Постановление Президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2011 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего - Суханова Ю.В.
членов Президиума - Емельянова А. В., Берша С. И., Кулябина В. М., Головкова Л. П., Коробейниковой Л. Н. -
по докладу - судьи Калмыкова В. Ю.,
рассмотрев гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "..." к Сажаеву В. В. о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации,
по надзорной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "..." на решение мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Ижевска от 27 июля 2010 г. и на апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 9 ноября 2010 г.,
переданное на рассмотрение суда надзорной инстанции определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Калмыкова В. Ю. от 26 января 2011г.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "..." (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с иском к Сажаеву В. В. о взыскании суммы штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ. В обоснование требований указало, что пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) предусмотрена регистрация адвокатов в качестве страхователей в территориальных органах страховщика по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя с приложением копии удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
Сажаев В. В. является адвокатом с 25 февраля 2009 г., что подтверждается удостоверением адвоката "..." от 25 февраля 2009 г., выданным Управлением Министерства юстиции РФ по Удмуртской Республике.
В нарушение установленного законом срока ответчик зарегистрировался в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию лишь 30 ноября 2009 г., что подтверждается заявлением о регистрации и актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 22 февраля 2009 г.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 Закона N 167-ФЗ срока регистрации в органе Пенсионного фонда более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в сумме 10 000 рублей.
На основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, в отношении адвоката Сажаева В. В. вынесено решение "..." от 22 декабря 2009 г. о привлечении к ответственности за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ. В адрес ответчика направлено требование об уплате штрафа за нарушение срока регистрации, которое на момент обращения в суд не исполнено.
На основании положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Управление просило взыскать с Сажева В. В. штраф за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ за счет его имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств в сумме 10 000 рублей.
При рассмотрении дела представитель истца требования иска поддержал.
Сажаев В. В. исковые требования не признал.
Решением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Ижевска от 27 июля 2010 г. требования иска оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 9 ноября 2010 г. решение мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Ижевска от 27 июля 2010 г. оставлено без изменения.
Апелляционная жалоба Управления оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 13 декабря 2010 г., Управление, не согласившись с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и вынести по делу новое решение, удовлетворив иск.
В обоснование требований жалобы представитель Управления указал, что вывод суда об отсутствии у Сажаева В. В. обязанности зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда РФ ошибочен, основан на неверном применении и толковании норм материального права.
23 декабря 2010 г. дело истребовано и 13 января 2011 г. поступило в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Заслушав доклад судьи Калмыкова В. Ю., изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Управления Романовой Е. А., поддержавшей жалобу, объяснения Сажаева В. В., возражавшего против доводов жалобы, суд надзорной инстанции находит основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу статьи 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права.
Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, с 24 апреля 2007 г. Сажаев В. В. является пенсионером по выслуге лет в органах прокуратуры "..." (л. д. 25).
25 февраля 2009 года Сажаеву В. В. выдано удостоверение адвоката (л. д. 15).
30 ноября 2009 года Сажаевым В. В. в Управление подано заявление о регистрации в качестве страхователя. В этот же день проведена его регистрация (л. д. 3).
Таким образом, срок регистрации в Управлении адвокатом Сажаевым В. В. пропущен более чем на 90 дней.
По данному факту составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, от 1 декабря 2009 г. N 39 (л. д. 7), который адвокат Сажаев В. В. получил лично под роспись, и вынесено решение от 22 декабря 2009 г. "..." (л. д. 10) о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, за нарушение срока регистрации в органе ПФР, которое отправлено Сажаеву В. В. по почте заказным письмом. В этот же день на основании указанного выше решения вынесено и направлено в адрес Сажаева В. В. требование об уплате штрафа (л. д. 11), которое последним в добровольном порядке исполнено не было, что повлекло обращение Управления с соответствующим иском в суд.
Согласно Закону N 167-ФЗ граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе адвокаты, относятся к числу застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и одновременно признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ установлено, что регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется (для адвокатов) по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
Таким образом, адвокат Сажаев В. В., являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, должен был зарегистрироваться в территориальных органах страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 5 Закона N 167-ФЗ) в установленном Законом N 167-ФЗ порядке в срок до 28 марта 2009 г.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 Закона N 167-ФЗ срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Из судебных постановлений по данному делу следует, что суд, отказывая Управлению в удовлетворении иска, руководствовался правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 492-О (далее по тексту - Определение N 492-О).
Конституционный Суд РФ в Определении N 492-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11, пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ - в той части, в какой они возлагают на судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в РФ", работающих адвокатами, обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда России в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ.
Суд отметил, что регистрация в качестве страхователей граждан, имеющих статус адвоката, при отсутствии у них изначально обязанности уплачивать страховые взносы лишена правового смысла. Возложение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в органах страховщика без цели уплаты страховых взносов влечет неоправданное обременение указанных лиц.
Согласно Определению N 492-О ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, по своему предназначению и правовой природе аналогично пенсии за выслугу лет, назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что предопределяет необходимость одинакового подхода при решении вопроса о признании лиц, получающих указанное государственное пенсионное обеспечение, страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплате ими за себя страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
В пункте 3 резолютивной части Определения N 492-О Суд указал, что в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Определении на основании правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных им в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В абзаце 3 пункта 3.4 мотивировочной части определения Конституционного Суда от 24 мая 2005 г. N 223-О (далее по тексту - Определение N 223-О) установлено, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда России при отсутствии в действующем законодательстве надлежащего правового механизма, гарантирующего им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление и соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции РФ.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3.2 мотивировочной части Определения N 223-О распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано, таким образом, гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии.
Согласно части 4 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
Во исполнение Определения N 492-О Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" внесены изменения. Статья 3 указанного Закона дополнена пунктом 6, в соответствии с которым военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Данные изменения вступили в силу с 25 июля 2008 г.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" к военнослужащим относятся, наряду с прочими, и прокурорские работники.
Таким образом, указанными изменениями обеспечен правовой механизм, гарантирующий предоставление адвокатам - военным пенсионерам, к числу которых относится и Сажаев В. В., соответствующего страхового обеспечения, с учетом уплаченных ими сумм страховых взносов, и увеличение тем самым получаемых ими пенсионных выплат.
На основании изложенного в настоящее время, как и на момент получения Сажаевым В. В. удостоверения адвоката, основания для признания неправомерным привлечения военных пенсионеров, имеющих статус адвокатов, к ответственности по пункту 1 статьи 27 Закону N 167-ФЗ отсутствуют.
Вместе с тем, как следует из судебных постановлений по настоящему делу, они основаны лишь на правовой позиции, изложенной Конституционныи Судом РФ в Определения N 492-О, без учета указанных выше изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ.
Таким образом, по настоящему делу суд не применил закон, подлежащий применению, а также неправильно истолковал закон, что повлекло вынесение по делу незаконных судебных постановлений.
Допущенное судом нарушение норм материального права следует признать существенным нарушением, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя. Данное нарушение норм материального права влечет отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, а судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики
ПОСТАНОВИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г.Ижевска от 27 июля 2010 г. и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 9 ноября 2010 г. отменить.
По делу принять новое решение, которым исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "..." удовлетворить. Взыскать с адвоката Сажаева В. В. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации штраф за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ за счет его имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в сумме 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Надзорную жалобу удовлетворить.
Председательствующий: Ю.В. Суханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.