Инструкция
по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации
(утв. Минтрансом РФ 27 мая 1996 г.)
(согласована с МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ)
22 января 2004 г., 21 июля 2011 г., 24 июля 2012 г.
Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 настоящая Инструкция признана утратившей силу
См. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденный приказом Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258
О перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом см. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ
1. Общие положения
1.1. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.1
1.2. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.2
1.3. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.3
1.4. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.4
Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ГКПИ10-1618 пункт 1.5 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству
1.5. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
1.6. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.6
1.7. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 1.7
2. Порядок подачи заявлений на выдачу разрешений
2.1 - 2.8 Исключены по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пунктов 2.1 - 2.8
3. Порядок рассмотрения заявлений и выдачи разрешений
3.1 - 3.17 Исключены по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пунктов 3.1 - 3.17
4. Организация движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы
4.1. Исключен по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст пункта 4.1
4.2. При согласовании разрешения на перевозку груза Госавтоинспекция определяет необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться:
автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
патрульным автомобилем ГАИ.
См. Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями ГИБДД МВД России и военной автомобильной инспекции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 20
4.3. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:
ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м;
длина автопоезда более 24 м;
в других случаях, когда в разрешении в графе "Особые условия движения" записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.
Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем.
4.4. Участие в сопровождении патрульного автомобиля ГАИ необходимо, если:
ширина транспортного средства превышает 4,0 м;
длина автопоезда превышает 30,0 м;
транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
груз относится к категории 2.
В иных случаях необходимость сопровождения определяется Госавтоинспекцией исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока.
Сопровождение патрульным автомобилем ГАИ осуществляется на договорной основе.
4.5. В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета.
Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10 - 20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и тяжеловесный груз, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия (дистанция, положение на мосту и т.п.) осуществляется в соответствии с согласованной схемой.
Скорость движения во время перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается Госавтоинспекцией с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку.
Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а мостовым сооружениям - 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.
4.7. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается:
отклоняться от установленного маршрута;
превышать указанную в разрешении скорость движения;
осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100 м;
двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки;
останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги;
продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей указанных в нем должностных лиц;
вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза дополнительные записи.
4.8. Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
5. Дополнительные требования к техническому состоянию, оборудованию
транспортных средств и обозначению груза
5.1. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 9 декабря 1970 г., инструкций заводов-изготовителей и настоящей Инструкции.
5.2. Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов запрещается использовать в качестве тягачей колесные трактора на федеральных дорогах и гусеничные - на всех автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием.
5.3. Не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем.
5.4. Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность "складывания" автопоезда.
5.5. Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом.
5.6. Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16 % рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом.
Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ГКПИ10-1618 пункт 5.7. настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству
5.7. При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне.
Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ГКПИ10-1618 пункт 5.8. настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству
5.8. Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.
5.9. На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки "Автопоезд", "Крупногабаритный груз" и "Длинномерное транспортное средство" в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 г. N 191 в пункт 5.10 настоящей Инструкции внесены изменения
5.10. Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.
5.11. При высоте транспортного средства более 4,0 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.
6. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов
транспортных средств
Исключена по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст главы 6
7. Обязанности и ответственность органов, осуществляющих выдачу и
согласование разрешений
Исключена по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст главы 7
8. Обязанности и ответственность перевозчиков тяжеловесных и
крупногабаритных грузов
Исключена по истечении 90 дней после дня его официального опубликования приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258.
См. текст главы 8
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 1996 г.
Регистрационный N 1146
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 27 мая 1996 г.) (согласована с МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 1996 г.
Регистрационный N 1146
Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования
Текст Инструкции опубликован в газете "Российские вести" от 22 августа 1996 г. N 157, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, сентябрь 1996 г., N 6
Решением Верховного Суда РФ от 12 ноября 2012 г. N АКПИ12-1194 пункты 1.2, 1.3 и приложение 1 к настоящей Инструкции признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу в части, раскрывающей содержание понятия тяжеловесного груза и устанавливающей параметры, в зависимости от превышения которых определяется плата в счет возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Названное решение вступило в законную силу 17 декабря 2012 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 31 декабря 2012 г. N 303)
Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ГКПИ10-1618 пункт 5.10 в части, устанавливающей обязательность оборудования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета, и абзац первый пункта 3.2 Приложения 1 к настоящей Инструкции в части, предусматривающей, что габарит автотранспортного средства по ширине не должен превышать 2,5 м, признаны недействующим со дня вступления названного решения суда в законную силу
Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 настоящая Инструкция признана утратившей силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса РФ от 21 июля 2011 г. N 191
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу решения Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ГКПИ10-1618
Приказ Минтранса РФ от 22 января 2004 г. N 8