Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Ерш Е.Н.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 9 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" на решение Октябрьского районного суда г.Орска от 24 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределённого круга лиц к государственному учреждению здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы", Орскому межрайонному филиалу Государственного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" о признании действий незаконными,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Орского филиала ГУЗ "Бюро СМЭ" Богданова И.Г., действующего также в интересах ГУЗ "Бюро СМЭ" на основании доверенности от 4 февраля 2011 года N 2, просившего кассационную жалобу удовлетворить, прокурора Омельченко Л.В., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы", Орскому межрайонному филиалу ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" с требованиями о признании незаконными действий по взиманию платы с граждан за производство судебных экспертиз в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, и прекращении указанной деятельности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в Орском межрайонном филиале ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" выявлены нарушения ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Так, гражданам, обратившимся в органы милиции с заявлениями о совершении в отношении них преступлений с причинением вреда их здоровью, участковыми оперуполномоченными ОВД и инспекторами ОДН в рамках проведения проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ выдаются направления для прохождения судебно-медицинского освидетельствования в Орском межрайонном филиале ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы". Однако, администрацией данного учреждения с этих граждан за оказание услуг по проведению такого освидетельствования взыскивается плата согласно установленного прейскуранта. Денежные средства, вырученные от оказания платных медицинских услуг, направляются на лицевой счёт Орского межрайонного филиала ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы". Полагает, что проведение сотрудниками милиции по заявлению граждан проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ и выдача им направлений на судебно-медицинское освидетельствование является составной частью уголовного судопроизводства. Однако Федеральным законом N 73-ФЗ оказание государственным судебно-экспертным учреждением платных экспертных исследований по уголовному судопроизводству не предусмотрено.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор изменил свои требования и окончательно просил признать незаконными действия ГУЗ "Бюро СМЭ", Орского межрайонного филиала ГУЗ "Бюро СМЭ" по взиманию платы с граждан за проведение судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, и прекратить незаконную деятельность.
Представитель ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Белов Ю.Ю., действующий на основании доверенности от 1 декабря 2010 года N 23, заведующий Орским межрайонным филиалом ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Богданов И.Г. и представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкин Т.А. возражали против удовлетворения требований прокурора.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 24 декабря 2010 года заявление прокурора удовлетворено. Признаны незаконными действия ГУЗ "Бюро СМЭ" и Орского межрайонного филиала ГУЗ "Бюро СМЭ" по взиманию платы с граждан за проведение судебно-медицинских обследований в рамках уголовного судопроизводства при проведении проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Этим же решением суда ГУЗ "Бюро СМЭ", Орский межрайонный филиал ГУЗ "Бюро СМЭ" обязаны прекратить осуществление такой деятельности.
С таким решением суда не согласно ГУЗ "Бюро СМЭ", которое в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.
В силу ч. 1-3 ст. 179 УПК РФ для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица.Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста.
Положения указанных норм также не исключают возможности проведения освидетельствования граждан на основании постановления дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа с привлечением специалистов судебно-экспертного учреждения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
По смыслу всех указанных норм исследования граждан судебно-экспертным учреждением проводится бесплатно по возбужденным уголовным делам, а также с целью разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела на основании вынесенного с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства постановления дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.
Судом установлено, что ГУЗ "Бюро СМЭ" учреждено приказом Главного управления здравоохранения Администрации Оренбургской области от 16 февраля 1998 года N 84. Данное учреждение имеет в своём составе Орский филиал ГУЗ "Бюро СМЭ".
С февраля 2010 года по настоящее время ГУЗ "Бюро СМЭ" и Орский филиал ГУЗ "Бюро СМЭ" на основании направлений на судебно-медицинское освидетельствование, выдаваемых участковыми милиции, оперативно-уполномоченными милиции ОВД по МО г.Орск, инспекторами ОДН при проведении в рамках ст.ст. 144, 145 УПК РФ проверок сообщений о преступлениях, проводят медицинские обследования граждан. По итогам обследований судебно-медицинским учреждением выдаются акты судебно-медицинского обследования. За оказание данной услуги с граждан взимается плата.
Поскольку в силу требований закона исследование граждан судебно-экспертным учреждением в рамках разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела проводится бесплатно, то взимание платы за совершение указанных действий являются незаконными.
То обстоятельство, что граждане направляются на обследование только на основании направлений должностных лиц, без вынесенного с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства постановления, основанием для оказание указанной услуги на платной основе не является.
Реализация прав граждан на стадии разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела на бесплатное оказание услуг по проведению медицинского обследования с целью установления наличия и степени тяжести причинённых телесных повреждений, наличия состава преступления и её квалификация, не может зависеть от того, соблюдены ли должностным лицом требования уголовно-процессуального закона по надлежащему оформлению процессуальных документов.
Такая правовая позиции высказана Конституционным Судом РФ, а также содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 1, где указано, что возникновение у потерпевшего предусмотренных законом прав не ограниченно формальным закреплением его статуса в постановлении о возбуждении уголовного дела и о признании потерпевшим, а должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.
Ввиду изложенного, являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ГУЗ "Бюро СМЭ" о том, что при направлении граждан на медицинское освидетельствование не на основании вынесенного в установленном порядке постановления, учреждение вправе оказывать услуги по медицинскому обследованию платно. В данном случае определяющим является не форма документа, на основании которого гражданин направляется на освидетельствование, а то, с какой целью необходимо проведение освидетельствования. Неправильное оформление документа должностным лицом не может служить основанием для возложения на граждан обязанности оплатить услуги медицинского учреждения, если освидетельствование или иные действия совершаются в порядке проведения проверки о совершенном преступлении.
Доводы кассационной жалобы, основанные на Разрешении N 76 Министерства здравоохранения Оренбургской области от 17 октября 2008 года на оказание платных медицинских услуг, Положении "Об организации платных судебно-медицинских услуг ГУЗ "Бюро СМЭ" в Оренбургской области", утверждённого начальником ГУЗ "СМЭ" 10 апреля 2009 года и на Прейскуранте на судебно-медицинские услуги от 24 февраля 2010 года как на законности взимаемой с граждан платы, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в данных актах не содержится указание на освидетельствование за плату потерпевших, направленных для судебно-медицинского обследования сотрудниками правоохранительных органов в ходе проверок сообщений о преступлениях в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что Орский филиал ГУЗ "Бюро СМЭ" не является юридическим лицом, и не может выступать в качестве ответчика, являются необоснованными, поскольку согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из указанного следует, что действия государственных учреждений и их филиалов могут быть обжалованы в суд.
То обстоятельство, что филиал государственного учреждения не обладает правами юридического лица, не может препятствовать рассмотрению дела в исковом порядке, если обжалуются принятые им решения, совершённые действия (бездействие), поскольку иная возможность обжалования решений, действия (бездействия) филиала государственного учреждения законом не предусмотрена (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Орска от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.