Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: Чильманкиной А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 11 апреля 2012 года гражданское дело по иску Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове Тамбовской области к Клемешову А.А. о взыскании финансовых санкций,
по апелляционным жалобам Клемешова А.А., представителя Клемешова А.А. - Пичейкина Р.П. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области обратилось в суд с иском к Клемешову А.А. о взыскании финансовых санкций, указав, что Клемешов А.А., являясь индивидуальным предпринимателем, в нарушение п.5 ст. 11 ФЗ N27-ФЗ от 01.04.1996 года не предоставил в установленный законом срок в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год. За указанный период подлежала уплате в Пенсионный фонд РФ сумма в размере ***. - начисление страховых взносов за 2010 год на страховую часть трудовой пенсии.
По данному факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области составлен акт *** от 28.03.2011 г на основании которого заместителем начальника ГУ -Управление ПФ России в г. Тамбове Тамбовской области принято решение от 26.04.2011 *** о привлечении Клемешова А.А. к ответственности за несвоевременное представление сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в виде штрафа в размере ***, предложив уплатить сумму штрафа в срок, указанный в требовании
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16 января 2012 года исковые требования ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Клемешов А.А. просит данное решение отменить, производство по делу прекратить, указав, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, ущемляет его права и законные интересы.
Ссылается, что отчетный период, за который ему вменяется нарушение закона, определен календарными датами с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года. Однако Закон, обязывающий физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы ежегодно до 01 марта представлять сведения в УПФР вступил в законную силу с 01.01.2011 года, в связи с чем он не может быть применен к отчетному периоду 2010 года, так как действие закона не имеет обратной силы.
Кроме того ссылается, что согласно п. 2 ст. 11 закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Однако ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области не представлены доказательства данных обстоятельств, напротив, исходя из отчетов, представленных ответчиком в УПФР, следует, что никакой экономической, хозяйственной и иной деятельности он не вел и к "страхователю" в смысле, придаваемом этому термину законом, не относится.
Возражает против взыскания с него судебных расходов в виду отсутствия доказательств их несения истцом.
Ссылается на нарушение процедуры вручения ему решения налогового органа о привлечении к ответственности, которое было направлено ему по почте 28.04.2011 года, но им не получено, в связи с чем нарушено право на его обжалование в судебном порядке.
В апелляционной жалобе представителя Клемешова А.А. - Пичейкина Р.П. приведены доводы несогласия с решением от первого лица, аналогичны доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Клемешова А.А. Кроме того содержится ссылка о несоблюдений суда первой инстанции норм ГПК в части неразрешения заявленного Клемешовым А.А. ходатайства о представлении истцом доказательств вручения ему решения налогового органа, а так же необоснованное отклонение поданных им замечаний на протокол судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Клемешова А.А.- Пичейкина Р.П. - поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области - возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 26.04.2011 о привлечении Клемешова А.А. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2010 год в виде взыскания штрафа в сумме ***.
Требованием Управления от 02.06.2011 года *** предложено ответчику уплатить штрафные санкции в сумме *** в добровольном порядке в срок до 19.06.2011 года со дня получения требования.
Копия требования направлена Клемешову А.А. по почте 07.06.2011 года, однако, данное требование Клемешовым А.А. добровольном порядке не исполнено.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Управлением требования, суд первой инстанций исходил из того, что ответчиком совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая позицию районного суда, исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ), пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (вступил в силу с 01.01.2010) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу абзаца 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
С 1 января 2009года МРОТ составлял 4330руб. в месяц (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N82-ФЗ). Таким образом, в 2010году стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей в ПФР составляет *** ( ***).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений (статья 16 указанного закона).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом установлено, что в нарушении указанных норм права ответчик не представил своевременно в Пенсионный фонд в установленные сроки достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010год, что подтверждается материалами дела.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате ответчиком за 2010год в Пенсионный фонд, составляет *** Следовательно, размер штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет *** ( ***).
Доводы Клемешова А.А., его представителя о том, что решение о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства о об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования принято с нарушением действующего законодательства (что лишил о его возможности воспользоваться своим правом на судебную защиту), в связи с чем он не должен нести ответственность за уплату финансовых санкций - не могут быть приняты судебной коллегией в виду их несостоятельности.
Статьей 2 Закона N 167-ФЗ прямо предусмотрено, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанной нормой также определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах с 01.01.2010 регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)
Статьей 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (часть 4).
Таким образом, статьей 39 Закона N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
Как следует из материалов дела по факту обнаружения недостатков, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) в системе обязательного пенсионного страхования ГУ УПФР в г. Тамбове и Тамбовской области 28 марта 2011 года составлен соответствующий акт, который получен Клемешовым А.А. в тот же день (28 марта 2011 года), что подтверждается его подписью.
Пункт 2.2 указанного акта устанавливает для страхователя возможность в случае несогласия с фатами, изложенными в Акте, а так же с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения представить в течение 15 рабочих дней со дня получения Акта в ГУ УПФР по г. Тамбову Тамбовской области письменное возражение по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик, получив акт, своих возражений относительно установленных в нем фактов не представил.
В указанном акте (л.д.4) содержится уведомление о его рассмотрении 26 апреля 2011 года с указанием места рассмотрения. В том же акте приведена ссылка о том, что по результатам рассмотрения будет принято решение о привлечении (отказе в привлечении) страхователя к ответственности за допущенное нарушения, а так же последствия его неявки.
Анализируя изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом не нарушена процедура привлечения предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, предусмотренная Законом N 212-ФЗ.
Подлежат критической оценке доводы авторов жалоб в части неправильного применения положений Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ), вступавших в законную силу с 01.01.2011 года и неприменимых к отчетному периоду 2010 года - в виду ошибочного толкования норм указанного Закона.
Основываясь на положения ст. 98 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика понесенные истцом расходы по уплате госпошлины в размере ***
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права, не может быть отменено по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда от 16 января 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Клемешова А.А., Пичейкина Р.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.