Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей Г.М. Халитовой, Ф.В. Хабировой
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ИК ЗМР Республики Татарстан - Р.В. Барановой на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:
заявленные исковые требования Л.Ш. Сабирзяновой удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан выделить Л.Ш. Сабирзяновой земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Ш. Сабирзянова обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обязании выделить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1000 кв.м, находящийся по адресу: "адрес"
В обоснование иска указала, что истица обратилась с заявлением на имя главы Осиновского сельского поселения ЗМР Республики Татарстан о выделении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу. Главой Осиновского сельского поселения ЗМР Республики Татарстан было подготовлено ходатайство на имя руководителя ИК ЗМР Республики Татарстан о предоставлении Л.Ш. Сабирзяновой указанного земельного участка.
По заявлению Л.Ш. Сабирзяновой был сформирован и поставлен на кадастровый учет спорный земельный участок, дана публикация в газету, а именно, сведения о наличии земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду, и было принято решение, ввиду наличия только одной заявки, передать земельный участок площадью 1000 кв.м, находящийся по адресу: "адрес" в аренду без торгов Л.Ш. Сабирзяновой.
Л.Ш. Сабирзяновой была согласована схема расположения земельного участка. Распоряжением МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" схема расположения земельного участка утверждена с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Все необходимые требования, ею были соблюдены. Однако письмом от "дата" истице в предоставлении спорного земельного участка было отказано, ввиду того, что земельный участок был сформирован после публикации, а также в связи с тем, что истица не проживает в данном поселении.
Представитель Исполкома ЗМР Республики Татарстан исковые требования не признала.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя ИК ЗМР Республики Татарстан - Р.В. Барановой ставится вопрос об отмене решения суда, указывается, что истец должен был обратиться в суд в особом порядке в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Л.Ш. Сабирзянова регистрацию прав на земельный участок не произвела.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно ?либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из материалов дела усматривается, что Л.Ш. Сабирзянова обратилась в адрес главы Осиновского сельского поселения ЗМР Республики Татарстан о выделении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
"дата" главой Осиновского сельского поселения ЗМР Республики Татарстан на имя руководителя Исполнительного комитета ЗМР Республики Татарстан было подготовлено ходатайство за .... о предоставлении Л.Ш. Сабирзяновой земельного участка площадью 1000 кв.м в "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства.
"дата" Л.Ш. Сабирзянова обратилась с заявлением на имя руководителя МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" о формировании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
"дата" в газете "Яшел Узэн" за .... вышло сообщение МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" о земельных участках, расположенных на территории ЗМР, предлагаемых для передачи в аренду сроком на 5 лет для ведения личного подсобного хозяйства, в т.ч. и испрашиваемый Л.Ш. Сабирзяновой участок площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес".
По результатам предварительной и заблаговременной публикации сведений о наличии земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду, расположенные на территории ЗМР, ввиду наличия только одной заявки Л.Ш. Сабирзяновой комиссия решила, что подлежит передаче Л.Ш. Сабирзяновой в аренду без торгов земельный участок. Данный земельный участок имеет следующие характеристики: "адрес"; площадью 1000 кв.м; назначения - ведение личного подсобного хозяйства; срок аренды - 5 лет.
Из акта выбора земельного участка от "дата" следует, что вышеуказанный земельный участок, представленный для ведения личного подсобного хозяйства, согласован всеми необходимыми службами.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что распоряжением руководителя МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" .... от "дата" утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет "дата" и ему присвоен кадастровый номер .....
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к правильному выводу, что спорный земельный участок относится к землям, находящимся в муниципальной собственности, ограничений в предоставлении данного земельного участка в аренду действующим земельным законодательством не установлено, Л.Ш. Сабирзяновой соблюдена процедура получения спорного земельного участка в аренду.
Таким образом, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы представителя ИК ЗМР Республики Татарстан - Р.В. Барановой о том, что истец должен был обратиться в суд в особом порядке в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, противоречит материалам дела. Заявление в суд истицей было направлено "дата", дата отказа ответчика - "дата", то есть заявление было подано в срок менее трех месяцев после даты отказа.
Ссылка в жалобе, что Л.Ш. Сабирзянова регистрацию прав на земельный участок не произвела, является несостоятельной, ввиду невозможности регистрации незаключенного договора аренды земельного участка.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИК ЗМР Республики Татарстан - Р.В. Барановой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.