Кассационное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 18 января 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Стефановской Л.Н., Старковой С.А.
при секретаре Захарчук Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2011 года
кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" и кассационное представление прокурора.
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 22 ноября 2010 года
по делу по иску Павловой С.В. к ОАО "Российские железные дороги" о возмещении материального ущерба, вреда здоровью и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Стефановской Л.Н., объяснения представителя ОАО "РЖД" Гинц Н.К. (по доверенности), представителя ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Белгородской области Лень Ю.Б. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Павловой С.В., ее представителя Тащан В.В. (по ордеру), возражавших против доводов кассационной жалобы и кассационной представления прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
06 марта 2010 года в г. Старый Оскол Белгородской области на участке автодороги, соединяющей проспект Металлургов и ГСК "Сталь", под железнодорожным мостом произошло ДТП с участием транспортного средства =марка=, =регистрационный знак=, принадлежащим на праве собственности Павловой С.В.
ДТП выразилось в том, что, двигаясь под управлением Павловой С.В., указанный автомобиль попал в скрытую под водой и снежно-ледяной массой яму на автодороге и получил механические повреждения.
Согласно оценке БРОО "ОЗПА" от 28 апреля 2010 года N 74 стоимость восстановительного ремонта поврежденной автомашины с учетом износа составляет 304350,12 руб.
В результате ДТП Павловой С.В. был причинен вред здоровью =диагноз=.
Павлова С.В. обратилась в суд с указанным иском и просила взыскать с ответчика как арендатора указанного участка дороги материальный ущерб на восстановительный ремонт машины 304 350,12 руб., возмещение вреда здоровью 3 316,10 руб., компенсацию морального вреда 35 000 руб., расходы на проведение экспертизы 3500 руб. и услуги эвакуатора 800 руб., расходы по уплате услуг представителя и оформление доверенности 15 470 руб., государственную пошлину 6244 руб.
В судебном заседании Павлова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Решением суда с ответчика в пользу истицы взыскан материальный ущерб на восстановительный ремонт машины 304 350,12 руб., возмещение вреда здоровью 2784,12 руб., компенсация морального вреда 10 000 руб., расходы на проведение экспертизы 3500 руб. и услуги эвакуатора 800 руб., расходы по уплате услуг представителя и оформление доверенности 15 470 руб., государственная пошлину 6244 руб.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" и представлении прокурора просят об отмене решения суда как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение длядела, и неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не признает доводы жалобы и кассационного представления прокурора убедительными.
Рассматривая спор, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал представленные доказательства по делу, дал им надлежащую оценку и на законных основаниях пришел к выводу о вине ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка в произошедшем ДТП.
По правилам п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вина причинителя вреда презюмируется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним =номер=, кадастровой выписке о земельном участке =номер= года ответчик является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, 605/606 км+0,088 км-609/610 км + 0,179 (Касторенское направление), предоставленного ему для обслуживания и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
06 марта 2010 года инспектором ДПС 2-го БПДПС составлен акт N 1373 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому на указанном участке дороги имелся застой воды длинной 26,7 м, шириной 6,00 м и глубиной 15 см.
Постанавливая решение, суд обоснованно пришел к выводу, что ответчик не представил достаточных и достоверных доказательств вподтверждение того, что авария произошла по вине иных лиц.
В судебном заседании установлено, что договора на обслуживание автодороги от пр-та Металлургов в сторону ГСК "Сталь" под железнодорожным мостом не заключено ни с одним предприятием.
В силу п.3 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом МПС РФ от 15.05.1999 года N26Ц, содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации.
По смыслу положений ст. 2 Федеральною закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В порядке п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного, движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как видно из материалов дела, размеры ямы (выбоины) на проезжей части автодороги в месте аварии превышали предельные размеры, определенные в пунктах 3.1.1, 3.1.2 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221 (ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы).
ГОСТ Р 50597-93 предусматривает, что в случае, когда эксплуатационной состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Как установлено судом, такие ограничения со стороны ОАО "РЖД" и других лиц не были введены на аварийном участке автодороги, что привело к ДТП.
По правилам ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установление земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что земельный участок передан государством в аренду ответчику на основании Федерального закона от 27.02.2003 года "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 года N264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставляемыми открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
Железнодорожный мост построен с расчетом уже существующей автодороги, без сплошной насыпи (заграждения).
Оценивая доказательства, суд первой инстанции на законных основаниях пришел к выводу, что участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортных средства и (или) груза в результате ДТП (п.3 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196).
Отсутствие какого-либо взаимодействия между ответчиком и органом местного самоуправления по вопросу поддержания автодороги под железнодорожным мостом не должно негативно отражаться на правах истца.
При разрешении спора всем установленным обстоятельствам дана оценка на основании принципа беспристрастности и справедливости. Доводы в кассационной жалобе не дают оснований к сомнению в правильности выводов решения.
Доводы кассационной жалобы и представления прокурора в частности о том, что ответчик не несет обязанности по содержанию данного участка дороги, повторяют позицию лиц в суде первой инстанции, которой в решении суда оценка дана.
При определении размера имущественного ущерба судом принят во внимание отчет ООО "Общество защиты прав автомобилистов" N 74 от 28.04.2010 года (л.д. 17-26).
Расходы по эвакуации транспортного средства подтверждаются квитанцией к заказ-наряду от 30.08.2010г. (л.д. 33)
Оплату услуги эксперта-оценщика подтверждает квитанция от 01.04.2010г. (л.д. 34).
При определении размера ущерба, причиненного повреждением здоровья судом приняты во внимание медицинская карта истицы, назначения лечащих врачей и товарные чеки от 13.03.2010г. и 12.07.2010г.
Судом в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в решении отражены результаты оценки всех представленных доказательств, с точки зрения их достаточности и взаимной связи.
Размер компенсации морального вреда судом определен исходя из требований ст. 151, 1101 ГК РФ с учетом тяжести причиненного вреда здоровью.
Выводы суда о взыскании указанных сумм сторонами по делу не оспаривается.
Решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы и кассационного представления прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 347,361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 22 ноября 2010 года по делу по иску Павловой С.В. к ОАО "Российские железные дороги" о возмещении материального ущерба, вреда здоровью и компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" и кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.