Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей: Курохтина Ю.А., Босси Н.А.,
при секретаре Удаловой О.Е.,
рассмотрела в судебном заседании от 30 мая 2012 года апелляционную жалобу представителя Сергеева В.А. по доверенности Янина О.В. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 марта 2012 года по делу по иску Сергеева В.А. к Военному комиссариату Тамбовской области о дополнительной индексации ежемесячной денежной компенсации и возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев В.А. является инвалидом *** вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Группа инвалидности по указанному основанию ему установлена 26 октября 2004 года.
В соответствии с п. 15 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Сергеев В. А. является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, которая ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции.
Сергеев В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области, который выплачивает ему указанную компенсацию, о дополнительной индексации выплаты за 2002 г., 2003г., 2004г. с учетом уровня величины прожиточного минимума (далее ВМП) в субъекте РФ, применяя следующие индексы роста ВПМ в Тамбовской области: за 2001 год, начиная с 1 января 2002г. - 1,642; за 2002 год, начиная с 1 января 2003 г. - 1,241; за 2003 год, применяя за 2004г. - 1,151, далее применяя коэффициенты по уровню инфляции в 2005г. - 1,11; в 2006г. - 1,09; в 2007г. - 1,08; в 2008г. - 1,105; в 2009г. - 1,13; в 2010г. - 1,1; в 2011г. - 1,065; в 2012г. - 1,06.
Просил обязать ответчика выплачивать ему ежемесячно, начиная с 1 февраля 2012 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере *** руб. 16 коп. с последующей индексацией согласно действующего законодательства и взыскать с ответчика единовременную общую задолженность по указанной выплате из средств федерального бюджета за период с 1 ноября 2004 года по 31 января 2012 года в размере *** руб. 79 коп.
Октябрьский районный суд г.Тамбова решением от 19 марта 2012 года исковые требования Сергеева В.А. к Военному комиссариату Тамбовской области о дополнительной индексации ежемесячной денежной компенсации и возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности по данной выплате оставил без удовлетворения. Отказывая в иске, суд указал, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью была назначена Сергееву В. А. с 04 октября 2004 года и ежегодно индексировалась в соответствии в порядком индексации, установленном Постановлением Правительства РФ, то есть с применением индексов инфляции и составила: в 2004 году *** рублей; в 2005 году 1,11 ( *** руб.); в 2006 году - 1,09 ( *** руб.); в 2007 году - 1,08 ( *** руб.); в 2008 году - 1,105 ( *** руб.); в 2009 году - 1,13 ( *** руб.); в 2010 году - 1,1 ( *** руб.); в 2011 году - 1,065 ( *** руб.); в 2012 году - 1,06 ( *** руб.), что сторонами не оспаривается. До даты установления истцу группы инвалидности, определяющей в том числе размер денежной индексации, он не имел права выбора порядка индексации (период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года). Со времени установления ему 2 группы инвалидности (2004 год) он стал субъектом, на которого распространяются гарантии норм Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и приобрел право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по п. 15 ст. 14 названного Федерального закона, которая ему выплачивается с учетом уровня инфляции. Поэтому суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для дополнительной индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании по данной выплате задолженности истцу.
Не согласившись с решением суда, представитель Сергеева В.А. - Янин О.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что при индексации суд должен применять благоприятный для получателя данных выплат критерий индексации. Ссылается на ряд заболеваний, которые имеются у Сергеева В.А., полученных им при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и указывают, что в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии от 29 мая 2003 года он признан непригодным к военной службе. Суд необоснованно указал, что именно в период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2005 года истец инвалидом не являлся, в связи с чем у него нет права выбора на порядок индексации. Полагают, что установление и получение группы инвалидности это лишь соблюдение формальных этапов. Считают, что решением суда нарушены конституционные права Сергеева В.А.
Проверив материалы дела, выслушав Сергеева В. А., его представителя Янина О. В., поддержавших жалобу, представителя Военного комиссариата Тамбовской области Хлебникову С. В., проанализировав доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы ч. 3 ст. 5 базового Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции российской Федерации.
Довод истца и его представителя дополнительной индексации указанных сумм исходя из роста прожиточного минимума за 2002 -2004 годы, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, судебная коллегия признает необоснованным. Названным Постановлением КС РФ было предусмотрено право судов принимать решения об индексации соответствующих сумм исходя из роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, но данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер. Как указано в п. 2 указанного Постановления КС РФ "впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации".
Вместе с тем на момент установления истцу группы инвалидности и на момент обращения истца в суд законодателем установлен порядок индексации.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения и ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и последующими ежегодными постановлениями утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Поскольку военный комиссариат определил истцу размеры денежной компенсации с учетом вышеприведенных постановлений, у суда не имелось оснований для индексации назначенных истцу в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пропорционально изменению прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда первой об отказе в удовлетворении заявленных требований о дополнительной индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании по данной выплате задолженности истцу, судебная коллегия находит соответствующими закону по изложенным выше основаниям.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 марта 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сергеева В.А. - Янина О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.