Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 30 ноября 2010 года, которым постановлено:
"Возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми обязанность произвести начисление платежей Ахметханову А.Х. в возмещение вреда здоровью с 01.05.2010 года ежемесячно по 10 182 рубля 40 копеек до следующей индексации.
Взыскать с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми в пользу Ахметханова А.Х. задолженность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2007 года по 30 апреля 2010 года в размере 129 282 рублей 40 копеек."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., заключение прокурора Кузнецовой И.А. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметханов А.Х. обратился в Кировский районный суд г. Перми с иском к Отделу по Кировскому району Территориального управления Минсоцразвития, Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по городу Перми о возложении обязанности на отдел по Кировскому району Территориального управления Минсоцразвития установить ежемесячные суммы возмещения вреда с 01.01.2010 г. в размере 12319 руб. 68 коп., о взыскании с Отдела по Кировскому району Территориального управления Минсоцразвития задолженности за период с 1 января 2005 г. по апрель 2010 г. в размере 219774 руб. 40 коп.
Заявленные требования мотивировал следующим: является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, полученным при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. 24.11.1995 года, ему установлена ежемесячная сумма в возмещение вреда в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности. Решением Кизеловского горсуда Пермской области от 28.07.2006 г. ежемесячные суммы в возмещение вреда с 01.01.2004 года были ему установлены в размере 3813 руб. 47 коп. Дальнейшее повышение указанных сумм должно производиться ежемесячно в зависимости от роста инфляции, установленного ФЗ "О Федеральном бюджете" на очередной финансовый год. Органами соцзащиты дальнейшее повышение ежемесячных сумм не производилось. С учетом Постановления Правительства РФ N 143 от 3.03.2007 г. с 1.01.2005 г. ежемесячная сумма возмещения вреда должна составить 4233 руб. 95 коп. /3813,47*1,11/, с 1 января 2006 г. с учетом Постановления Правительства РФ N 143 от 3.03.2007 г. ежемесячная сумма должна составлять 4613,92 /4232,95*1,09/. В связи с недоплатой указанных сумм образовалась задолженность. С 25.12.2006 г. ему установлена П группа инвалидности и 90 % утраты трудоспособности. То есть, с 1.01.2007 г. размер возмещения вреда должен быть установлен по 8305 руб. 06 коп. /90%:50%=1,8, 4613,92*1,8/. Однако органами соцзащиты в нарушение законодательства, без согласия истца ежемесячная компенсация в возмещение вреда установлена с 1.01.2007 г. в размере 4508,09 руб. в твердой денежной сумме. С 1.01.2008 г. ежемесячные выплаты должны составлять 9911,25 руб. с учетом Постановления Правительства РФ N 655 от 03.09.2008 г./8969,46* 1,105/, с 1.01.2009 г. ежемесячные выплаты должны составлять 11199,71 руб. с учетом Постановления Правительства РФ N 545 от 07.07.2009 /9911,25*3,13/. С 1.01.2010 г. ежемесячно должно выплачиваться по 12319 руб.68 коп. с учетом Постановления Правительства РФ N 976 от 10.12.2009 г., то есть, недоплачено 219774 руб. 40 коп., с 1.01.2010 г. необоснованно установлен размер возмещения вреда 6191 руб. 93 коп.
Уточнив исковые требования, исключил отдел по Кировскому району Территориального управления Минсоцразвития из числа ответчиков, сумму задолженности просил взыскать за период с 1 января 2007 г. по апрель 2010 г. в размере 129282 руб. 20 коп., определить размер ежемесячной денежной выплаты с 1.01.2010 г. в размере 10 182,40 рублей, с 01.01.2008г.- в размере 8191,80 рубля. В обоснование доводов указал, что поскольку решением Кизеловского городского суда Пермской области, начиная с 01.08.2006 года, ежемесячные суммы возмещения вреда установлены в размере 3 183,47 рублей ежемесячно, то индексация в дальнейшем должна производиться с 01.01.2007 года. В связи с чем с 01.01.2007 года ежемесячные выплаты с учетом инфляции должны составлять по 4 118,55 рублей (3813,47 х 1,08), с учетом инфляции, с учетом увеличения группы инвалидности 7 413, 39 рублей (4 118, 55 х 1,8). С 01.01.2008 года ежемесячные платежи должны составлять 8 191, 80 рублей (7 413,59 х 1,105), с 01.01.2009 года- 9 256.73 рублей (8 191,80 х 1,13), с 01.01.2010 года- 10 182,40 рублей (9 256.73x1,1).
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, приводя следующие доводы.
