Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Вишневской П.А., при секретаре Махмудовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Натальи Петровны к Администрации г.Реутов о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истица - Васильева Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации г.Реутов и просила суд восстановить ее в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета по вновь избранному месту жительства в "адрес" (л.д.4-7).
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика включить ее и членов ее семьи в сводный список очередников среди граждан, уволенных с военной службы на получение жилья в "данные изъяты" по вновь избранному месту жительства в "адрес"(л.д.176).
В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она фактически с "данные изъяты". (с датой постановки на очередь с "данные изъяты".) состояла в администрации г.Реутов на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий семьей в составе "данные изъяты" человек по вновь избранному месту жительства как военнослужащий, имеющий более 10 лет выслуги и подлежащий увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе. На основании Постановления ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы семьей из двух человек.
Постановлением ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ. в состав семьи истицы была включена "данные изъяты" ФИО5
В ответ на письмо Администрации г.Реутова от ДД.ММ.ГГГГ, истицей в адрес администрации были направлены дополнительно истребованные документы в связи с планируемым предоставлением жилья.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.П. получила сообщение от администрации г.Реутов о том, что решением общественной комиссии она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском. Истица считает, что ответчик незаконно принял указанное решение, поскольку избрание военнослужащим места жительства является самостоятельным основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не ставится в зависимость от наличия жилой площади по месту службы.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации г.Реутов (по доверенности Кубанов Н.С.) в судебном заседании возражал против иска, представив в материалы дела письменные возражения, суть которых сводится к тому, что у администрации отсутствовали основания для постановки Васильевой Н.П. на учет, поскольку она исключена из списка личного состава военнослужащих, т.е. уволена в запас ДД.ММ.ГГГГ, а потому подлежит обеспечению жильем федеральными органами исполнительной власти; у истицы отсутствует предусмотренный п.8 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054 документ, подтверждающий право на получение жилого помещения, а именно, удостоверение на право пользования льготами; истица обеспечена жильем по месту своей службы в "адрес" согласно установленным нормам; Администрация правомерно сняла с учета Васильеву Н.П. по основаниям, предусмотренным п.п. "б" п.26 указанного Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054, поскольку в адрес Администрации после увольнения истицы предусмотренного ходатайства командира войсковой части не поступало(л.д.202-205).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Вицинская Е.В. в судебное заседание не явилась, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются (л.д.183), в дело представлено ходатайство о поддержании заявленных требований и рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.189)
Представитель третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области (по доверенности Индрикова Г.Ю.) в судебном заседании поддержала правовую позицию ответчика, также в дело представлен отзыв, согласно которого постановка на учет семьи истицы должна была быть произведена федеральными органами исполнительной власти на основании п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку истица фактически уволена ДД.ММ.ГГГГ, а кроме того, семья истицы на момент увольнения была обеспечена жилой площадью(л.д.151-152).
Представитель третьего лица - Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются (л.д.184-185), в дело представлены письменные пояснения представителя, согласно которым Минрегион России свои обязательства, предусмотренные законодательством РФ, в части предоставления субвенций из федерального бюджета в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных ФЗ "О статусе военнослужащих", в т.ч. в "адрес", исполнил в полном объеме(л.д.109-112).
