Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Архиповой М.В.,
при секретаре Елоховой М.В., с участием прокурора Труфановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 27 июня 2011 года дело по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности расторгнуть трудовые договоры с муниципальными служащими,
по кассационному представлению прокурора Октябрьского района г.Тамбова
на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 мая 2011 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия в части отказа в устранении выявленных нарушений норм действующего законодательства о муниципальной службе, изложенных в представлении от 13.12.2010 г. N 02-22-2010, и обязанности расторгнуть трудовые договоры с муниципальными служащими: заместителем главы администрации г.Тамбова Поздняковым Алексеем Алексеевичем, заместителем главы администрации г.Тамбова Алехиным Дмитрием Вячеславовичем, ведущим специалистом отдела по делам пожилых людей, ветеранов, инвалидов и учета неработающего населения комитета социального развития и демографии администрации г.Тамбова Шамаевой Ольгой Алексеевной, главным специалистом отдела геодезии, картографии и инженерной инфраструктуры комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова Арифджановым Павлом Анатольевичем, указав, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации города, в ходе которой выявлены нарушения закона при прохождении муниципальной службы.
Статьей 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы и исполнения должностных обязанностей необходимо соблюдение квалификационных требований, предъявляемых к уровню профессионального образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В целях реализации указанного и других положений Федерального закона о муниципальной службе 04.07.2007 г. принят Закон области N 223-3 "О муниципальной службе в Тамбовской области", статья 3 которого устанавливает типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
07.12.2007 г. Тамбовская городская Дума решением N 503 утвердила Положение "О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Тамбов", которое устанавливает квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления города Тамбова.
В соответствии со статьями 6, 7 вышеназванного Положения для замещения старших должностей муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование. Для замещения должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к стажу работы: для замещения высших должностей муниципальной службы - стаж работы на должностях муниципальной службы (государственной гражданской службы) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет; для замещения главных должностей муниципальной службы - стаж работы на должностях муниципальной службы ( государственной гражданской службы) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
В ходе проверки выявлено несоблюдение квалификационных требований при замещении гражданами муниципальных должностей муниципальной службы.
Вопреки требованиям закона, не имеют высшего профессионального образования следующие муниципальные служащие, замещающие старшую муниципальную должность муниципальной службы администрации города Тамбова : Арифджанов П.А. и Шамаева О.А.
В нарушение требований закона к стажу муниципальной службы замещает муниципальную должность заместитель главы администрации города Тамбова Поздняков А. А. Данная должность относится к высшей группе должностей муниципальной службы, в связи с чем для ее замещения необходим стаж работы на должностях муниципальной службы (государственной гражданской службы) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет. Однако, Поздняков А.А. не имеет необходимого стажа работы.
Также не имеет необходимого стажа работы, установленного законом, заместитель главы администрации города Тамбова Алехин Д.В.
По результатам проведения вышеназванной проверки главе администрации города Тамбова внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции от 13.12.2010 г. N 02-22-2010, в котором указано о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, действия или бездействие которых привели к нарушению Закона.
По результатам рассмотрения представления администрацией города Тамбова в прокуратуру района представлен ответ от 11.02.2011 г. N 2-30-118/11, изучение которого показало, что допущенные нарушения закона в части несоблюдения муниципальными служащими квалификационных требований к уровню профессионального образования и стажу, не устранены.
Так, согласно ответу, Арифджанов П.А. решением аттестационной комиссии от 22.12.2009 г. признан соответствующим замещаемой должности муниципальной службы. В настоящее время является студентов 3 курса ФГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина".
Шамаева О.А. будет уволена в связи с сокращением штатной численности.
При назначении на должность Позднякова А. А. учитывался его опыт работы в управленческой сфере.
Алехин Д.В. имеет необходимые навыки в сфере деятельности, аналогичные занимаемой должности.
Указанное свидетельствует о неисполнении законных требований прокурора и игнорировании требований закона.
