Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ВКИО на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 03 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Штрек О.Я. к военному комиссариату Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований, уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ, Штрек О.Я. указала, что состоит в трудовых отношениях с ВНИО с "Дата обезличена". Согласно условиям трудового договора она принята на должность "данные изъяты" Трудовым договором ей установлен должностной оклад "..." руб. с применением районного коэффициента 40% и северной надбавки 50%. С "Дата обезличена" истица переведена на должность "данные изъяты"), в связи с чем между ней и работодателем было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого ей установлен должностной оклад в размере "..." руб. с применением районного коэффициента 40% и северной надбавки 10%.
С "Дата обезличена" ответчик начислял и выплачивал ей заработную плату без учета северной надбавки, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд. Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 июня 2011 года с ответчика в ее пользу взыскана недоначисленная заработная плата за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ответчик начисляет и выплачивает ей заработную плату также без учета северной надбавки в размере 50%.
"Дата обезличена" ответчик уведомил истицу о снижении северной надбавки до 10%, начиная с "Дата обезличена"
Кроме того, поскольку Нижнеилимский район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при начислении заработной платы должен применяться районный коэффициент 1,6. Однако ответчик с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" начисляет и выплачивает ей заработную плату с применением районного коэффициента 1,4.
Также в "Дата обезличена" ответчик незаконно удержал из ее заработной платы сумму в размере "..." руб.
Просила суд:
- признать за ней право на получение с "Дата обезличена" заработной платы с учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 1,6;
- признать незаконными действия ответчика по снижению с "Дата обезличена" северной надбавки;
- признать трудовой договор от "Дата обезличена" и дополнительное соглашение к трудовому договору от "Дата обезличена", заключенные между ней и ответчиком, недействительными в части установления районного коэффициента в размере 1,4 и северной надбавки в размере 10%;
- обязать ответчика заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору, которым установить ей северную надбавку 50% и районный коэффициент 1,6 с "Дата обезличена"
- обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с "Дата обезличена" по дату вынесения судом решения с учетом районного коэффициента в размере 1,6 и северной надбавки в размере 50%;
- взыскать с ответчика в ее пользу недополученную заработную плату в размере "..." руб., судебные расходы в размере "..." руб., "..." руб. в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании Штрек О.Я., ее представитель Игнатова Л.В., действующая на основании ходатайства истицы в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали.
Представитель ВКИО по доверенности - Хмара Т.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в ранее представленных возражениях на исковое заявление иск не признала.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 03 ноября 2011 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:
- признать незаконными действия ответчика по снижению с "Дата обезличена" северной надбавки;
- признать за истицей право на получение с "Дата обезличена" заработной платы с учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 60%;
- признать недействительными трудовой договор от "Дата обезличена" и дополнительное соглашение к трудовому договору от "Дата обезличена", заключенные между истцом и ответчиком, в части установления районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 10%;
- обязать ответчика заключить с истицей дополнительное соглашение к трудовому договору, которым установить ей северную надбавку 50% и районный коэффициент 60% с "Дата обезличена";
- обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с "Дата обезличена" по дату вынесения судом решения с учетом районного коэффициента в размере 1,6, за период с "Дата обезличена" по дату вынесения судом решения с учетом северной надбавки в размере 50%;
- взыскать с ответчика в пользу истицы недополученную заработную плату в размере "..." руб., судебные расходы в размере "..." руб., "..." руб. в счет компенсации морального вреда.
- взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "..." руб.
В кассационной жалобе представители ВКИО Тазарачева Т.М. и Стерликова Н.В., действующие на основании доверенностей, просят обжалуемое решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование поданной жалобы указывают, что установление истице в трудовом договоре северной надбавки в размере 50% было необоснованным. При расчете размеров процентной надбавки для работников в возрасте до 30 лет Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера" и Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, установлены иные размеры надбавок. Категории работников, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее одного года и вступивших в трудовые отношения, надбавки начисляются в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Штрек О.Я. была принята на работу впервые в 2005 года на один месяц, в связи с чем, необходимый стаж работы у истицы отсутствует. Размер районного коэффициента - 1,4 установлен к заработной плате гражданского персонала воинских частей на основании приказа Министерства обороны N 555 от 10 ноября 2008 года. Расходы на указанные выплаты производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. Поскольку истец является работником организации, финансируемой из федерального бюджета, следовательно, к ее заработной плате районный коэффициент 1,6, установленный решением главы субъекта, применяться не может, следует применять районный коэффициент - 1,4, установленный федеральным законодательством. Суд ошибочно принял во внимание расчет, произведенный истицей, поскольку он не соответствует действительности. Суд необоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину, так как комиссариату бюджетные средства на судебные расходы не выделяются.
Письменные возражения на кассационную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу.
Суд установил, что Штрек О.Я. состоит в трудовых отношениях с "Дата обезличена" с ВНИО в должности "данные изъяты"
Согласно трудовому договору от "Дата обезличена", заключенному между Штрек О.Я. и ВНИО при приеме на работу истцу был установлен должностной оклад в размере "..." рублей, районный коэффициент - 40%, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - 50%, премия в размере 25% от должностного оклада.
Дополнительным соглашением "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в трудовой договор были внесены изменения, согласно которым Штрек О.Я. переведена на должность помощника начальника отделения (по учету и бронированию), а также ей установлен должностной оклад "..." рублей, северная надбавка в размере 10%, районный коэффициент 40%, премия в размере 25% от должностного оклада.
Разрешая возникший спор, суд произвел системный анализ нормативных актов, на которых основано решение по делу, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на оплату труда с применением районного коэффициента в размере 60%, северной надбавки в размере 50%.
Установив, что ответчик в одностороннем порядке без уведомления работника фактически изменил определенные при заключении трудового договора условия в части оплаты труда и за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" не применил при ее начислении установленную трудовым договором процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, суд обоснованно взыскал сумму недополученной в спорный период заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что районный коэффициент и процентные надбавки призваны компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в неблагоприятных климатических условиях.
При разрешении вопроса о размере районного коэффициента суд правильно руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (от 5 марта 1960 года N 298/8; от 9 августа 1960 года N 328/22; от 16 июля 1975 года N 621); разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС (22 мая 1975 года N 8/14), постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Проверяя законность уведомления Штрек О.Я. о снижении северной надбавка с 50% до 10% на основании ст. 74 ТК РФ, суд сделал верный вывод, что снижение северной надбавки ни к технологическим, ни к организационным условиям труда не относится, следовательно, работодатель не имел возможности в одностороннем порядке на основании указанной статьи снизить истцу размер северной надбавки.
Принимая во внимание расчет истца, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в указанный истцом период работодателем заработная плата выплачивалась не в полном объеме, поэтому ее трудовые права подлежат защите.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании вышеприведенных норм законодательства.
Довод кассационной жалобы о том, что в трудовом договоре истице необоснованно при отсутствии необходимого стажа была установлена северная надбавка в размере 50%, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно на основании ст.ст. 22, 56, 57 ТК РФ не принят во внимание.
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о необходимости применения при разрешении спора приказа Министерства обороны N 555 от 10 ноября 2008 года, которым установлен размер районного коэффициента в размере 1,4 к заработной плате гражданского персонала воинских частей.
Приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555 принят в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Подпунктом "в" п. 8 указанного Постановления Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предписано до 01 сентября 2008 года утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах, суд, признавая за истицей право на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 60%, обоснованно руководствовался постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст.ст.362, 363 ГПК РФ могут служить основанием для отмены судебного акта, а поэтому проверенное по доводам кассационной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 03 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.