Суд, выслушав истицу, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО14 от ФИО11 "адрес" поступил комплект документов для постановки на получение жилья "данные изъяты" Васильевой Н.П., которая планировалась к увольнению в ДД.ММ.ГГГГ. по достижению предельного пребывания на военной службе, в том числе заявление самой истицы, ходатайство командира "данные изъяты", справки с места жительства и места службы, ордер от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по адресу: "адрес"(л.д.94-104).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истицы из Администрации поступило письмо о необходимости представления документа, подтверждающего право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (л.д.65) ДД.ММ.ГГГГ в связи с неправомерным истребованием у Васильевой Н.П. данного документа, Прокуратурой "адрес" в адрес администрации "адрес" вынесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.63-64,11)
На основании Постановления ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ N-П истице сообщено, что она в составе семьи из "данные изъяты" человек принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, подлежащий увольнению из ВС РФ, с датой постановки на очередь - ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12)
ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.П. приказом командира войсковой части N уволена с военной службы по п. "а" ч.1 ст.51 ФЗ "О воинской службе и воинской обязанности" по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе(л.д.150).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Васильевой Н.П. продлен отпуск за ДД.ММ.ГГГГ на количество дней по болезни, при этом указано считать дату исключения из списков ДД.ММ.ГГГГ(л.д.74)
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО16 N-п Васильева Н.П. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ семьей в составе "данные изъяты" человек(л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ N-п в состав семьи Васильевой Н.П., как участника указанной подпрограммы, была включена ее "данные изъяты" ФИО5, в соответствии с решением "адрес" городского суда от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.18)
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Реутов истице предложено представить пакет документов, предусмотренный проектом "Правил предоставления субвенций из федерального бюджета по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы?."(л.д.21)
ДД.ММ.ГГГГ истицей направлены требуемые документы, в том числе, копия договора социального найма, выписки из приказов об увольнении и исключении из списков, справки о сдаче жилья, обязательства о сдаче жилого помещения, справки из Росреестра и др.(л.д.23), которые были вручены представителю Администрации г.Реутов ДД.ММ.ГГГГ(л.д.25).
Постановлением Администрации г.Реутов от ДД.ММ.ГГГГ N-ПА Васильева Н.П. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета на основании ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п.2, п.п.6 п.1 ст.56 ЖК РФ(л.д.46)
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно п.2.1. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на 21.06.2001 г., т.е. момент подачи ходатайства о постановке истицы на учет по вновь избранному месту жительства (л.д.97)) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства(далее - Правила N1054).
Согласно подп. "а" п.6 Правил N1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В судебном заседании установлено, что истица подпадает под указанную категорию лиц, поскольку имеет общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты") и уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается документально (л.д.103,150).
Согласно п.п.7,8 Правил N1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрены основания, по которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после ДД.ММ.ГГГГ (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Указанных оснований на момент постановки истицы на учет не установлено (л.д.98,100)
Названными Правилами N1054 закреплен порядок постановки на учет указанных категорий военнослужащих: военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:
заявление на имя главы муниципального образования;
выписка из личного дела о составе семьи;
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
выписка из личного дела о дате и месте призыва;
документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации(п.13 Правил N1054).
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления(п.14 Правил N1054).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе(п.9 Правил N1054).
Указанный порядок направления документов в отношении истицы был соблюден и подтверждается материалами дела (л.д.95, 97, 94, 98-104). В связи с неправомерным истребованием администрацией г.Реутов от истицы документа, подтверждающего право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации, фактическая постановка на улучшение жилищных условий произведена ответчиком лишь в ДД.ММ.ГГГГ однако учитывая данные обстоятельства, истица поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты поступления ходатайства военного комиссариата "адрес" по избранному военнослужащим постоянному месту жительства в Администрацию г.Реутов, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12) В судебном заседании истица указывала, что в связи с затянувшимся на 3 года решением вопроса о постановке ее Администрацией г.Реутов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, она была вынуждена продлить контракт по военной службе, т.к. не могла уволиться без решения жилищной проблемы. Учитывая вышеизложенное, доводы представителя ответчика о том, что документы для учета поданы с нарушением предполагаемого срока увольнения истицы судом отклоняются как необоснованные.
Пунктом 17 Правил N1054 установлено, чтовоеннослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
К рапорту прилагаются:
заявление на имя главы муниципального образования;
выписка из личного дела о составе семьи;
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
выписка из приказа об увольнении;
выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;
справка об отсутствии забронированной жилой площади;
справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;
справка финансовых органов части о неполучении субсидий;
документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариатвместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Согласно п.19 Правил N1054 военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.
Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.
Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.
