судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
прокурор Советского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением о признании несоответствующей действующему законодательству статьи 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования Советское городское поселение, утверждённых решением Думы города Советска от 15.02.2011 года N 2 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования Советское городское поселение". В обоснование своих требований прокурор указал: оспариваемой нормой установлено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора и вывоза бытовых отходов, утверждаемых решением Думы города Советска. Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация города Советска по соглашению со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования. Вместе с тем, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В статье 3 Гражданского кодекса РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения. Акты органов местного самоуправления к ним не относятся. Таким образом, возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, находящейся в собственности, владении, пользовании, может быть осуществлено: либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Статьёй 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, рассматриваемому федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Изданием незаконного решения нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан, проживающих на территории города Советска. Также нарушаются права юридических лиц. Просил указанную норму признать не соответствующей действующему законодательству и не подлежащей применению со дня издания - 15.02.2011 года.
Советским районным судом Кировской области постановлено решение от 18 января 2012 года, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор Советского района ставит вопрос об отмене решения суда и постановлении нового решения об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование привел доводы, изложенные ранее в заявлении, поданном в суд.
От представителя Думы города Советска Пушкарева С.А. поступили письменные возражения на апелляционное представление, в которых он просит оставить решение Советского районного суда от 18 января 2012 года без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения. В возражениях ссылается на то, что пункт 2.1 Правил благоустройства г. Советска, утверждённых решением Думы г. Советска от 15.02.2012г. N 2, принят с учётом местных традиций и особенностей быта в г. Советске. Дополнительно указал, что в соответствии с пунктом 8.2.1 Приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" физических и юридических лиц, независимо от их организационно- правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий. То есть действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать правила благоустройства территории г. Советска, соответствующие установленным рекомендациям Минрегиона РФ от 27.12.2012г. N 613.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Шибанова Н.Е. поддержала в своих объяснениях обстоятельства и доводы, изложенные в представлении.
Представитель Думы города Советска по доверенности Пушкарев С.А. суду дал пояснения, аналогичные содержанию письменных возражений на апелляционное представление. Также пояснил, что оспариваемый муниципальный правовой акт прошел регистрацию был опубликован в газете "Наш город над Пижмой- рекой". В настоящее время официальным печатным изданием, в котором публикуются муниципальные нормативные акты Советского городского поселения, является газета "Вести Трёхречья".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Дума города Советска решением N 2 от 15 февраля 2011 года утвердила Правила благоустройства территории муниципального образования Советское городское поселение. Правила благоустройства опубликованы на основании пункта 4 указанного решения Думы в газете "Наш город над Пижмой- рекой", что прокурором не оспаривалось.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Аналогичное положение содержится в пункте 20 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Советское городское поседение.
Согласно статьи 7 этого же Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1 рассматриваемых Правил благоустройства предусмотрено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами, порядком сбора и вывоза бытовых отходов, утверждаемых решением города Советска. Организацию уборки иных территории осуществляют администрация г. Советска, по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Понятие прилегающей территории дано в пункте 1.2 данных Правил, это земельный участок из территории общего пользования, являющийся смежным с границами земельного участка, предоставленного под соответствующий объект и находящийся в соответствующих границах, которые приведены в пункте 1.2 Правил благоустройства.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
При этом, как указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Прокурор Советского района оспаривал в суде указанную норму, как не соответствующую федеральному (гражданскому) законодательству, считая, что очистка и уборка прилегающей территории может быть возложена на правообладателей земельных участков только на основании федерального закона или договора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что прокурором изначально оспаривался не весь пункт 2.1 Правил благоустройства, а лишь та часть, которая возлагает на правообладателей земельных участков обязанность очистки и уборки прилегающих территорий.
Отказывая прокурору в удовлетворении его требовании, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный нормативно-правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству. При этом суд указал, что Дума города Советска, при принятии Правил благоустройства территории муниципального образования Советское городское поселение, действовала в пределах компетенции в решении вопросов местного значения поселения, которые не попадают под регулирование гражданского законодательства.
Между тем, указанный вывод сделан при неправильном применении норм материального права.
Согласно пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из системного толкования изложенных норм следует, что эти правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании Федерального закона либо на основании договора.
В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения пункта 2.1 Правил благоустройства в части слов "?и прилегающих территорий?" устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно вышеприведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
Доводы представителя Думы города Советска о том, что с 1 января 2012 года пункт 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" действует в новой редакции, которая предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также его ссылка на пункт 8.2.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613, исследованы судом апелляционной инстанции и не влияют на его выводы, поскольку эти акты не относят к компетенции органов местного самоуправления возможность установления такого обременения.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Поскольку пункт 2.1 оспариваемых Правил благоустройства в части слов "?и прилегающих территорий?" противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, то его следует признать недействующим со дня принятия.
Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права, поэтому решение Советского районного суда Кировской области подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Советского районного суда Кировской области от 18 января 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Пункт 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования Советское городское поселение, утверждённых решением Думы города Советска от 15 февраля 2011 года N 2, в части слов "?и прилегающих территорий?" признать не недействующим со дня принятия.
Настоящее определение или сообщение о нем опубликовать в печатном издании - газете "Вести Трёхречья".
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.