Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Бугаевой Е.М., Игнатьева А.В.
при секретаре Сугробовой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе Грачевой Н.Г. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 июля 2011 года, которым было отказано в удовлетворении исковых требований Грачевой Н.Г. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Грачевой Н.Г. - Богдановой А.А. (доверенность 64 АА 0364305 от 06.07.2011 г.), просившей удовлетворить жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Грачева Н.Г. обратилась в суд с требованиями к администрации Саратовского муниципального района о возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства площадью 643 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" и площадью 142 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес". В обоснование доводов указала, что по сообщению ответчика указанные земельные участки возможно приобрести в собственность только на аукционе, который будет назначен и проведен ответчиком, что, по мнению истца, не соответствует требованиям закона, поскольку при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, аукцион назначаться не должен.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Грачевой Н.Г. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судом нарушены нормы материального права, процедура, предусмотренная ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельного участка была соблюдена.
Проверив законность и обоснованность постановленного судебного акта в соответствии с п. 2 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отмене в части судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1статьи 20 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии состатьями 9,10 и11 настоящего Кодекса.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 28.06.2005 года серии N и серии N Грачевой Н.Г. в порядке наследования на праве собственности принадлежит домовладение и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес"
07.09.2009 года Грачева Н.Г. обратилась в Администрацию Саратовского района с заявлением о предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка общей площадью 855 кв.м, состоящего из двух земельных участков, расположенных рядом с принадлежащим ей земельным участком площадью 1400 кв.м по адресу: "адрес"
В последующем Грачевой Н.Г. также дополнительно были представлены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки площадью 643 кв.м с кадастровым номером N и 142 кв.м с кадастровым номером N, схема расположения земельных участков и сведения о присвоении испрашиваемым земельным участкам почтовых адресов.
Указанные земельные участки расположены на землях, отнесенных к категории населенных пунктов, что видно из соответствующих кадастровых планов земельных участков.
02.06.2010 года в газете "Большая Волга" было опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении спорных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
08.06.2010 года в Администрацию Саратовского муниципального района
обратился гражданин Рыськов А.В. с заявлениями о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет спорных земельных участков.
10.06.2010 года Рыськову А.В. было направлено сообщение о том, что для реализации спорных земельных участков либо права аренды на них будет назначено проведение аукциона.
Аналогичное сообщение было направлено 08.04.2011 года Грачевой Н.Г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что требования федерального законодательства в части выполнения ст. 34 ЗК РФ ответчиком соблюдены в полной мере и соответствуют п. 3.6 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района N 01-7М04 от 16.04.2009 года, согласно которого в случае, если по истечении месяца после опубликования информации о земельном участке подано более одного заявления, то проводится аукцион по продаже земельных участков, либо права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка (порядок и сроки проведения аукциона установлены действующим законодательством).
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 76 Конституции РФ)
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом или иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статья 76 Конституции РФ).
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что положение п.3.6. Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривающее в случае подачи нескольких заявок принятие решения о проведении аукциона по продаже земельных участков, противоречит федеральному законодательству.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 447 Гражданского кодекса РФ только законом может быть установлен перечень договоров о продаже вещи или имущественного права, которые могут быть заключены путем проведения торгов.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ устанавливается порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном явлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренногостатьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
При этом судебная коллегия отмечает, что испрашиваемый земельный участок площадью 643 кв.м. с кадастровым номером N относится к категориям земель населенных пунктов, не предполагающим реализацию через аукцион, как например, иные категории земель, оборот которых регулируется специальным законодательством, предусматривающим их реализацию через торги.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает в случае подачи двух и более заявок проведения аукциона, положения норм закона об обязанности органа местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками с соблюдением требований справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков не содержат указания на предоставления таких земельных участков в собственность через продажу такого права с аукциона.
П. 1 ст. 34 ЗК РФ предоставляет органам местного самоуправления право определять лишь порядок (процедуру) рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков, самостоятельным же правом на установление иного, по сравнению с федеральным законодательством, порядка предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством, не наделяет.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района N 01-7/104 от 16.04.2009 г., не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям в виду противоречия его законодательным актам более высокого уровня, а доводы администрации Саратовского муниципального района о необходимости проведения аукциона не состоятельны и не основаны на материальном законе.
Также не соответствует закону и Порядок рассмотрения заявок, предусмотренный Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района N 01-7/104 от 16.04.2009 г., который противоречит п. 2-6 ст. 34 ЗК РФ, устанавливающего порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, которым не предусмотрено проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок, пункту 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающему, что случаи заключения договора о продаже вещи или имущественного права исключительно путем проведения торгов могут быть установлены лишь Гражданским кодексом РФ или иным законом.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела применил не подлежащий применению нормативный акт органа местного самоуправления, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения в части вывода суда о законности проведения процедуры, установленной ст. 34 ЗК РФ, ответчиком в отношении земельного участка площадью 643 кв.м по адресу: "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства в собственность.
Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены судебного акта в кассационной инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, установив, что судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено неправильное применение норм материального права в указанной части, считает решение суда подлежащим отмене, однако, разрешение вопроса о предоставлении земельного участка площадью 643 кв.м. с кадастровым номером N находится в компетенции органа местного самоуправления.
Как установил суд первой инстанции, Грачева Н.Г. в соответствии со ст. 34 ЗК РФ подала заявление о предоставлении ей земельного участка в собственность, ею была предоставлена схема расположения земельного участка, сведения о кадастровом учете, постановления о присвоении почтовых адресов.
Кроме того, была произведена публикация в средствах массовой информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка.
Таким образом, на момент рассмотрения дела процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, была частично осуществлена, но не выполнена в полном объеме.
Исходя из смысла земельного законодательства и учитывая, что администрация муниципального образования фактически уклоняется от предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, нарушая процедуру, установленную федеральным законом, решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должно приниматься органом местного самоуправления, с учетом определенных критериев оценки, а не судом.
Поскольку процедура предоставления испрашиваемого земельного участка проведена не в полном объеме, как то определено в ст. 34 Земельного кодекса РФ, судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию Саратовского муниципального района обязанность рассмотреть заявление Грачевой Н.Г. о предоставлении земельного участка площадью 643 кв.м. по адресу: "адрес" в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.
Вместе с тем, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Грачевой Н.Г. к Администрации Саратовского муниципального района о возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 142 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" судебная коллегия находит правомерным по следующим основаниям.
Как видно из кадастровой выписки о земельном участке, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов ( л.д.).
Согласно заявления Грачева Н.Г. просила предоставить указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельнымзаконодательством.
Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с решением Саратовского районного собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 04.10.2006 года N 01-7/91 "Об установлении минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" для ведения личного подсобного хозяйства указанные размеры составляют 300 кв.м.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Грачевой Н.Г. об обязании предоставить в собственность земельный участок площадью 142 кв.м. не имеется ввиду нарушения предельных норм предоставления земельного участка в собственность.
Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.
Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение по делу в части обязания администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Грачевой Н.Г. о предоставлении земельного участка площадью 643 кв.м. по адресу: "адрес" с кадастровым номером N для ведения личного подсобного хозяйства в собственность в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ не передавая дело на новое рассмотрение, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 июля 2011 года отменить в части отказа Грачевой Н.Г. в удовлетворении требования к администрации Саратовского муниципального района о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка площадью 643 кв.м. по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Грачевой Н.Г. о предоставлении земельного участка площадью 643 кв.м. по адресу: "адрес" с кадастровым номером N для ведения личного подсобного хозяйства в собственность в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.