Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Петуховой Е.В., при секретаре Колывановой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 27 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе Гущина В.Г. на решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 ноября 2011 года, которым постановлено:
Отказать Гущину В.Г. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения представителя ответчика Б., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гущин В.Г. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности включить в стаж государственной службы в органах внутренних дел военную службу по призыву из расчета 1 день военной службы за два дня государственной службы и произвести перерасчет получаемой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходил военную службу по призыву с 10.11.1962 года по 09.11.1965 года. 12 07 2011 года обратился с заявлением в ЦПО ФЭУ ГУ МВД России по Пермскому краю в соответствии с действующим законодательством произвести перерасчет в календарном исчислении военной службы по призыву и включить в стаж государственной службы в органах внутренних дел. 08.08.2011г. из ЦПО ГУ МВД России по Пермскому краю получен ответ: что выслуга лет получаемой пенсии составляет 28 лет.... ГУ МВД России по Пермскому краю при исчислении стажа государственной службы включает военную службу по призыву за период с 10.11.1962 года по 09.11.1965 года из расчета один день военной службы за один день государственной службы. Истец считает, что период службы по призыву должен быть включён в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы за два дня государственной службы (ст. 10 ч.З Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Гущин В.Г., ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным и незаконным. Суд неправильно применил нормы материального права. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - "Закон"), пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом, в соответствии со ст. 5 указанного Закона, лица, проходившие службу в органах, имеют право на получение пенсии за выслугу лет, если эти лица имеют предусмотренную Законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии таким лицам, в соответствии со ст. 18 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок действительно установлен Постановлением Правительства от 22.09.1993г. N 941. Так, п. 1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается, в том числе, военная служба по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации и (или) СССР. При этом, абз. 1 п. 5 данного Постановления устанавливает правило, согласно которому срочная военная служба, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Указанное исключение, которое является по своей правовой сути гарантией льготного исчисления выслуги, в полной степени распространяется и на граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах СССР, о чем прямо говорит п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В связи с этим, обоснованным выглядит применение п. 3 ст. 10 указанного Федерального закона, в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, Федеральный закон фактически устанавливает исключение из правила, установленного Постановлением Правительства РФ, которое сводится к установлению льготного порядка включения времени нахождения граждан на военной службе по призыву в выслугу лет, дающую право на получение соответствующего вида пенсии.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гущин В.Г. в период с 01.10.1966 года по 01.06.1992 года проходил службу в органах внутренних дел; уволен из органов внутренних дел приказом УВД Пермской области N150 л/с от 20.05.1992 года по ст.68 п. "Б" Положения о прохождении службы по болезни. Общая выслуга лет для назначения пенсии составила 28 лет 07 месяцев 28 дней (л.д. 27, 28).
В период с 10.11.1962 года по 09.11.1965 года Гущин В.Г. проходил службу по призыву в войсковой части N60513 (л.д.6-8). Указанный период, при исчислении выслуги лет для назначения пенсии засчитан в календарном исчислении.
12.07.2011 года Гущин В.Г. обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о зачете ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву с 10.11.1962 года по 09.11.1965 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, и перерасчете получаемой им пенсии.
Письмом ЦПО ГУ МВД России по Пермскому краю NФ/2-10816 от 28.07.2011 года Гущину В.Г. было сообщено, что выслуга лет установлена ему правильно в соответствии с действующим законодательством; спорный период прохождения военной службы по призыву подлежит зачету в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N941; оснований для перерасчета выслуги лет не имеется.
Рассматривая заявленные требования Гущина В.Г., суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст. 1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Указанный нормативный акт не содержит понятия "стажа государственной службы в органах внутренних дел", поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован "выслугой лет".
Статьей 13 указанного федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
На момент увольнения истца условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел регламентировались положениями Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих".
Согласно ст. 19 Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел определялся Советом Министров СССР.
Для назначения пенсий за выслугу лет лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, в соответствии с п. "б" ч.1 Постановления Совмина СССР от 15.12.1990 года N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" (далее Постановление от 15.12.1990 года N 1290), засчитывалась действительная военная служба.
Пунктом 5 Постановления от 15.12.1990 года N 1290 лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ранее состоявшим на действительной военной службе, предусматривалось засчитывать эту службу в периоды, указанные в пунктах 2 и 3 настоящего Постановления, в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих (с учетом пункта 4 Постановления от 15.12.1990 года N1290).
Пунктом 4 Постановления от 15.12.1990 года N1290 было установлено, что действительная срочная военная служба, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 10.11.1962 года по 09.11.1965 года, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Гущину В.Г. в органах внутренних дел в календарном исчислении, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истца Гущина В.Г. права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ").
Между тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Гущина В.Г.
Иных оснований, влекущих необходимость отмены судебного решения, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 ноября 2011 года без изменения, апелляционную жалобу Гущина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.