Сумма возмещения вреда с января 2007 года истцу назначена в твердом размере, поскольку сумма возмещения вреда, установленная решением Кизеловского городского суда от 28.07.2006 была меньше, чем сумма, определенная действующим законодательством. Установлением выплат в твердой денежной сумме положение истца не было ухудшено. Истец и ранее не был лишен возможности заявить требование об исчислении сумм возмещения вреда в ином размере, но воспользовался данным правом только сейчас. В связи с чем, до обращения в суд с данным исковым заявлением он был согласен с размером возмещения вреда, установленным и выплачиваемым ему органом социальной защиты населения. Ответчик полагает выводы суда о перерасчете сумм неверными, поскольку органы социальной защиты населения не вправе были проводить индексацию назначенных судом выплат по росту величины прожиточного минимума, поскольку органы социальной защиты населения проводят индексацию на основании Федерального закона от 26.04.2004 N и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих коэффициенты по росту инфляции. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального Закона РФ от 12.02.2001г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту ВПМ в целом по РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста ВПМ за год в целом по РФ признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью каждая. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении - конкретных дел после 15.02.2001 г. были ориентированы данным установлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста ВПМ, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно- правовую норму временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование. В Определении от 04.12.2007 N 879-0-0 Конституционный Суд РФ относительно индексации в связи с ростом ВПМ также указал, что "данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер". Федеральным законом от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ в часть 3 статьи 5 базового Закона внесены изменения. С 29 мая 2004 г. (момента вступления указанного закона в силу) размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Данная норма действует с 29 мая 2004 года и по настоящее время, она не признана не соответствующей Конституции РФ и не отменена.
Статьей 3 Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ установлено, что размеры выплат, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи Федерального закона от 12.02.2004 N 5- ФЗ, индексируются с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством РФ. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год, установленных базовым Законом размеров компенсаций и иных выплат. Эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации на определение сроков её проведения, какие- либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, содержащимся в них правилами, не осуществляется. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. В дальнейшем порядок индексации названных сумм также устанавливается Постановлением Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год. Таким образом, законодатель, принимая Федеральный закон от 26.04.2004 г ., счел необходимым с 2002 года индексировать в едином порядке установленные Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Следовательно, со вступлением в силу вышеназванных нормативных правовых актов вопрос об индексации ежемесячной денежной компенсации на законодательном уровне урегулирован. По поводу перерасчета суммы возмещения вреда в связи увеличением процента потери трудоспособности суду следовало учесть, что после принятия Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС ", возмещение вреда с 5.02.2001 больше не определяется как для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В соответствии с базовым Законом от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции Закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ размер суммы в возмещение вреда изменяется в зависимости от изменения группы инвалидности, или остается ранее назначенная сумма.
Суд не учел, что увеличение % утраты трудоспособности не влечет увеличение размера возмещения вреда. Статья 2 Закона N 5-ФЗ в первоначальной редакции гласила: "гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей". В законе нет упоминания о сохранении порядка перерасчета сумм в связи с изменением % утраты трудоспособности. По пункту 10 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, утвержденного постановлением Правительства от 21.08.2001 N 607, гражданам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается денежная компенсация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка (в сумме в зависимости от группы инвалидности 1 гр.- 1000 руб., 2 гр.- 2500 руб., 3 гр. - 1000 руб.) В случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Суд не принял во внимание, что оснований для увеличения суммы возмещения вреда в связи с установлением 2 группы инвалидности и увеличения % утраты трудоспособности в действующем законодательстве не усматривается.
В кассационной жалобе также указывается, что истцом фактически заявлены требования о возмещении ему убытков, причиненных несвоевременной выплатой денежных сумм возмещения вреда здоровью. В силу ч.1 ст. 1085 ГК РФ возмещение вреда, причиненного здоровью, выражается в убытках, которые несет гражданин в связи с ухудшением здоровья, суммы возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, складываются из траченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь, и дополнительно понесенных расходах, вызванных повреждением здоровья. Следовательно, индексация несвоевременно произведенных выплат в возмещение вреда здоровью по своему характеру не может быть отнесена к требованиям о возмещении вреда здоровья, в связи с этим к ним применяются общие правила о сроках исковой данности. По мнению ответчика, суд не дал надлежащей оценки указанным выше обстоятельствам, имеющии значение для дела и вынес необоснованное решение.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Объем социальной поддержки граждан определен ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Федеральным законом от 12.07.1995 года "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 25 ст. 14 изложен в следующей редакции: "возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 декабря 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС" п. 25 ст. 14 изменен, установлено право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
Из материалов дела следует: Ахметханову А.Х. 09.12.1996 года установлена 3 группа инвалидности с 50% утратой трудоспособности, произведен расчет сумм возмещения вреда исходя из заработка за 12 месяцев перед установлением инвалидности.
