Кассационное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Воронина С.Н.,
при секретаре Гончаровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности по заработной плате,
по кассационной жалобе Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от 02 декабря 2011, которым постановлено:
"Исковые требования С. к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить частично.
Взыскать с Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу С. задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год в размере "данные изъяты" копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1 "данные изъяты" копеек, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей. Всего к взысканию "данные изъяты" копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., мнение представителя Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры Новокшановой И.Г. об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании задолженности по оплате премии по результатам работы за 2010 год в размере "данные изъяты" копеек, процентов за несвоевременную выплату премии по результатам работы за 2010 год в размере "данные изъяты" копейки, компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что с (дата обезличена) истец проходил государственную гражданскую службу в должности начальника Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов ХМАО - Югры. (дата обезличена) был освобожден от замещаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе".
В соответствии с пп. 1,2 статьи 19 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 апреля 2005 года N 20-оз "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" (далее по тексту - Закон N 20-оз), пунктом 3.5 раздела 3 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденного постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года N 55 "О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" и в соответствии с распоряжением Губернатора от 02 марта 2011 года N 83 - РГ "О премировании", истец имел право на получении премии за 2010 год.
Ханты - Мансийским районным судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Аппарат Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Аппарат).
В ходе рассмотрения дела истец увеличил объем исковых требований в части размера взыскания премии по итогам работы за 2010 год до "данные изъяты" рублей, в части денежной компенсации за просрочку выплаты премии уменьшил до "данные изъяты" копеек.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Аппарата Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Суду представлены возражения относительно заявленных требований, содержащие доводы о том, что ответчик не является надлежащим, считает надлежащим ответчиком Департамент управления делами Губернатора ХМАО - Югры.
Представитель Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры Новокшанова И.Г. иск не признала по тем основаниям, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку представителем нанимателя в отношении истца Департамент управления делами Губернатора ХМАО - Югры не выступал, решения о приеме истца на работу и его увольнении не принимал, окончательный расчет истцу не выплачивал в связи с прямым указанием на то руководителя Губернатора автономного округа, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется силами Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры. Заявила ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры Низов Н.П. требования иска счел подлежащими частичному удовлетворению по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.
Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель ответчика Аппарата Губернатора ХМАО - Югры просит отменить, принять новое решение, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, подверг критике выводы суда относительно даты, когда истцу стало известно о нарушении его права в части невыплаты премии по результатам работы за 2010 год. Считает, что в силу своего служебного положения истец знал о порядке выплаты, в том числе о сроках принятия решения по выплате соответствующей премии и истец лишь дожидался результатов судебных разбирательств по аналогичным искам. Полагает, что суду первой инстанции при указанных обстоятельствах надлежало удовлетворить ходатайство о применении последствий пропуска срока на обращение в суд.
Проверив материалы дела в полном объеме с учетом положений части 2 статьи 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Новокшановой И.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, (дата обезличена) на основании распоряжения Губернатора автономного округа от (дата обезличена) (номер обезличен)-рг, между представителем нанимателя в лице Губернатора автономного округа и истцом был заключен служебный контракт (номер обезличен), в соответствии с которым истец принят на государственную гражданскую службу на должность начальника Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов ХМАО - Югры.
Распоряжением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от (дата обезличена) (номер обезличен)-рг с истцом прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы ХМАО - Югры и замещения должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры от (дата обезличена) (номер обезличен), освобожден от замещаемой должности и уволен с (дата обезличена) по инициативе государственного гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с выходом на пенсию).
Служебным контрактом от (дата обезличена) (номер обезличен) истцу было установлено денежное содержание, которое включает в себя, в том числе и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании (пункт 9.9 контракта).
В соответствии со ст. 11 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04 апреля 2005 года N 20-оз "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры", в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.
В силу ст. 19 вышеуказанного закона, лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.
Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарата Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года N 55, премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по пункту 5 статьи 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 19 февраля 2011 года N 22 внесены изменения в постановление Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры N 55 от 25 апреля 2005 года, которыми пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный годи уволенные по п. 3 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" лишены права на получение премии по итогам года.
Распоряжением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 марта 2011 года N 83-рг, руководителям исполнительных органов автономного округа, исполнительных органов государственной автономного округа, исполнительных органов государственной власти разрешено выплатить премии по результатам работы за 2010 год в размере 3-х месячных фондов денежного содержания в пределах установленных лимитов на 2011 год (л.д.34-35).
Выплата премии по результатам работы за 2010 год после прекращения служебных отношений истцу не произведена по основаниям, предусмотренным пунктом 3.5 Положения в редакции постановления Губернатора от 19 февраля 2011 года.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение премиального вознаграждения по результатам работы за 2010 год в заявленной сумме и постановил решение о ее взыскании с Аппарата Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Довод представителя соответчика по делу Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального спора отвергнут судом со ссылкой на то, что о нарушенном праве истцу стало известно в октябре 2011 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года N 55 (в редакциипостановления Губернатора ХМАО - Югры от 19 февраля 2011 N 22), премия по результатам работы за год выплачивается согласно распоряжению Губернатора округа не позднее первого квартала, следующего за отчетным годом.
Из содержания искового заявления усматривается, что истец знаком с указанным локальным актом работодателя, следовательно, ему должно было быть известно о сроках выплаты премии по результатам работы за год (не позднее 31 марта 2011 года). Ссылка на вышеуказанное Положение, определяющее порядок выплаты денежного поощрения и премий содержится в пункте 9.9 служебного контракта (номер обезличен), заключенного с истцом (дата обезличена) (л.д. 12 -18). При наличии указанных обстоятельств доводы истца о том, что ему стало известно о нарушении права из разговора со своими бывшими коллегами Ч., Ч., Г. нельзя признать состоятельными.
И иском в суд истец обратился 11 октября 2011 года, то есть с пропуском срока, установленного ст. 392 ТК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании премии по итогам работы за 2010 год и денежной компенсации за просрочку ее выплаты.
Кроме этого, суд первой инстанции разрешил исковые требования, взыскав заявленную истцом сумму с ненадлежащего ответчика в спорном правоотношении с Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2005 года N 75-оз "О Губернаторе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры", в целях обеспечения деятельности высшего должностного лица автономного округа, по решению Губернатора автономного округа образуются органы государственной власти.
Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры применительно к положениям ст. 4 ГК РФ не является юридическим лицом, как не является и органом исполнительной власти в силу части 6 статьи 5 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 апреля 2010 года N 62-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа - Югры", определяющей понятие исполнительного органа автономного округа.
В соответствии с пунктом 16 Положения об Аппарате Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 17 мая 2010 года N 87, финансовое обеспечение деятельности Аппарата осуществляется за счет средств бюджета автономного округа Департаментом управления делами Губернатора автономного округа.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Аппарат Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не является стороной в спорном правоотношении.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, судебная коллегия считает возможным принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты - Мансийского районного суда от 02 декабря 2011 года отменить и принять новое решение по делу.
В удовлетворении иска С. к Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности по заработной плате, - отказать.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.