Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Иркутского открытого акционерного общества энергетики "данные изъяты" (ОАО " И.") по доверенности Матвеевой М.Г. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО " И." об обязании создать или выделить рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование предъявленных в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц исковых требований прокурор указал следующее.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, допущенные ОАО " И.".
Статьей 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.
Среднесписочная численность работников общества на "дата обезличена" составила "данные изъяты" человек, должно быть создано или выделено "данные изъяты" рабочее место для инвалидов. В обществе трудоустроено "данные изъяты" инвалидов, при этом вакантные рабочие места для них отсутствуют. Таким образом, в ОАО " И." не создано или не выделено еще "данные изъяты" рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
ОАО " И." нарушает право инвалидов на трудоустройство, гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации и названным Федеральным законом.
Прокурор просил обязать ОАО " И." создать или выделить рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2011 года исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе представитель ОАО " И." по доверенности Матвеева М.Г. просит решение суда отменить.
Указывает, что полномочий на предъявление иска согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у прокурора не имелось, так как не представлено доказательств невозможности предъявления иска гражданами, по заявлениям которых прокурор обратился в суд, не указано, в чем заключается нарушение интересов неопределенного круга лиц. Избранный прокурором способ защиты права законом не предусмотрен.
Суд не обосновал мотивы отклонения доводов ответчика о невозможности создавать рабочие места для инвалидов при отсутствии необходимой информации и содействия службы занятости. Отдельный порядок аттестации рабочих мест для инвалидов действующим законодательством не предусмотрен. Работодатель не должен самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу, обязанности по трудоустройству, поиску вакантных мест, подбору вакансий должны выполняться службой занятости.
Со стороны ОГКУ " Ц." не предпринимались необходимые меры по направлению инвалидов в общество для трудоустройства. Даже при наличии установленной квоты и вакантных мест возможность создавать рабочие места, т.е. обеспечивать необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого инвалида не имеется.
В обществе периодически оптимизируется численность, при проведении мероприятий по высвобождению работников в результате сокращения работодатель обязан учесть преимущественное право на оставление на работе и предложить имеющиеся вакансии. При этом законодателем не установлено, что создаваемые вакантные рабочие места для инвалидов являются "забронированными". В связи с этим выполнение установленной квоты без нарушения других законодательных норм невозможно. В случае создания рабочих мест для инвалидов согласно процентному соотношению к среднесписочной численности она увеличивается, следовательно, до бесконечности должно увеличиваться количество таких рабочих мест.
Относительно жалобы возражений не поступило.
Поскольку жалоба подана 10 января 2012 года, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" она рассматривается по правилам производства в суде апелляционной инстанции, предусмотренным главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., выслушав объяснения прокурора Нарижняк О.Н. о согласии с решением суда, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в жалобе и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе, путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Частью 2 статьи 24 Федерального закона предусматривается, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" для коммерческих организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента к среднесписочной численности работников.
Как установлено судом и следует из материалов дела, среднесписочная численность работников ОАО " И." по состоянию на "дата обезличена" составляет "данные изъяты" человек, следовательно, квота для трудоустройства инвалидов должна составлять "данные изъяты" рабочих мест (3%). В настоящее время в обществе трудоустроено "данные изъяты" инвалидов, тогда как в счет квоты общество обязано выделить (создать) "данные изъяты" рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.
Поскольку установленная законом квота для приема на работу инвалидов ответчиком не выполнена, суд на основании вышеприведенных норм материального права пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, и закону, которым руководствовался суд.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на неправильном истолковании закона.
Право прокурора на обращение в суд с такими требованиями установлено частью 2 статьи 4, частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Избранный прокурором способ защиты нарушенных прав соответствует требованиям законодательства о создании работодателями для трудоустройства инвалидов специальных рабочих мест.
Названная обязанность прямо предусмотрена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с положениями которого к ответчику предъявляются требования по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов согласно установленной квоте.
По смыслу закона такое квотирование предполагает обязанность работодателя по принятию мер для устройства рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работниками, являющимися инвалидами. Действия работодателя в таком случае должны быть активными и самостоятельными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по организации труда с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, что предусмотрено статьей 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, не имеется оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
С.С. Амосов
Судьи:
И.И. Губаревич
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.