Просил признать бездействие администрации города Тамбова в части отказа в устранении выявленных нарушении норм действующего законодательства о муниципальной службе, изложенных в представлении прокурора Октябрьского района г.Тамбова от 13.12.2010 г. N 02-22-2010, незаконным и обязать администрацию города Тамбова расторгнуть трудовые договоры с муниципальными служащими: Поздняковым АА, Алехиным Д.В., Шамаевой О.А, Арифджановым П.А.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 мая 2011г. в иске прокурору Октябрьского района г.Тамбова было отказано.
С данным решением не согласен прокурор Октябрьского района г.Тамбова, который в кассационном представлении ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что ФЗ "О муниципальной службе в Российской
Федерации" не предусматривает каких-либо исключений для квалификационных требований при замещении муниципальных должностей муниципальной службы.
В связи с чем несостоятелен вывод суда о том, что поскольку Арифджанов П.А. получает высшую профессиональную подготовку, обучаясь в соответствующем учебном заведении, то отсутствие у него соответствующего диплома о наличии высшего профессионального образования, является формальным.
18.03.2011 Шамаева О.А.была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата.
Однако, на момент вынесения решения судом, трудовой договор с Шамаевой О.А. не расторгнут. То есть, на момент направления ответа на представление каких-либо мер по устранению нарушений закона в части замещения Шамаевой О.А. старшей муниципальной должности муниципальной службы при отсутствии у нее высшего образования, предпринято не было, что свидетельствует о бездействии администрации г. Тамбова по устранению нарушений, указанных в представлении.
Далее указывает, что суд, делая вывод об обоснованности назначения Позднякова А.А. и Алехина Д.В. на указанные должности, ссылается на наличие у них необходимого стажа работы по специальности "юриспруденция".
Однако, исходя из норм статьи 27 Закона РФ "Об образовании" лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.
Исходя из системного толкования норм действующего законодательства в стаж работы по юридической профессии включается: работа в органах прокуратуры, юстиции и аппарате судов на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина, и т.п., что отражено в том числе, в разъяснении Министерства юстиции РФ от 10 октября 1995 N 09-06-137-95.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что у Позднякова А.А., Алехина Д.В. отсутствует стаж работы по специальности в течение 7 лет, нельзя признать обоснованным вывод суда о наличии у названных муниципальных служащих стажа работы по специальности, необходимого для замещения должности заместителя главы администрации г. Тамбова.
Далее в представлении указывает, что в силу п. 5 раздела "Периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы" Закона Тамбовской области от 04.07.2007 N 223-3 "О муниципальной службе в Тамбовской области" в стаж муниципальной службы включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой муниципальной должности. Периоды работы в указанных должностях не должны превышать пять лет.
Пунктом 7 Положения "О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Тамбов" предусмотрено, что для замещения высших должностей муниципальной службы требуется стаж работы на должностях муниципальной службы (государственной гражданской службы) не менее 6 лет.
Установлено, что в соответствии с вышеназванным разделом "Периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы" при приеме на муниципальную службы Позднякову А.А., Алехину Д.В. был засчитан в стаж муниципальной службы период их работы на отдельных должностях руководителей и специалистов в течение 5 лет. Указанный период времени недостаточен для соблюдения квалификационных требований для замещения должностей заместителя главы администрации г. Тамбова.
Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности и незаконности назначения Позднякова А.А., Алехина Д.В. на должности заместителя главы администрации города Тамбова.
В возражениях, поданных на кассационное представление, представитель администрации г.Тамбова просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Труфанову Е.М., поддержавшую доводы представления, выслушав представителей администрации г. Тамбова Каменеву Е.С. и Бояринцеву Ж.Е., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, а согласно ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы, которыми руководствовался суд.
Оспариваемое решение суда данным процессуальным требованиям не соответствует.
Так, суд первой инстанции, принимая решение по данному делу, посчитал требования прокурора необоснованными.