15.02.2001 года Ахметханов А.Х. обратился с заявлением о перерасчет пенсии и установлении ее в размере компенсации по группе инвалидности. В связи с чем с 15.02.2001 г. в возмещение вреда выплачивалось по 1000 руб. ежемесячно. Вступившим в законную силу решением Кизеловского городского суда Пермской области от 28.07.2006 года с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского района г. Перми за счет средств федерального бюджета в пользу Ахметханова А.Х. взыскано единовременно 122 138, 93 рублей в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате радиационного воздействия при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.08.2006 года установлен ежемесячный размер возмещения вреда по 3 813, 47 рублей до очередного повышения сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума. При этом данным решением суда установлено, что Ахметханов А.Х. является получателем возмещения вреда, размер ежемесячной выплаты ему определен по правилам, установленным п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12.07.1995 г. и составлял на 01.07.2000 г. 641, 38 рублей. С 01.01.2000 года увеличение размера возмещения вреда не производилось. С 15.02.2001 года истцу выплачивалась компенсация в твердой денежной сумме, установленной ФЗ N 5 от 12.02.2001 г., по 1000 руб.
Из решения Кизеловского городского суда от 28.07.2006 года следует, что с 01.01.2001 года ежемесячная сумма возмещения вреда определена ему в размере 1536, 24 руб. При этом суд исходил из того, что поскольку заболевание вследствие участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС получено Ахметхановым А.Х. 09.12.1996 года, он имеет право на получение ежемесячной выплаты, рассчитанной из заработка истца в порядке, предусмотренном Правилами возмещения работодателем вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1995 года, которые были признаны утратившими силу с 06.01.2000 года. Вышеуказанным решением суда от 28.07.2006 года ежемесячные суммы возмещения вреда, начиная с 01.08.2006 года, были установлены истцу в размере 3 813, 47 рублей до очередного повышения сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума.
25.12.2006 года Ахметханову А.Х установлена II группа инвалидности и 90% утраты профессиональной трудоспособности, заболевание связано с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
29.12.2006 года Ахметханов А.Х обратился в комитет соцзащиты населения с заявлением о назначении единовременной компенсации по изменению группы инвалидности с третьей на вторую.
С 1.01.2007 г. органами соцзащиты Ахметханову А.Х установлена компенсация возмещения вреда по 4 174,16 рубля в твердой денежной сумме, т.к. она выше, чем определенная судом.
В 2006 году ежемесячные выплаты Ахметханову А.Х составили 3 813,47 рублей, в 2007 году - 4 508, 09 рублей, в 2008 году - 4 981, 44 рубль, в 2009 году - 5 629, 03 рублей, с 1.01.2010 г. - выплачивается по 6 191, 93 рублю.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, указав, что, начиная с 01.01.2007 года, ответчик должен был произвести истцу перерасчет сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности и коэффициентов величины прожиточного минимума, в связи с чем сумма ежемесячной выплаты Ахметханову А.Х. с 01.01.2007 года должна составлять 7 413, 39 рублей (3 813, 47 рублей х 1,08 = 4 118, 55; 90% : 50% - 1,8; 4 118, 55 х 1,8 - 7 413, 39 рублей). С 01.01.2008 года- 8 191, 80 рубль (7413, 39 рублей х 1,105 = 8191, 80 рубль). С 01.01.2009 года- 9 256, 73 рублей (8191, 80 рублей х 1,13 = 9 256, 73 рублей). С 01.01.2010 года-10 182, 40 рубля (9 256, 73 рублей х 1,1 = 10 182, 40 рублей).
Взыскание сумм произведено на основании представленного истцом расчета, проведенного судом. Суд определил, что за период с 01.01.2007 года по апрель 2010 года разница между суммами возмещения вреда, подлежащими выплате истцу, и выплаченными суммами составляет 129 282, 20 рубля.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.
Фактически доводы кассационной жалобы аналогичны возражениям ответчика при рассмотрении спора по существу, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
Суд правильно исходил из того, что решением Кизеловского городского суда Пермского края от 28.07.2006 года расчет ежемесячной денежной выплаты был произведен исходя из заработной платы истца, размер ежемесячной выплаты установлен в размере 3813,47 руб. Поскольку заявление Ахметханова А.Х. о выплате возмещения вреда в твердой денежной сумме в материалах дела отсутствует, то последующее назначение ему возмещения в твердой денежной сумме было необоснованным, повлекло образование задолженности.
Довод кассационной жалобы о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности является несостоятельным, основан на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с абз. 4 ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Как правильно указал суд первой инстанции, вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Закон РФ от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Исходя из изложенного постановленное судом решение является законным и обоснованным.
Правовых доводов, влекущих отмену решения по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 30 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.