Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Раковского В.В., судей Салащенко О.В., Васякина А.Н., при секретаре Бобылевой О.В., с участием прокурора Губаревой О.А., рассмотрела 02 мая 2012 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Адамовского района Оренбургской области на решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 года по иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Айжановой Г.М. к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., мнение прокурора Губаревой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адамовского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Айжановой Г.М. с исковым заявлением к администрации муниципального образования Адамовский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав в заявлении, что Айжанова Г.М. с 2000 года по настоящее время является медицинским работником учреждения здравоохранения, работает в МУЗ "Адамовская ЦРБ", проживает в сельской местности. До 01.01.2005 г. Айжанова Г.М. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья. За период с 01.11.2008 г. по 01.11.2011 г. (включительно) Айжановой Г.М. в счет оплаты за освещение было уплачено *** рублей, за отопление в указанный период было уплачено *** рублей. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено *** руб. Согласно решения Совета депутатов МО Адамовсий район N *** от 14.11.2006 г. ежемесячная компенсация указанных затрат составила *** рублей в месяц.
С января 2005 года указанная категория медицинских работников не могла быть лишена прав на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и условия их предоставления не должны были быть ухудшены и соответственно Айжановой Г.М., являющейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающей и проживающей в п.Адамовка, Адамовского района, относящегося к сельской местности, пользующейся до января 2005 года льготами по полному возмещению расходов на отопление и освещения, с указанного времени должно было производиться возмещение данных расходов в полном объеме. Обязанность по сохранению социальной поддержки в том же объеме, в каком Айжанова Г.М. получала до 01.01.2005 года лежит на муниципальном образовании Адамовский район. Просили взыскать с администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Айжановой Г.М. за период с 01.11.2008 г. по 01.11.2011 г. в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме ***
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Оренбургской области Заморина Ю.А. и истица Айжанова Г.М. исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Адамовский район Оренбургской области Команова И.В. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.
В судебном заседании представитель третьего лица МУЗ "Адамовская ЦРБ" не явился, извещен надлежащим образом. В представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 г. исковое заявление прокурора Адамовского района Оренбургской области, в интересах Айжановой Г.М. к Аминистрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением удовлетворено частично. Взыскано с Администрации МО Адамоский район Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Айжановой Г.М. расходы по оплате отопления и освещения за период с 01.01.2009 года по 31.10.2011 года в сумме *** руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Адамовского района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В представленных возражениях прокурор Адамовского района Оренбургской области и истец Айжанова Г.М. просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образование государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года N 122 - ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. П.50 ст.35 ФЗ N 122 от 22.08.2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьёй 63 Основ, в новой редакции, определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 года N 5-П, определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года N 383-0-П, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В судебном заседании суда первой инстанции было установлено, что Айжанова Г.М. действительно с 10.07.2000 года по 06.12.2007 г. работала медсестрой МУЗ "Кваркенская ЦРБ", а с 20.12.2007 г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры процедурного кабинета МУЗ "Адамовская ЦРБ", что подтверждается копией трудовой книжки.
Согласно справки администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Айжанова Г.М. прописана и проживает в *** имеет следующий состав семьи: муж - Айжанов И.И., сыновья Айжанов Ж.И. и Айжанов Т.И.
Согласно справки об оплате за потребленную электроэнергию, в период времени с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года от Айжановой Г.М. в счет оплаты за электроэнергию поступили платежи в общей сумме *** коп.
Из справки по оплате за отопление за период с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года видно, что затраты Айжановой Г.М. составили - *** руб. *** коп.
Согласно справки с Управления социальной защиты населения администрации МО Адамовский район от 01.02.2012 года, Айжанова Г.М. и члены её семьи Айжанов И.И., Айжанов Ж.И. и Айжанов Т.И. в УСЗН на учете не состояли и льготами на коммунальные услуги не пользовались.
Согласно справки с Управления социальной защиты населения администрации МО Адамовский район от 15.02.2012 года, Айжанова Г.М. состоит на учете в УСЗН в секторе назначения жилищных субсидий и ей выплачены субсидии на оплату ЖКУ: *** коп. с 01.07.2011 года по 31.07.2011 года, *** коп. с 01.08.2011 года по 31.08.2011 года, *** коп. с 01.09.2011 года по 30.09.2011 года, *** коп. с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года, всего за указанный период - *** коп.
Согласно справки с Управления социальной защиты населения администрации МО Адамовский район от 15.02.2012 года, Айжановой Г.М. за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года ежемесячно выплачивалась компенсация расходов на оплату тепловой энергии, отпускаемой МУП "ЖКХ" в размере *** руб., общий размер составил - *** руб.
Согласно справки МУЗ "Адамовская ЦРБ" Айжановой Г.М. выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года в сумме *** руб.
Согласно справки с МУЗ "Кваркенская ЦРБ" Айжанова Г.М. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг с 11.07.2000 года по 06 декабря 2007 года.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", принятыми Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Решением Совета депутатов Муниципального образования Адамовский район Оренбургской области N 65 от 29.12.2004 г., "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района", установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района, в том числе и среднему медицинскому персоналу, выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме *** руб. Решением Совета депутатов Муниципального образования Адамовский район Оренбургской области N 64 от 24 ноября 2006 года, размер компенсации был увеличен до *** рублей в месяц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года, медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.
Из представленных документов, следует, что затраты Айжановой Г.М. за период с 01.01.2009 г. по 31.10.2011 г. на освещение составили *** руб., на отопление *** коп. За указанный период Айжановой Г.М. выплачена компенсация по частичному возмещению расходов МУЗ "Адамовская ЦРБ" в размере *** руб., субсидия УСЗН МО Адамовский район в размере *** руб., компенсация расходов на оплату тепловой энергии в размере *** руб. Соответственно Айжановой Г.М. не компенсированы расходы на оплату жилья с отоплением и освещением в размере *** руб.
Принимая решение о взыскании фактических расходов по оплате жилья на отопление и освещение за период с 01.01.2009 года по 31.10.2011 года с администрации Муниципального образования "Адамовский район Оренбургской области" в пользу истицы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Айжанова Г.М., начиная с 10.07.2000 года, работая медицинской сестрой и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Размер произведенных выплат Айжановой Г.М. не покрывал фактических затрат на освещение и отопление жилья, а согласно определению Конституционного Суда, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку только до 01.01.2005 г. медицинские работники пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением не состоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения сторон.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.