Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:председательствующего
Литвиненко Е.З.,
судей
Трофимовой Е.А., Федоренкова Г.Ф.,
при секретаре
Каталагине И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 25 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:
Заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года N 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) "Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма", а также п.п. 1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9. в части слов "в распоряжении о признании граждан малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма", п.п. 3.10, 4.3. в части слов "2, 3", 4.4, 4.6, 5.2. приложения к постановлению Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года N 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) противоречащими федеральному и региональному законодательству и не действующими со дня принятия.
Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать настоящее судебное решение или сообщение о настоящем судебном решении в печатном издании - газете "Град Петра и Павла" в течение десяти дней по вступлении его в законную силу.
Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., объяснения представителя Администрации и Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Пономаренко О.А., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора прокуратуры Камчатского края Платоновой М.Л., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением, в котором, с учётом уточнённых требований, просил признать противоречащими федеральному и региональному законодательству и недействующими со дня принятия п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года N 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) "Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма", п.п. 1.3, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.9 в части слов "в распоряжении о признании граждан малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма", п.п. 3.10, 4.3 (в части слов "2, 3"), 4.4, 4.6, 5.2 приложения к данному постановлению.
Участвовавший в деле помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Кайгородов С.О. заявление поддержал.
Представитель заинтересованных лиц - Главы и Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Пономаренко О.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица - Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа - Ермолаева И.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в судебное заседание не явился.
Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Пономаренко О.А. просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, указывая на то, что оспариваемые положения постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа не противоречат законам Камчатского края, регулирующим правоотношения, связанные с учётом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены ст. 14 ЖК РФ.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 указанной статьи к таким полномочиям относится, в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений установлены ст. 13 ЖК РФ.
Согласно п.п. 3, 7 ч. 1 данной правовой нормы к таким полномочиям, в частности, относятся установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Такой порядок установлен Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года N 52 "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года N 53 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими, и о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
Пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года N 13) разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, к ведению субъектов РФ или к вопросам местного значения
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 декабря 2008 года Главой Петропавловск-Камчатского городского округа принято постановление N 3647 "Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 3 апреля 2009 года N 1071 и постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 октября 2009 года N 2975 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения.
Названные выше постановления официально опубликованы в газете "Град Петра и Павла" N 1 (133) от 16 января 2009 года, N 14 (146) от 17 апреля 2009 года, N 43 (175) от 09 октября 2009 года.
Установив, что оспариваемые прокурором положения постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит федеральному и региональному законодательству, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении его заявления, признав соответствующие пункты постановления недействующими со дня его принятия.
При этом суд обоснованно исходил из того, что п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года N 3647 противоречит п. 3 ст. 4 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 53; п.п. 1.3, 2.1, 2.3, 2.4 приложения к оспариваемому постановлению противоречат Закону Камчатского края от 4 мая 2008 года N 52, который не предусматривает порядок предварительного определения оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях; п. 2.2 содержит собственное правовое регулирование по вопросу, относящемуся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ; п.п. 3.1 - 3.6 противоречат п. 3 ст. 4 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 53 и содержат собственное правовое регулирование порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; п.п. 3.7, 3.8 противоречат п. 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 7 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 53 и содержат собственное правовое регулирование порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; п. 3.9 приложения к оспариваемому постановлению в части слов "в распоряжении о признании гражданина малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма" противоречит п. 3 ч. 1 ст. 5.1 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 52; п. 3.10 противоречит ч. 1 ст. 5.1 этого же Закона; п. 4.3. в части слов "2, 3" противоречит ст.ст. 7 - 10 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 53; п. 4.4 принят с превышением полномочий органа местного самоуправления и противоречит ч.ч. 1 ст. 6 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 52; п. 4.6 принят с превышением полномочий органа местного самоуправления; п. 5.2 содержит собственное правовое регулирование по вопросу, относящемуся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Указанный вывод суда первой инстанции в решении подробно мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Обстоятельства, в связи с которыми суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости признания в оспариваемой части пункта постановления со дня его принятия, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 253 ГПК РФ указаны в мотивировочной части решения суда.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.