Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Н.В.,
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области на решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску Чернигова Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в .... Иркутской области о признании решения незаконным, обязании включить спорные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец указал, что "Дата обезличена" обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в .... и .... (далее по тексту - ответчик) о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N173-ФЗ. Решением ответчика N от "Дата обезличена" в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работ, периоды трудовой деятельности с: "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВУД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" по обслуживанию профилактория Усолье-Сибирского "данные изъяты" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" по санпросвет работе Усольского "данные изъяты"; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" и по совместительству "данные изъяты" в санатории .... .... управлению курортами .... с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" бальнеогрязлечебницы ЗАО курорт " "данные изъяты""; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" бальнеогрязлечебницы ЗАО курорт " ...."; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" ЗАО курорт " "данные изъяты""; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" отделением, не включены в специальный трудовой стаж. Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим его право на социальное обеспечение просил суд отменить решение Управления ПФР в .... и .... N от "Дата обезличена"; включить спорные периоды работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию; обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по возрасту на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-Ф "О трудовых пенсиях в РФ" с "Дата обезличена".
Решением суда исковые требования Чернигова Н.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальником Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в .... и .... поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального права.
Полагает, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным.
Суд не принял во внимание, что при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии ответчик руководствовался действующими законами и нормативно-правовыми актами и исходил из того, что Списком должностей и учреждений, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781, Списками от 06.09.1991г. N 464, Списками и Правилами от 22.09.1999г. N 1066, должность фельдшера по санпросвет работе не поименована, а по номенклатуре должностей мед.персонала не отнесена к среднему медицинскому персоналу, что само наименование "Профилактории" - не включено в вышеуказанные Списки учреждений и не поименованы в числе структурных подразделений.
Включая в специальный стаж периоды работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВУД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" по обслуживанию профилактория Усолье-Сибирского "данные изъяты"; суд необоснованно применил положения Постановления СовМина от 17 декабря 1959 года N1397, утратившее силу и не применяемое на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года.
Кроме того, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в качестве медицинских работников протекавших в организациях, имевших иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения, в данном случае периодов работы в ЗАО Курорт "данные изъяты" не имеется.
Признавая незаконным отказ ответчика, суд не установил противоречие обжалуемого решения закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение обжалуемым актом прав и законных интересов истца.
Письменных возражений по кассационной жалобе не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доклад, истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права.
Государство гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.01.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Разрешая вопрос о незаконности отказа включения в специальный стаж оспариваемых истцом периодов трудовой деятельности, суд, дав оценку в совокупности представленным по делу доказательствам, подтверждающим трудовую деятельность истца в медицинских и лечебных учреждениях, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, иное толкование противоречило бы принципу равноправия и ущемляло бы право истца на досрочное пенсионное обеспечение по сравнению с другими лицами, осуществляющими лечебную деятельность в учреждения, наименования которых точно соответствуют вышеназванному списку.
Мотивы, изложенные в решении суда и выводы суда, соответствуют материалам дела, с которыми не согласиться у судебной коллегии не имеется оснований.
Проверяя доводы сторон, и давая оценку изложенным обстоятельствам, суд пришёл к обоснованному выводу, исходя из конкретных фактических обстоятельств дела о том, что вид (тип) учреждения, в которых истец осуществлял трудовые функции в спорные периоды работы тождественны условиям и характеру деятельности тем работам (должностям, профессиям) которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с чем, оспариваемые периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Довод кассационной жалобы о необоснованности применения положений Постановления СовМина от 17 декабря 1959 года N1397, утратившего силу и не применяемого на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года при включении в специальный стаж периоды работы истца с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" больницы при Учреждении "данные изъяты" УВУД Иркутского облисполкома; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности "данные изъяты" по обслуживанию профилактория Усолье-Сибирского "данные изъяты"; не является состоятельным. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в льготный стаж засчитывалась работа в соответствии с Перечнем должностей, в который включены врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования и должности, при этом согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет законодатель относил больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, санатории и курортные лечебницы всех наименований. В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Оценивая пенсионные права истца в указанные периоды применительно к пенсионному законодательству с учетом действия его во времени, суд обоснованно признал, что работа последнего подлежит зачету в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью в льготном исчислении, вне зависимости от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии и обращения за ее назначением.
Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и отменяющему права, приобретенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ст.ст. 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции РФ.
Мотивы, изложенные в решении суда и выводы суда, соответствуют материалам дела, с которыми не согласиться у судебной коллегии не имеется оснований.
С учетом изложенного, доводы жалобы не являются основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12, ст. 56 и ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием для отмены судебного решения, и не ставят под сомнение законность решения суда первой инстанции по данному делу, поскольку связаны с иным толкованием норм материального права, с которыми суд кассационной инстанции не может согласиться.
При таких обстоятельствах решение суда, проверенное по доводам жалобы, является обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 28 декабря 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Быкова
Судьи: И.В. Скубиева
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.