При этом сослался на ст. 9 Федерального Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 г. N 223-З " О муниципальной службе в Тамбовской области", а также Положение " О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Тамбов", которое устанавливает квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - г. Тамбов.
Действительно, согласно вышеприведенным нормам, для замещения должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования (ст.3) вышеуказанного Закона Тамбовской области:
1) к уровню образования:
а) для замещения
высших,
главных, ведущих и
старших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование;
2) к стажу работы:
а) для замещения высших должностей муниципальной службы - стаж работы на
должностях муниципальной службы (государственной гражданской службы) не менее шести лет или стаж работы
по специальности не менее семи лет.
Руководствуясь приведенными нормами, а также ссылаясь на
п.1 и 5 раздела " Периоды службы, включаемые в стаж работы?", утв. вышеуказанным законом субъекта о Перечне видов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы, позволяющего засчитывать в стаж "
отдельные должности руководителей на предприятиях?, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой муниципальной должности ( не более 5 лет)?", суд указал в решении, что у Поздянкова А.А. трудовой стаж составляет 7 лет 10 месяцев 5 дней ( л.д. N 178).
Далее суд утверждает, что Поздняков А.А. имеет необходимый стаж по специальности, однако, не указывая по какой конкретно, хотя он имеет два высших образования: "психология" и "юриспруденция", а трудовая деятельность его состоит: юрисконсульт - 1 год 11 дней; директор спортивно- тренажерного комплекса, с 2005 г. директор учебно-производственного центра ТГУ им. Державина; с 2010 г. генерального директора МАУ " Пассажирские перевозки".
Кроме того, в обоснование своего вывода суд указал на то, что с 2005 по 2010 г.г. Поздняков А.А. также являлся заместителем председателя постоянной комиссии Тамбовской городской Думы.
Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда не мотивированы, как в части того по какой специальности засчитан специальный стаж, так и в части того, что не приведены нормы законы, по которым стаж трудовой деятельности Позднякова А.А. можно отнести к специальному.
Кроме того, обосновывая свой вывод в названной части, суд сослался еще на п.1 и п.5 перечня Периодов службы, которые включаются в стаж муниципальной службы. Однако суд не обосновал, какая конкретно служба и по каким параметрам была зачтена по п.1 Перечня, а что касается п. 5 - "отдельные должности руководителей?", то в решении суда не приведено нормативное обоснование такого зачета, в том числе, возможность зачета иной работы именно при приеме на государственную службу.
При таком положении судебная коллегия не может не согласиться с доводами кассационного представления прокурора в указанной части.
Заслуживают внимания доводы прокурора и в части принятия решения в отношении Алехина Д.В., поскольку суд признал наличие у Алехина Д.В., (согласно решению суда) стажа по специальности - 5 лет 5 месяцев 27 дней ( л.д. 179), вместо требуемого не менее семи лет. Суд также, не приведя законов и оснований возможности зачета в муниципальную службу иного трудового стажа, посчитал наличие иного стажа у Алехина Д.В. ( 6 лет) по п.5 Перечня, который, по мнению суда первой инстанции, может быть включен в стаж муниципальной службы.
Не может судебная коллегия не согласиться с обоснованностью доводов прокурора и в части необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации по устранению нарушений администрацией города квалификационных требований к уровню образования (ст.3 Закона Тамбовской области) при приеме на работу в качестве старшего и главного специалистов Арифджанова П.А. и Шамаевой О.А., поскольку данные лица приняты на работу, не имея высшего образования, что ответчиком не оспаривается.
Вывод суда о формальности заявленного требования в отношении Арфиджанова П.А. противоречит закону, а ссылки суда на то, что вопрос с Шамаевой О.А. в стадии разрешения, не свидетельствует о выполнении предписания прокурора от 13.12.2010 г.
При таком положении, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд ввиду нарушения судом норм материального права, а также процессуального права, которое могло привести к неправильному разрешению дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, при необходимости истребовать дополнительные доказательства и, правильно применив закон, разрешить дело.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2011 года по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационное представление прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.