Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 29 марта 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.
судей: Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.
при секретаре: Перминовой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2011 г. дело по иску Зеленюк И.С. к Военному комиссариату Курской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты по возмещению вреда здоровью, ее назначении и выплате, поступившее по кассационной жалобе военного комиссара Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 января 2012 года, которым постановлено:
" Исковые требования Зеленюк И.С. к военному комиссариату Курской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты по возмещению вреда здоровью, о ее назначении и выплате удовлетворить.
Признать за Зеленюк И.С. право на получение ежемесячной денежной выплаты по возмещению вреда здоровью, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1.
Обязать военный комиссариат Курской области назначить Зеленюк И.С. ежемесячную денежную выплату по возмещению вреда здоровью, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 и производить ее выплату с 10.05.2011 года".
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленюк И.С. обратился в суд с иском к военному комиссариату Курской области, в котором указал, что он является ветераном подразделений особого риска, с 09.11.2010 г. является инвалидом третьей группы, причина инвалидности "увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". В удовлетворении заявления от 10.05.2011 г. о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в соответствии с требованиями п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ему ответчиком отказано. Зеленюк И.С. просил суд признать за ним право на получение ежемесячной денежной выплаты по возмещению вреда здоровью, обязать военный комиссариат Курской области начислить и выплачивать ежемесячную денежную выплату в возмещение вреда здоровью с момента обращения.
Представитель Военного комиссариата Курской области в судебном заседании в удовлетворении исковых требований истца Зеленюк И.С. просил отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" с 1.01.2005г. гарантируются только меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой ст.14 вышеназванного ФЗ. Действие нормы о возмещении вреда здоровью, содержащейся в пункте 15 части 1 статьи 14 вышеназванного ФЗ на граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами, к категории которых относится истец - не распространяется.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе военный комиссар Курской области просит отменить решение суда как необоснованное и незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав представителя военного комиссариата Курской области по доверенности Буханову О.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Зеленюк И.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируется установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 г. N5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, стало осуществляться путем выплаты ежемесячных денежных компенсаций в твердых размерах: согласно п. 25 части первой статьи 14 в редакции, действовавшей до 22.08.2004 г. указанным гражданам гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в зависимости от группы инвалидности (5000 руб.- инвалидам 1 группы; 2500 руб. - инвалидам 2 группы; 1000 руб.- инвалидам 3 группы); данная выплата должна производиться органами социальной защиты населения или другими государственными органами в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Названная норма полностью сохранена в пункте 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
В целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление N 2123-1 от 27.12.1991 г., согласно п. 1 которого распространил действие Закона РСФСР от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
Согласно пункта 1 вышеназванного Постановления ВС РФ к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 в первоначальной редакции, гражданам из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, гарантировалось предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пункт 25 части первой данной статьи в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, предусматривал возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления на этих лиц, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, были распространены льготы и компенсации, установленные статьей 14, частями первой, третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Тем самым в части возмещения вреда посредством специального пенсионного обеспечения они по своему правовому положению были приравнены к инвалидам-чернобыльцам и стали субъектами длящихся правоотношений по получению пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, причиненного лучевой болезнью и другими заболеваниями, связанными с лучевой нагрузкой, т.е. составили вместе с инвалидами-чернобыльцами одну родовую группу получателей льгот и компенсаций.
Статьей 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1, действие нормы о возмещении вреда здоровью (в настоящее время содержащейся в пункте 15 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации) внесены изменения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
В частности, согласно п.2 указанного выше постановления с 01.01.2005 г. инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1, гарантируется меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1,статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой),частями первой -третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.)).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.17.1 Постановления N 35 от 14 декабря 2000 г. " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.055.2007 г. N 23) с 01.01.2005 г. инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г., гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления, а на лиц, перечисленных в пункте 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется.
Вместе с тем пунктом 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер и после вступления в силу данного Федерального закона.
Исходя из указанной нормы требования истцов из числа категорий граждан, перечисленных в п.1 Постановления, пострадавших вследствие радиационного воздействия, заявленные в суд в связи с отказом после 1 января 2005 г. в дальнейшей выплате компенсаций в возмещение вреда здоровью и (или) индексации этих выплат, являются законными и обоснованными.
Как усматривается из материалов дела, отказ военного комиссариата в удовлетворении заявления Зеленюк И.С. в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты мотивирован тем, что действие нормы о возмещении вреда здоровью, содержащейся в пункте 15 части 1 статьи 14 вышеназванного ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами - не распространяется.
Однако, по мнению судебной коллегии, данный отказ военного комиссариата в возмещении истцу вреда здоровью, предусмотренного п.15 ст. 14 ФЗ от 25.11.1995 г. N 179-ФЗ обоснованно признан судом неправомерным.
Предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 25.11.1995 г. N 179-ФЗ инвалидам - чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N2123-1 было распространено действие положений названного закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Таким образом, федеральный законодатель фактически признал обязанность государства выплачивать гражданам-инвалидам из подразделений особого риска ежемесячные суммы компенсации вреда их здоровью от радиационного поражения.
Не означает отмену данной обязанности государства принятие таких подзаконных актов, как разъяснение "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)" (утверждено Постановлением Минтруда России от 02.06.2000 г. N 43) и Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которых эта категория граждан не указана в качестве получателей ежемесячной компенсации вреда здоровью, поскольку целью названных актов являлось определение порядка получения соответствующих сумм ежемесячной компенсации гражданами из числа инвалидов-чернобыльцев.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).
К числу конституционно признанных и защищаемых прав каждого относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, в том числе в результате ухудшения состояния окружающей среды.
Федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования данного механизма, не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения, - такой объем должен безусловно соблюдаться.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
Таким образом, п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 не предполагает лишение на основании Федерального закона от 22.04.2004 г. N 122-ФЗ граждан-инвалидов из подразделений особого риска права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия, либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций и массовости причинения вреда в начальный период освоения и использования ядерной энергии.
Конституционный суд Российской Федерации, выявляя конституционно- правовой смысл пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР" О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признал пункт 2 в системе действующего правового регулирования не препятствующим получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2005 г. N 385-О).
Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе и на получение ежемесячной денежной компенсации.
При этом дата установления инвалидности в связи с радиационным воздействием, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", гражданам из подразделений особого риска (до или после 1 января 2005 года) не имеет самостоятельного значения для отнесения их к категории ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении N 385-О от 17.10.2005 г., иное означало бы нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, и статья 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, внесшая изменение в п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1, не может рассматриваться как лишающая указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Этот вывод подтверждается и содержанием пункта 1 статьи 153 того же Федерального закона, предусматривающего сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после введения данного Федерального закона в действие.
Таким образом, положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 в системе действующего нормативно-правового регулирования и в силу сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия, либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления.
В определении N 396-П от 01.03.2010 г. Конституционный суд Российской Федерации указал, что положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления.
Конституционно-правовой смысл положений пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1"О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 01.01.2005 г., также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (ст. ст.1,2,7,19 (ч.1), 43,55 (ч.2), 53,55 (ч.2) Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.16 Разъяснения об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности от 15.04.2003 г. N 1, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003г. N 17, причина инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" определяется гражданам из подразделений особого риска, указанных в п.п. "а", "б", "в", "г", "д" п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1, при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Согласно удостоверению ОРЕ N,выданному истцу 16.10.2000 г., Зеленюк И.С. имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1.
Согласно справке МСЭ-2007 N от 09.11.2010 г. Зеленюк И.С. имеет увечье "язвенная болезнь. Язва 12 пк, хр. Рецидивирующее течение с частыми обострениями (2-3 раза в год) с умеренным болевым синдромом. Эрозивныйдуоденит. Хр.холецистопанкреатит. Гастродуоденальный рефлюкс. НФП II ст. Лимфогрануломатоз IА ст., ремиссия" - полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, ему установлена третья группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Данные обстоятельства подтверждаются также выпиской из акта медицинского освидетельствования от 21.09.2004 г.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на несоблюдение истцом требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 апреля 2005 г. N 289 "Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов", в силу п. 4 которого на МЭС возлагаются функции проведения экспертизы по установлению причинной связи инвалидности с воздействием радиационных факторов, принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи инвалидности с воздействием радиационных факторов, состоятельной не является.
Как усматривается из материалов дела, истец был освидетельствован Медико-социальной экспертной комиссией 21.09.2004 г., т.е. до утверждения Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Решением медико-социальной экспертной комиссии установлено, что увечье получено истцом при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, о чем выдан акт N 285 о медицинском освидетельствовании в МСЭК от 21.09.2004 г.
Поэтому доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о необходимости освидетельствования истца межведомственным экспертным Советом на предмет установления причинной связи инвалидности с радиационным воздействием - основаны на неверном толковании материального закона.
Как следует из п.7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Как усматривается из материалов дела, истец с заявлением о возмещении вреда здоровью обратился к ответчику 10.05.2011 г. Поэтому суд обоснованно, в соответствии с п.7 вышеназванного Порядка обязал военный комиссариат Курской области назначить истцу ежемесячную денежную выплату по возмещению вреда здоровью в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 и производить ее выплату с момента обращения.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и закону, подробно мотивированы в решении суда. Не согласиться с ними у судебной коллегии правовых оснований не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые выдвигались представителем ответчика в судебном заседании при рассмотрении дела в суде 1-й инстанции, были предметом судебного исследования и оценки, поэтому не могут быть признаны обоснованными.
Иные доводы апелляционной жалобы юридически значимыми для дела не являются, и на законность решения суда не влияют.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 января 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссара Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.