Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Н.А.Гусевой,
судей: Н.Н.Демьяновой, Е.А. Муравьевой,
при секретаре: Е.И.Буровой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Грушина Вячеслава Николаевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 марта 2011 г., которым Грушину Вячеславу Николаевичу отказано в удовлетворении исковых требований к ОГУ "Центр социальных выплат" об индексации компенсационных выплат на приобретение продтоваров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Заслушав доклад судьи Е.А. Муравьевой, объяснения В.Н.Грушина, его представителя А.А.Слепнева, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также возражения представителя ОГУ "Центр социальных выплат" Дементьева А.К., судебная коллегия Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
В.Н. Грушин обратился в суд с иском к Областному государственному учреждению "Центр социальных выплат" об обязании производить выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 2858,22 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в сумме 4100,06 рублей с 1 декабря 2010 года. В обоснование требований указал, что является ветераном подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" пункта 1 постановления Верховного Совета РФ N 2123-1 от 27 декабря 1991 года и получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2007 г. ему установлены ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 895,79 рублей и компенсация на оздоровление в сумме 3 027,58 рублей с последующей индексацией в установленном порядке. До 20 ноября 2010 г. он получал указанные компенсации по месту работы в Военной академии РХБЗ. После увольнения обратился в ОГУ "Центр социальных выплат"" с заявлением о выплате указанных компенсаций. Они ему были назначены с 01 декабря 2010 г. в размере значительно меньшем, чем указано в решении суда от 20.04.2007 года: на продтовары в сумме 592,27 рублей, на оздоровление за 2010 г. в сумме 789,70 рублей. Полагает, что ответчик должен исполнять решение Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2007 г. Кроме того, считает, что указанные в решении суда суммы должны быть проиндексированы с учетом индекса роста потребительских цен, которые с учетом такой индексации составят на приобретение продовольственных товаров - 2858,22 рублей, на оздоровление - 4100,06 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе В.Н. Грушин просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что суд не дал оценки его доводам о том, что он на момент обращения в ОГУ "ЦСВ" был не вновь обратившимся, а уже являлся получателем указанных компенсаций в размерах и порядке определенных решением Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2007 г. В дополнении к кассационной жалобе указывает, что финансирование расходов на реализацию ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" осуществляется из федерального бюджета путем адресного перечисления средств организации, производящей данные выплаты. Одним из ответчиков по делу, по которому принято решение суда от 20 апреля 2007 г., являлось Управление Федерального казначейства по Костромской области как представитель казны РФ. Ссылаясь на ч. 2 ст. 13 ГПК РФ полагает, что присужденные решением Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2007 г. суммы должны выплачиваться за счет казны, независимо от его места работы и учета в органе социального обеспечения.
В возражениях относительно кассационной жалобы директор ОГУ "ЦСВ"ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является ветераном подразделений особого риска и на него распространяется действие Закона РФ от 27.12.1991г. N 2123-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 20 апреля 2007 года, вступившем в законную силу 21 июня 2007 года, суд обязал Военную академию радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко за счет средств Казны Российской Федерации с 01.01.2007 года производить Грушину В.Н. компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1895,79 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в сумме 3027,58 рублей с последующей индексацией в установленном порядке.
По 20.11.2010 года Грушин В.Н. получал выплаты, установленные судом в указанных суммах в Военной академии, с 01.12.2010 года переведен на пенсионное обеспечение в ОГУ "Центр социальных выплат", где ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 592,72 рубля; ежегодная компенсация на оздоровление определена в размере 789,70 рублей.
Разрешая иск об обязании ОГУ "Центр социальных выплат" производить Грушину В.Н. выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в размерах, определенных решением суда от 20.04.2007 года, а также об их индексации в соответствии с действующим законодательством, суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В обосновании выводов суд указал, что решение Ленинского районного суда г. Костромы от 20.04.2007 года в отношении ответчика - ОГУ "Центр социальных выплат" не принималось. Истец состоит в отношениях по выплате указанных компенсаций с заявленным ответчиком с 1.12.2010 года, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на него обязанности исполнять указанное решение суда.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Кроме того, резолютивная часть решения не содержит выводов об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в части сохранения установленных решением суда сумм компенсаций.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона РФ от 15.05. 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам РФ гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.22 ст. 14 и ч.1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N179-ФЗ).
Так как вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством, обязанность возмещения вреда, который исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленным гражданским, уголовным и административным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Согласно правовым позициям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года N18-П и от 19.06.2002 года N11-П, государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку, в противном случае, подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
Поскольку обязанность по возмещению вреда, причиненного здоровью истца, принята на себя государством, то обстоятельство, что решением суда обязанность по выплате компенсационных выплат в установленном им размерах была возложена на конкретный орган, не означает, что при смене государственного органа, непосредственно производящего выплаты, ранее назначенный объем возмещения может быть снижен.
Таким образом, у суда не имелось оснований считать, что решение от 20.04.2007 года вынесено в отношении другого ответчика.
Так как уменьшение объема ранее назначенного возмещения вреда, исходя из конституционных принципов справедливости, является недопустимым, суд пришел к правильному выводу о том, что при постановке на учет в ОГУ "Центр социальных выплат" за истцом сохранялось право на получение компенсационных выплат, установленных решением от 20.04.2007 года, которые он получал в размерах, определенных судом, более трех лет. Требование Грушина В.Н. об обязании ответчика выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1895,79 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 3027,58 рублей является законным и подлежащим удовлетворению.
В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения.
В то же время с требованиями Грушина об индексации определенных решением суда сумм по индексам роста потребительских цен согласиться нельзя, поскольку такой механизм индексации на законодательном уровне не установлен.
Судебная коллегия не находит оснований и для индексации названных сумм в соответствии с индексами, установленными Постановлениями Правительства РФ, на чем истец настаивал в суде кассационной инстанции.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленным настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями от 27 декабря 2004 года N847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от7 мая 2005 года N29" "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также соответствующих постановлений от 25 апреля 2006 года N246, от 21 марта 2007 года N171, от21 декабря 2007 года N914, от 7 июля 2009 года N545 ежегодно утверждало правило (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1024 от 16.12.2009 года размер ежемесячно денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров определен в размере 592,27 рубля, ежегодной компенсации за вред здоровью - 789,70 рублей.
Таким образом, получаемые истцом денежные суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в настоящее время значительно превышают установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в силу чего требования Грушина В.Н. об индексации сумм, установленных решением суда от 20.04. 2007 года, удовлетворению не подлежат и в этой части иска ему должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 марта 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать ОГУ "Центр социальных выплат" выплачивать Грушину Вячеславу Николаевичу с 01.12.2010 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1895,79 рублей и ежегодную компенсацию на оздоровление в сумме 3027,58 рублей.
В иске Грушина Вячеслава Николаевича к ОГУ "Центр социальных выплат" об индексации указанных сумм отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.