей, на которых в эти периоды работала Прогоннова С.Н., не должны влиять на фактическую и правовую сущность выполненной истцом работы, связанной с осуществлением "данные изъяты" деятельности, и служить препятствием для реализации приобретенных пенсионных прав.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395 (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве учреждений здравоохранения были названы здравпункты (врачебные, фельдшерские) предприятий промышленности.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в разделе средний медицинский персонал содержал должность фельдшера.
Хотя утвержденные этим же Постановлением Правила в пункте 1 предусматривали зачет в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения работу в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в фельдшерских здравпунктах, являвшихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), однако ни Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, ни утвержденные им Правила не имели силы закона и не могли ограничивать применение статьи 81 действовавшего с 1 января 1992 г. до 1 января 2002 г. Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" рамками лечебной деятельности только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ограничивает стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения рамками работы в государственных и муниципальных учреждениях.
Абзац 5 пункта 6 действующих в настоящее время Правил N 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449), предусматривающий зачет в стаж лечебной деятельности работу в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, также не связывает этот зачет с принадлежностью здравпунктов именно государственным или муниципальным организациям.
В данном случае суд считает необходимым руководствоваться содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 разъяснением о том, что до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Таким образом, факт того, что "данные изъяты"" не являлся государственной или муниципальной организацией, не служит правовым основанием для исключения работы истца в должности "данные изъяты" этого "данные изъяты" из стажа лечебной деятельности.
"данные изъяты"" имеет лицензию Департамента здравоохранения администрации Владимирской области на осуществление медицинской деятельности, рабочую программу здравпункта по производственному контролю за соблюдением и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (л.д. 31 - 36, 44 - 46).
Прямое отношение работы в должности "данные изъяты" "данные изъяты"" к осуществлению "данные изъяты" деятельности подтверждено также должностной инструкцией "данные изъяты" и Перечнем оказываемых услуг, согласно которым, "данные изъяты" "данные изъяты" обеспечивает инфекционную безопасность для работников, осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, выполняет профилактические и лечебно-диагностические манипуляции и процедуры, оказывает работникам предприятия неотложную и доврачебную медицинскую помощь, вводит лекарственные препараты, применяет консервативные методы лечения больных, проводит лечебные процедуры, организует профилактические прививки, ведет амбулаторный прием, проводит осмотр водителей перед выездом в рейс, проводит санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни (л.д. 37, 38 - 40).
Как видно из представленных документов, Прогоннова С.Н. имеет соответствующее "данные изъяты" образование по специальности "данные изъяты", "данные изъяты", во время работы в "данные изъяты" она регулярно проходила курсы повышения квалификации по специальностям "данные изъяты" приказом по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" ей присвоена "данные изъяты", квалификационная комиссия "данные изъяты" также подтверждала ей "данные изъяты" по специальности "данные изъяты"л.д. 15, 47 - 53).
Следовательно, работа Прогонновой С.Н. в должности "данные изъяты" "данные изъяты"" относится к "данные изъяты" деятельности и подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Поскольку с зачетом спорных периодов Прогоннова С.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела не менее "данные изъяты" лет стажа "данные изъяты" деятельности, с этой даты ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.
Руководствуясь статьей 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прогонновой С.Н. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области включить Прогонновой С.Н. в стаж "данные изъяты" и иной деятельности по "данные изъяты" населения для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" "данные изъяты" в "данные изъяты" "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" отделения "данные изъяты";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" отделения "данные изъяты"
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" "данные изъяты"
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юрьев-Польском районе Владимирской области назначить Прогонновой С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца.
Судья А.Л.Батин
Решение вступило в законную силу 15 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.