Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 января 2011 г, которым постановлено:
Обязать Военный комиссариат Пермского края выдать Трефиловой З.И. удостоверение, дающее право на компенсации, льготы и преимущества, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Военный комиссариат Пермского края выплачивать Трефиловой З.И ежемесячную денежную компенсацию в размере 6191,92 рублей с последующей индексацией в соответствии с законодательством, за счет денежных средств, выделяемых на эти цели.
Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Трефиловой З.И. задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в сумме 30959,60 рублей за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ в федеральном бюджете.
В удовлетворении требований Трефиловой З.И. о взыскании с Министерства финансов РФ задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в сумме 30959,60 руб. - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трефилова З.И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края, Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ о понуждении к выдаче удостоверения, дающего право на льготы для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС; взыскании единовременно суммы задолженности по платежам за вред здоровью в размере 30 959,60 рублей, взыскании денежной компенсации за вред здоровью ежемесячно на будущее время в размере 6 191,92 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что ее муж Трефилов В.Г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и имел соответствующее удостоверение о праве на льготы; 26.03.08г. ему установлена 1 группа инвалидности, однако в связи со смертью(03.08.08 г.) соответствующее удостоверение ему не было выдано. В марте 2010г. истица обратилась в военкомат г. Чайковского за удостоверением о праве на льготы, которое до настоящего времени ей не выдано. Отсутствие удостоверения лишает ее права на получение мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании п. 15 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Постановлением Правительства РФ от 16.12.09г. N 1024 компенсация для инвалидов первой группы установлена в размере 12 383,84 рублей, соответственно компенсация истцу составляет 6191,92 рублей, а задолженность за период с 01 апреля по 31 августа 2010г. -30 959,60 рублей. Считает, что обязанность по выплате суммы лежит на органах социального обеспечения Министерства обороны РФ.
В судебное заседание истец не явилась, прося рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика -Военного комиссариата ПК иск не признавала.
Представитель ответчика - МФ РФ иск не признавала.
Представитель ответчика МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания сторона извещена.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Военный комиссариат ПК, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применен материальный закон. Не учтено, что Т. при жизни не являлся получателем денежной компенсации в счет возмещения вреда из расчета 12 383,84 рублей, следовательно, истица не вправе рассчитывать на получение денежной компенсации исходя из 50% от этой суммы. Обязанность по выдаче удостоверения в силу закона не может быть возложена на данного ответчика.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, не усматривает оснований для его отмены; в то же время имеются основания к снижению взысканных судом сумм.
В соответствие с п. 15 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 10.11.09) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:инвалидам I группы - 5 000 рублейщнвалидам И группы - 2 500 рублсйщивалидам III группы - 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Как следует из материалов дела истица является женой Т., умершего 03.08.08 г. При жизни-26.03.08 г. ему была установлена 1-я группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с воздействием радиации при выполнении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС в период с 05.11.87г. по 22.01.88г. При этом на момент смерти Т. удостоверение инвалида ему выдано не было; за выдачей указанного документа истица обратилась как нетрудоспособный член семьи умершего Т.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку Т.при жизни являлся получателем компенсации за вред здоровью по линии Минобороны РФ и в случае его обращения ( при жизни) за выдачей удостоверения обязанность по оформлению и выдаче документа лежала бы на Военном комиссариате ПК. Следовательно, обязанность по выдаче соответствующего удостоверения нетрудоспособному члену семьи умершего инвалида также лежит на данном ответчике. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, в решении приведены, выводы основаны на законе. Доводами кассационной жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Поскольку, не имея соответствующего удостоверения, истица не могла реализовать принадлежащие ей права на выплату денежной компенсации в порядке п. 15 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1,постольку перед ней образовался долг в виде ежемесячного платежа денежной компенсации в счет возмещения вреда; истица просила взыскать единовременно задолженность по компенсации за период с 01 апреля по 01 сентября 2010 г.(5 месяцев).
Рассчитывая размер ежемесячной компенсации, суд исходил из того, что нрава истицы производны от прав самого Т. как получателя сумм в счет возмещения вреда. При этом суд, сославшись на Постановление Правительства РФ N 1024 от 16.12.09г., учитывал, что размер ежемесячной денежной компенсации должен составить 6 191.92 рублей(50% от 12 383,84 рублей), задолженность по компенсации за пять месяцев составляет 30 959,6 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции Так судом не было учтено то обстоятельство, что сам Т. не являлся получателем денежной компенсации в размере 12 383,84 рублей, поскольку умер в 2008г., в то время как выплата в указанном размере была установлена Правительством РФ только с 2010г. Тот факт, что истица является получателем компенсации как нетрудоспособный член семьи, которому причитались бы указанные выплаты в том случае, если бы он был жив и, следовательно, самостоятельно реализовывал свое право, не является значимым.
Суду в данном случае надлежало исходить из того, что впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в и. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1. Размер денежной компенсации данный Закон не устанавливал, он определялся в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г.).
Впервые денежная компенсация в твердой денежной сумме была установлена Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"0 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 12.02.01 г. N 5-ФЗ, введенном в действие с 15.02.2001г. Так для инвалидов первой группы установлена денежная компенсация в размере 5 000 рублей. Этим же законом статья 14 базового Закона была дополнена частью второй, предусматривающей право нетрудоспособных членов семьи лица, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС, на ежемесячную денежную компенсацию в случае смерти самого инвалида.
Поскольку обратная сила данному закону не придана, следует исходить из того, что нетрудоспособные члены семьи умершего инвалида имеют право на соответствующую компенсацию только после 15.02.01г.
Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года N 11-П предусмотрено, что из п. 25 ч. 1 ст. 14 а также абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ базового закона (в редакции от 12.02.01) в их нормативном единстве с чч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.01 г.(и. 3.3). Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ.
Следовательно, данное право у нетрудоспособного члена семьи умершего инвалида возникает не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующим после 15.02.2001 г. законодательством, регулирующим данный вопрос( п. 25 ст. 14 Закона, а с 01.01.05 г.-п. 15 ст. 14 Закона в соответствие с Федеральным законом N 122 ФЗ от 22.08.04г).
Из изложенного следует, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной в настоящее время п. 15 ч.1 ст. 14 базового Закона.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.01 г(вступление в действие Федерального Закона N 5-ФЗ от 12.02.01г), сама истица до 15.02.01 получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.01 г. N 5-ФЗ(а именно в марте 20 Юг), назначение и выплата данной компенсации должна осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, истица имеет право на получение денежной компенсации в размере 50% от 5 000 рублей, т.е. в размере 2 500 рублей. Следовательно, сумма задолженности по компенсации в счет возмещения вреда за пять месяцев ( с 01 апреля по 01 сентября 20 Юг) составляет 12 500 рублей, а не 30 959,60 рублей как указал суд в решении. Размер компенсации, подлежащей выплате истице ежемесячно на будущее время, должен составить 2 500 рублей. С учетом этого взысканные судом суммы подлежат снижению.
Иных доводов, влекущих отмену решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Снизить взысканную с Военного комиссариата Пермского края в пользу Трефиловой З.И. единовременно задолженность по денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью до 12 500 рублей.
Снизить размер денежной компенсации за вред здоровью, подлежащей выплате Трефиловой З.И. ежемесячно на будущее время, до 2 500 рублей.
В оставшейся части решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.01.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Пермского края- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.