Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
Председательствующего Ретунской Н.В.
судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А.
с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры Новичкова Е.А.
при секретаре Авчинникове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе Сафронова А.Ю. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 15 августа 2011 года, которым удовлетворены исковые требования первого заместителя прокурора г. Балашова в защиту прав, свобод и законных интересов Балашовского муниципального района и неопределенного круга лиц к Сафронову А.Ю. об освобождении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения Сафронова А.Ю., просившего удовлетворить жалобу, представителя администрации МО "Город Балашов" Мягковой О.Г. (доверенность N 2 от 14.02.2011 года), просившей оставить решение без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора города Балашова Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов Балашовского муниципального района и неопределенного круга лиц обратился в суд к Сафронову А.Ю. с иском об освобождении земельного участка. В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой города Балашова с привлечением специалистов Балашовского отдела Управления Росреестра по Саратовской области проверкой соблюдения земельного законодательства установлено размещение и эксплуатация Сафроновым А.Ю. торгового павильона для продажи продуктов, расположенного по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке площадью 5 кв.м. без права собственности либо аренды на земельный участок. Земельным участком, на котором расположен торговый павильон, принадлежащий Сафронову А.Ю., распоряжаться вправе администрация Балашовского муниципального района и самовольное занятие земельного участка препятствует Балашовскому муниципальному району в реализации полномочий собственника, использование земельного участка без правоустанавливающих документов нарушает права муниципальных образований на получение земельных платежей. Также в результате неправомерного размещения торгового киоска на землях общего пользования создаются препятствия для неопределенного круга лиц по свободному использованию мест общего пользования.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Сафронова А.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что судом при рассмотрении дела были нарушены нормы процессуального права, не смотря на то, что Сафронов А.Ю. сообщил суду о невозможности участия в судебном заседании по семейным причинам и просил суд не рассматривать дело без его участия, дело было рассмотрено. Кроме того, суд пришел к необоснованному выводу о том, что торговый павильон является самовольной постройкой, в то время, как принадлежащее ему строение является сборно-разборной конструкцией и не является недвижимостью. Факт нарушения прав муниципального района либо неопределенного круга лиц необоснованны и не подтверждаются какими-либо доказательствами. Киоск, который Сафронова А.Ю. обязали снести, находится на земельном участке, ранее предоставленном Сафронову А.Ю. на праве аренды. Отсутствие прав на земельный участок на момент обращения с иском в суд не является основанием для необоснованных выводов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Статьей 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в данном случае, арендные правоотношения возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (статья 209 ГК РФ).
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии состатьями 9,10 и11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Пунктом 3 ст. 450 ГК РФ определено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Исходя из положений статей 25, 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 60 ЗК РФ одним из способов защиты нарушенных земельных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданскимзаконодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с требованиями ч. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей впорядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Сафронову А.Ю. принадлежит торговый павильон, расположенный на не отведенном для этих целей в установленном законом порядке земельном участке площадью 5 кв.м. по адресу: "адрес"
Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 27.05.2011 года, проведенной старшим помощником прокурора г. Балашова совместно со специалистами Балашовского отдела Управления Росреестра по Саратовской области, в ходе которой было установлено, что торговый киоск размером 2,1 х 2,3 м., расположенный в 39 м юго-восточнее юго-восточного угла 9-тиэтажного жилого "адрес", принадлежащий Сафронову А.Ю., располагается на земельном участке площадью 5 кв.м. без правоустанавливающих документов; схемой от 27.05.2011 г. расположения торговых киосков, на которой обозначен торговый киоск Сафронова А.Ю. в районе "адрес"; объяснениями самого Сафронова А.Ю., данные государственному инспектору Балашовского, Романовского и Самойловского районов Саратовской области по использованию и охране земель, из которых следует, что киоск был установлен в 2000 году с разрешения администрации Балашовского района на земельном участке, находившемся у него в аренде, после окончания срока аренды земельного участка документы на земельный участок не были оформлены, за самовольное занятие данного земельного участка Сафронов А.Ю. привлекался к административной ответственности, однако нарушения так и не были им устранены.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что торговый павильон, принадлежащий Сафронову А.Ю. на спорном земельном участке, находится вне правовых оснований, что нарушает права муниципального образования как собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим земельным участком, а также права неопределенного круга лиц по пользованию мест общего пользования на территории муниципального образования, в связи с чем, после прекращения договорных арендных отношений в 2000 году арендатор Сафронов обязан был возвратить земельный участок в первоначальном состоянии, свободным от павильона.
Доказательств того, что земельный участок под торговым павильоном был предоставлен Сафронову А.Ю. на каком-либо праве, предусмотренном действующим земельным законодательством, стороной ответчика представлено не было, не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
Доводы кассационной жалобы о том, что суду не было представлено доказательств нарушения прав муниципального района либо неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Из содержания указанных положений закона следует, что само по себе занятие земельного участка общего доступа, каковым является спорный земельный участок, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела были нарушены нормы процессуального права, являются необоснованными.
В материалах дела имеется заявление Сафронова А.Ю. о том, что он не может явиться в судебное заседание, назначенное на 15.08.2011 года по сложившимся семейным обстоятельствам, и просит суд в его отсутствие дело не рассматривать. Данное заявление было разрешено судом в судебном заседании с учетом мнения лиц, участвующих в деле и в его удовлетворении было обоснованно отказано в связи с непредоставлением суду каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, в материалах дела имеется надлежащее извещение ответчика о дне и месте рассмотрения судебного заседания, каких-либо возражений на момент извещения Сафроновым не заявлялось.
Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции, что не является основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела судом, не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнительную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.