Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.
судей Усовой Н.М., Сазонова П.А.
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы истцов Ильиной Г.В., Красновой Г.Г., Лащеных Е.Ф. на решение Братского городского суда Иркутской области от 22 ноября 2011 года по гражданскому делу по исковым заявлениям Ильиной Г.В., Красновой Г.Г., Лащеных Е.Ф. к администрации муниципального образования "Братский район", Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам,
УСТАНОВИЛА:
В обосновании исковых требований Ильина указала, что она работает М. МУЗ " Б.". Ей, как специалисту положено бесплатное отопление. Указывает, что до "Дата обезличена" социальные гарантии в виде бесплатного жилья с отоплением представлялись сельским медработникам. В настоящее время возмещение расходов в связи с отоплением производится не в полном объеме. Просит взыскать с Администрации МО "Братский район" доплату согласно справкам за период "Дата обезличена" "данные изъяты".
В дополнительном исковом заявлении Ильина просит взыскать с ответчика Администрации муниципального образования "Братский район" в ее пользу компенсацию расходов на отопление "данные изъяты"
В обоснование исковых требований Краснова Г.Г. указала, что она работает В. и, как специалист, проживающий в сельской местности пользовалась государственной социальной гарантией в виде освобождения от уплаты за жилье и отопление. Установленные социальные гарантии действовали до "Дата обезличена". В связи с принятием 22 августа 2004 года ФЗ N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее закон N122-ФЗ).
Указывает, что пунктом 50 статьи 35 закона N122-ФЗ в статью 63 Основ законодательство РФ об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений, а именно: часть вторая данной статьи, закреплявшая право медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Считает, что указанные изменения не предполагают лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до "Дата обезличена" на основании части второй ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, что нашло подтверждение в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N383-О-П. Так же указывает, что Законом N122-ФЗ установлено, что при переходе к новому механизму социальной защиты граждан, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны обеспечить сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты.
Считает, за период "Дата обезличена" ответчик компенсировал ей лишь часть расходов за отопление, некомпенсированная часть составляет "данные изъяты"
В соответствии с уточненным заявлением Краснова Г.Г. просит взыскать с ответчика Администрации муниципального образования "Братский район" в ее пользу сумму компенсации расходов на отопление в размере "данные изъяты"
В обосновании исковых требований Лащеных Е.Ф. указала, что работает М. Ей, как специалисту положено бесплатное отопление. Указывает, что до "Дата обезличена" социальные гарантии в виде бесплатного жилья с отоплением представлялись сельским медработникам. В настоящее время возмещение расходов в связи с отоплением производится не в полном объеме. Просит взыскать с Администрации МО "Братский район" доплату согласно справкам за период "Дата обезличена" "данные изъяты"
С учетом уточнения Лащеных Е.Ф. просит взыскать с ответчика Администрация муниципального образования "Братский район" в ее пользу денежную сумму "данные изъяты"
Решением Братского городского суда Иркутской области от 22 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований истцам отказано.
В кассационной жалобе Лащеных Е.Ф. просит об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и не соответствующего ст. 195 ГПК РФ.
В обосновании доводов к отмене решения она указала, что суд, анализируя содержание справок Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, сделал безосновательный вывод, что размер денежной компенсации неуклонно растет и превышает ранее достигнутый к "Дата обезличена" уровень их предоставления, а также о том, что предоставление медицинским и фармацевтическим работникам на территории Братского района Иркутской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах, установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг, не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которые они пользовались до "Дата обезличена", и не ухудшает условия их предоставления, указав, что предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам на территории Братского района путем ежемесячного возмещения расходов по оплате соответствующих платежей изменен не был, истец также считает безосновательным.
В кассационных жалобах истцы Ильина Г.В., Краснова Г.Г. также просят об отмене решения Братского городского суда Иркутской области, приводя аналогичные доводы.
В представленных возражения на кассационные жалобы администрация муниципального образования "Братский район" в лице представителя Иванниковой Е.С., действующей на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы истцов - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., пояснения истцов Ильиной Г.В., Красновой Г.Г., Лащеных Е.Ф., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1. неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2. недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3. несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, 4. нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским дела Иркутского областного суда приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела было допущено нарушение и не правильное применение норм материального права.
Судом установлено, что Ильина Г.В. работает в МУЗ " Б." в должности М.; Лащеных Е.Ф. работает в МУЗ " Б." в должности М., Краснова Г.Г. работает в МУЗ " Б." в должности В.. Все истцы проживают в сельской местности - в "Адрес обезличен".
Таким образом, истцы являются медицинскими работниками и подпадают под понятие субъекта правоотношений, регулируемых ФЗ РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья".
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
До 1 января 2005 года истцы, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, т.е. за электроэнергию не платили.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" т "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.
В настоящее время статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, в каком и работает истица, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из ст. 2 закона Иркутской области от 30.11.2007 г. N 115-ОЗ "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения" медицинским и фармацевтическим работникам предоставляются меры социальной поддержки:
1) денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением;
2) денежная компенсация расходов за оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопления, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления).
Меры социальной поддержки, установленные ч. 1 ст. 2 Закона, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов семей.
