Решение Зарайского городского суда Московской области от 22 марта 2012 г. по делу N 2-91/12
(Извлечение)
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., при секретаре судебного заседания Осиповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-91/12г. по иску Ильиной Е. Е. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ильина Е.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истица указала, что на основании постановления Главы Зарайского района от 17.09.03г. N --- "О предоставлении в аренду земельного участка" ей предоставлен земельный участок общей площадью --- кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), в аренду, для жилищного строительства.
Договор аренды земельного участка заключен на --- лет.
На данном земельном участке расположен жилой дом, который принадлежит истице на праве собственности.
На момент предоставления права аренды, распоряжение имуществом осуществлялось муниципальными органами, выступающими в качестве собственника земельного участка.
Согласно постановлению первого заместителя Главы администрации Зарайского муниципального района от 09.03.10 N--- "О продаже земельного участка" в порядке ст. 36 Земельного Кодекса РФ Ильиной Е.Е. было предоставлено право собственности на ранее арендуемый земельный участок.
Указанное постановление до настоящего времени является действующим, не отменено, никем не оспорено. На основании постановления заключен Договор купли-продажи земельного участка N --- от 21.09.2011 г.
По результатам обращения в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Зарайский отдел) в адрес Ильиной Е.Е. было направлено уведомление от 12.12.2011 г. об отказе в государственной регистрации права, мотивированное наличием записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
При этом право аренды по заявке муниципальных органов в связи с продажей земельного участка прекращено, а момент возникновения права собственности Российской Федерации не указывается.
Ильина Е.Е. считает, что регистрация права собственности РФ на земельный участок является необоснованной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами.
На спорном земельном участке никогда не было объектов федеральной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 131-133 ГПК РФ, Ильина Е.Е. просит суд: признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1) - отсутствующим; исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ---.
В судебное заседание Ильина Е.Е. не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не имеет.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области не значится.
Тем не менее, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" занесение данных федеральной собственности в реестр федерального имущества носит заявительный характер.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения - (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минюста Российской Федерации от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств и государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
В соответствии с Законом выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки, в пределах предусмотренного законом срока для предоставления лицу запрошенной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).
В порядке п.п. 1, 2 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок у Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района отсутствует право распоряжения им.
Запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок не является технической ошибкой, в данном случае возник спор о праве между Российской Федерацией и муниципальным образованием. Следовательно, данное дело не подведомственно суду общей юрисдикции.
На основании ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, представитель ответчика считает, что в удовлетворении требований должно быть отказано.
Представитель третьего лица Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований не возражает. При этом отметил, что 12 декабря 2011 года было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок под кадастровым номером --- на основании договора купли-продажи земельного участка N--- от 21.09.2011 года, заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок им имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью --- кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений в ЕГРП не имеется.
Запись о регистрации права была произведена в соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Суд, рассмотрев доводы и возражения участников процесса, отраженные в отзывах, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что 23.01.2003 г. на основании договора дарения Ильина Е.Е. приобрела жилой дом (адрес 1) (л.д.32). Право собственности на жилой дом было зарегистрировано Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.02.2003 г., что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права --- (л.д.34).
09 октября 2003 г. на основании постановления Администрации Зарайского муниципального района "О предоставлении в аренду земельного участка" N--- от 17.09.2003 г., между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Ильиной Е.Е. был заключен "Договор аренды земельного участка" N ---, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью --- кв.м. (кадастровый номер ---, равнозначный номеру---) для жилищного строительства по адресу: (адрес 1) (л.д. 31, 21?26, 27).
Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 19.12.2003 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права --- (л.д. 33).
20 сентября 2011 г. Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района и Ильина Е.Е. на основании заключенного соглашения расторгли договор аренды спорного земельного участка (л.д.10).
21 сентября 2011 г. на основании постановления Главы Администрации Зарайского муниципального района N--- от 09.03.2010 г. "О продаже земельного участка" между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Ильиной Е.Е. был заключен Договор купли-продажи N --- спорного земельного участка (л.д.11-20).
Для регистрации права собственности на земельный участок 11.10.2011 г. Ильина Е.Е. обратилась с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, подав необходимые для регистрации документы. Однако, в соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена на один месяц, в связи с тем обстоятельством, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью --- под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1) (л.д.8). 12.12.2011 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по указанной выше причине Ильиной Е.Е. было отказано государственной регистрации права (л.д.9).
Истица, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратилась в суд с иском.
В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст.12 Гражданского кодекса РФ. При этом, обозначенный законодателем перечень, не является исчерпывающим.
В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть выбранный Ильиной Е.Е. способ защиты своих гражданских прав суд находит допустимым.
При таких обстоятельствах суд отмечает, что согласно п.1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации (п.1ст. 3 указанного закона).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ).
В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п.п.1, 2 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области спорный земельный участок площадью --- кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), находится в собственности Российской Федерации (л.д.48).
Из ч.2 ст.2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" (действовал до 01.07.2006 г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N404.
В силу ст. ст. 9, 13, 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов, и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Согласно информации Территориального Управления Росимущества в городе Москве от 21.02.2012 г. N--- по состоянию на 16.02.2012 г. сведения о земельном участке с кадастровым номером ---, равнозначный номеру ---, расположенном по адресу: (адрес 1), в государственной базе данных "Реестр федерального имущества" отсутствуют (л.д. 68).
Согласно информации Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области) от 02.03.2012 г. N---- земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области не значится (л.д.70-72).
К доводам ТУ Росимущества в Московской области изложенных в письменном отзыве относительно заявленных Ильиной Е.Е. требований и возражений против удовлетворения исковых требований суд относится критично, поскольку государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок (доказательства наличия законных оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, права собственности на земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), у Российской Федерации не возникло.
В силу п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Ильиной Е.Е. о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Относительно требования Ильиной Е.Е. об обязании Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: --- суд отмечает следующее.
Согласно ч.1,5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В силу ст. 17 Федерального закона Основания для государственной регистрации прав "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В данном случае стороны договора купли-продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлениям о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлению необходимых документов.
В связи с изложенным, суд считает требование истца об обязании третьего лица совершить какие-либо действия, входящие в его компетенцию, чрезмерным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильиной Е.Е. удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1).
В удовлетворении требований Ильиной Е.Е. об обязании Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: --- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 марта 2012 года.
Судья Муштаков В.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.