Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Валовой Г.В.,
судей Папуши А.С., Степановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу третьего лица Департамента культуры администрации города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску Алсуфьевой О.Л. , Соколовской Н.А. , Шевгенина Н.Д., Шевгениной Л.А. к Муниципальному учреждению культуры "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска истцы указали, что они работают в МУК "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары". В связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 года до 4330 рублей, ответчик обязан был увеличить им должностной оклад. Считают, что их оклад должен составлять не менее 4330 рублей, с начислением на указанную сумму северной надбавки, районного коэффициента.
Алсуфьева О.Л., Соколовская Н.А., Шевгенин Н.Д., Шевгенина Л.А. просили взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В судебное заседание истцы Алсуфьева О.Л., Соколовская Н.А., Шевгенин Н.Д., Шевгенина Л.А. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика МУК "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Согласно представленному отзыву исковые требования не признал, просит отказать истцам в удовлетворении исковых требований, поскольку истцами пропущен срок на обращение в суд в порядке ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица департамента культуры и молодежной политики администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Решением суда с учетом определения об исправлении описки исковые требования Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А. , Шевгенина Н.Д., Шевгениной Л.А. к Муниципальному учреждению культуры "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворены частично.
Суд взыскал с Муниципального учреждения культуры "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" в пользу Соколовской Н.А. задолженность по заработной плате в размере ** рублей; в пользу Алсуфьевой О.Л. задолженность по заработной плате в размере ** рублей; в пользу Шевгенина Н.Д. задолженность по заработной плате в размере ** рублей; в пользу Шевгениной Л.А. задолженность по заработной плате в размере ** рублей.
Этим же решением в удовлетворении исковых требований Соколовской Н.А. , Алсуфьевой О.Л., Шевгенину Н.Д., Шевгениной Л.А. к Муниципальному учреждению культуры "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" о взыскании задолженности по заработной плате в большем размере.
На решение суда Департаментом культуры и молодежной политики Администрацией г. Братска подана кассационная жалоба, в которой она просит решение по делу отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указала, что в состав заработной платы включаются все выплаты, предусмотренные трудовым договором, в том числе, северная надбавка и районный коэффициент (компенсационные выплаты), при этом, размер заработной платы, включающей в себя указанные выплаты, с 01.01.2009 г. не может быть менее 4330 руб. согласно Федеральному закону от 24.06.2008 г. N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Оклад истцов соответствует установленным в постановлении мэра г. Братска от 11.12.2007 г. N 3529 размерам тарифных ставок (окладов).
Требования истцов о доплате к заработной плате, исходя не из оклада, а из минимального размера оплаты труда, не основаны не законе.
Кроме того, указала, что понятия минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (оклад) не являются тождественными.
Ссылается на то, что в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24.06.2009 г. N 25-ПВ09 сделан вывод, что указанные выше понятия различны и повышение минимального размера оплаты труда федеральным законом не является обязательным основанием для одновременного повышения тарифных ставок (окладов) работников.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав доклад по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком МУК "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары", что сторонами не оспаривалось.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Постановлением мэра г. Братска от 11.12.2007 N 3525 "Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска" с 1 января 2008 года установлена тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска, в размере ** рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска.
Постановлением мэра г. Братска от 07.03.2008 N 411 "О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта" с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра г. Братска от 11.12.2007 г. N 3525 "Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска". Согласно приложению к указанному выше постановлению оклад по первому разряду составляет ** рублей ** копеек.
Судебная коллегия находит, что при разрешении дела суд правильно исходил из того, что по смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).
На основе конституционных положений Трудовой кодекс Российской Федерации (часть третья статьи 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.
В соответствии с требованиями ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок. Данные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями ст. ст. 129, 133, 133.1, 135, 144, 146, 147 ч. 1, 315-317 ТК РФ, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, не может быть менее ** руб. ** коп. - гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента и процентной (северной) надбавки (из расчета: МРОТ (4330 руб.) + 50 % северная надбавка + районный коэффициент 1,4 = ** руб. ** коп.).
Поскольку к компетенции суда не относится установление тарифной системы оплаты труда работников, а также установление тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников, к которой относятся и межразрядные тарифные коэффициенты, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истцов и их представителя о том, что размер заработной платы истцов в оспариваемый период должен складываться из расчета МРОТ (4330 рублей) х (межразрядный тарифный коэффициент) х 1,4 (районный коэффициент) х 0,5 (северная надбавка), так как величина МРОТ не является тарифной ставкой первого разряда единой тарифной сетки.
Принимая во внимание указанный выше расчет, суд пришел к обоснованному выводу, что Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А., Шевгенину Н.Д., Шевгениной Л.А., работодателем была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с изложенным выше, судебная коллегия находит правильными выводы суда о частичном удовлетворении требований Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А., Шевгенину Н.Д. Шевгениной Л.А. к МУК "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" о взыскании недоначисленной заработной платы.
Мотивы, по которым частично были удовлетворены исковые требования Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А., Шевгенину Н.Д., Шевгениной Л.А. изложены полно в решении суда, а выводы суда по доводам сторон соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которые судебная коллегия находит правильными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А., Шевгенину Н.Д., Шевгениной Л.А. суд обоснованно исходил из того, что заработная плата им в оспариваемый период начислялась правильно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам правой позиции ответчика, которую он занимал в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данная позиция была исследована судом первой инстанции полно и всесторонне, а выводы суда по доводам сторон судебная коллегия находит правильными и соответствующими как закону, так и собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда по делу является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску Алсуфьевой О.Л., Соколовской Н.А. , Шевгенина Н.Д., Шевгениной Л.А. к Муниципальному учреждению культуры "Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары" о взыскании задолженности по заработной плате - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Валова
Судьи А.С. Папуша
О.Н. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.