Согласно ч. 4 ст. 2 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные ч. 1 ст. 2 Закона, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 2 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные ч. 1 ст. 2 Закона, в части приобретения и доставки твердого топлива предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в пределах норм, установленных для продажи населению (включая транспортные расходы).
Из ст. 2 Закона Иркутской области от 04.03.2009 г. N 5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены в следующих размерах:
1) 33 кв.м. общей жилой площади на одиноко проживающего гражданина;
2) 21 кв.м. общей жилой площади на одного члена семьи, состоящей из 2 человек;
3) 18 кв.м. общей жилой площади на одного члена семьи, состоящей из 3 человек;
4) 15 кв.м. общей жилой площади на одного члена семьи, состоящей из 4 человек.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 04.03.2009 N5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22%.
Решением Думы МО "Братский район" N 133 от 06.03.2007 "О порядке оплаты расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности" предусмотрена оплата коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом в соответствии с ч.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопроса предоставления льгот не предполагает лишение медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Ранее действующее законодательство не ограничивает указанное право медицинских работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с медицинскими работниками членов семьи.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ согласно его преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как указано в части 1 его статьи 153, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в предусмотренных им форме и размерах. По смыслу данной статьи, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из анализа названных правовых норм судебная коллегия приходит к выводу о том, что ранее действующее законодательство не ограничивает право медицинских работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с медицинскими работниками членов семьи. Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны сохранить льготы названной категории граждан, которые ранее были установлены Федеральным законом.
Судебная коллегия считает вывод суда о том, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 1 января 2005 года не уменьшался, а условия предоставления указанных льгот ухудшены не были, противоречащим установленным по делу обстоятельствам. На основании имеющихся в материалах дела справок судом установлено, что в соответствии с указанными нормативными актами истцам в период "Дата обезличена" предоставлялись денежные компенсации за отопление, которые не покрывали в полном объеме расходы истцов, понесенные в связи с оплатой за отопление. Судом установлено, что
Ильиной Г.В. за период "Дата обезличена" фактически оплачено за отопление "данные изъяты".; выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты".; итого осталась не возмещенной сумма
Лащеных Е.В. за период "Дата обезличена" фактически оплачено за отопление "данные изъяты".; выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты"; итого осталась не возмещенной сумма "данные изъяты"
Красновой Г.Г. за период "Дата обезличена" фактически оплачено за отопление "данные изъяты"; выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты"; итого осталась не возмещенной сумма "данные изъяты"
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что расходы на отопление за рассматриваемый период возмещены истцам в части, а не полностью.
Ссылку суда первой инстанции на то, что согласно Приложению 3 "Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год по расходам по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Закону Иркутской области "Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год" от 10 октября 2005 года N63-оз: расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на компенсацию льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, составляли "данные изъяты"; согласно справки Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району от 22.11.2011 г., финансирование расходов, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных учреждениях составило "данные изъяты", судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку перечисленные письменные доказательства, не влияют на право истцов на возмещение расходов на отопление в полном объеме.
То обстоятельство, что размер денежной компенсации за отопление и электроснабжение, выплачиваемой истцам "Дата обезличена" неуклонно растет и превышает ранее достигнутый к 01.01.2005 г. уровень их предоставления, так же не влияет на права истцов на возмещение расходов на отопление в полном объеме.
Суд посчитал, что поскольку доказательств того, что размер предоставляемых истцам денежных компенсаций не соответствует уровню, установленному в Законе Иркутской области от 30.11.2007 г. N 115-ОЗ "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения" и в Решении Думы МО "Братский район" N 133 от 06.0.2007 г. "О порядке оплаты расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности", в силу положений ст. 56 ГПК РФ, истцами суду не представлено, - оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с Администрации МО "Братский район" задолженности по коммунальным платежам за "Дата обезличена" не имеется. Однако указанные обстоятельства не являются предметом рассматриваемого спора, в связи с чем, также не влияют на права истцов на возмещение расходов на отопление в полном объеме.
Таким образом, суд неверно определил значимые для дела обстоятельства, что привело к вынесению им незаконного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным вывод суда о том, что в удовлетворении исковых требований Ильиной Г.В. к администрации муниципального образования "Братский район", Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты"; Красновой Г.Г. к администрации муниципального образования "Братский район", Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты"; Лащеных Е.Ф. к администрации муниципального образования "Братский район", Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты" - надлежит отказать.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ч. 1- 4 ст.362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Братского городского суда Иркутской области от 22 ноября 2011 года по гражданскому делу по исковым заявлениям Ильиной Г.В., Красновой Г.Г., Лащеных Е.Ф. к администрации муниципального образования "Братский район", Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам, - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ильиной Г.В., Красновой Г.Г., Лащеных Е.Ф. - удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Братский район" в пользу Ильиной Г.В. задолженность по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты"; взыскать с Администрации муниципального образования "Братский район" в пользу Красновой Г.Г. задолженность по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты"; взыскать с Администрации муниципального образования "Братский район" в пользу Лащеных Е.Ф. задолженность по коммунальным платежам с "Дата обезличена" в размере "данные изъяты".
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
П.А. Сазонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.