В обеспечение исполнения указанного порядка, Приказом Министра обороны РФ от 21.11.1998 N 517 приказано командирам (начальникам) после исключения военнослужащих из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы своевременно направлять в те военные комиссариаты, в которых они будут состоять на воинском учете до получения жилых помещений в избранных ими постоянных местах жительства, их учетно - воинские документы, документы, предусмотренные пунктами 17 и 18 Правил, а также оригинал удостоверения на право пользования льготами и сообщать гражданам, уволенным с военной службы, когда, за каким номером и в какой военный комиссариат направлены документы.
Таким образом, Правилами N1054 установлена необходимость подтверждения как военнослужащим, так и командиром войсковой части избранного военнослужащим места жительства с представлением определенных документовпосле увольнения военнослужащего и исключения его из списка. При этом, также закреплена обязанность военных комиссариатов проверять наличие всех необходимых документов и их подлинность.
В указанной части процедура постановки истицы на учет была нарушена. Как установлено в судебном заседании, командир войсковой части, где служила Васильева Н.П. указанные документыпосле исключения истицы из списков личного состава войсковой части с приложением удостоверения на право пользования льготами в военный комиссариат не направлял, данные документы отсутствуют в материалах учетного дела истицы. В судебном заседании истица сослалась на то, что ей не было известно о наличии такого порядка; поскольку она была поставлена на очередь Администрацией г.Реутов и к ней каких-либо запросов о необходимости представления дополнительных документов от Администрации не направлялось, то сомнений в правомерности постановки ее на учет у истицы не возникало. Судом данные доводы истицы отклоняются, поскольку указанные Правила N1054 были в установленном порядке опубликованы ("Собрание законодательства РФ", 14.09.1998, N 37, ст. 4627, "Российская газета", N 180, 19.09.1998) и подлежат применению на всей территории РФ, т.е. являются нормативно-правовым актом федерального значения.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ истица лично представляла часть документов в Администрацию г.Реутов, в т.ч. выписки из приказов об исключении из списков, выписку из домовой книги(л.д.14,17); однако, предусмотренные п.17 Правил документы: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; копия финансового лицевого счета; справка об отсутствии забронированной жилой площади; справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении субсидий в дело не представлялись.
Также, в материалах учетного дела истицы отсутствует удостоверение на право пользование льготами, которое согласно п.8 Правил N1054 является свидетельством однократного права граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Указанное удостоверение выдается командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности.При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица указывала, что не получала указанного удостоверения(л.д.161оборот), однако ДД.ММ.ГГГГ в суд было направлено указанное удостоверение(копия), выданное ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром "адрес" ФИО19 (л.д.177) В ответе на судебный запрос (л.д.179-180) военным комиссаром указано, что при проверке личного дела Васильевой Н.П., находящегося в "данные изъяты" установлено, что в документах отсутствует копия вышеуказанного удостоверения, представленное удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ(л.д.187)
Учитывая положения п.8 Правил N1054, суд считает, что данное удостоверение выдано с нарушением установленных правил, поскольку оригинал данного удостоверения должен был быть выдан при увольнении истицы командиром войсковой части, выдача удостоверения комиссариатом возможна лишь гражданам, уволенным с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ, к которым истица не относится.
Пунктом 26 Правил N1054 установлены основания снятия с учета с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Таким образом, указанным пунктом Правил N1054, подпунктом "б" прямо установлены последствия нарушения порядка учета указанной категории граждан при отсутствии письменного ходатайства командира войсковой части об оставлении в очереди, т.е. нарушения порядка, указанного в п.п.17-19 Правил N1054, что является основанием для снятия гражданина с учета.
Согласно п.2 Правил N1054, данные Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись правовые основания для снятия истицы с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В отношении доводов ответчика и третьего лица об обеспеченности истицы жилой площадью, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания истицы нуждающейся в получении жилья в 2001 г.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
В подп. "г" п. 26 Правил N1054 закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы.
Как следует из материалов дела, на момент постановки истицы на учет, она в составе семьи из двух человек (вместе с "данные изъяты" Вицинской Е.В.) занимала жилое помещение - "данные изъяты" квартиру общей площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес", предоставленную ей, согласно справке ФИО20, по линии Министерства обороны, что также подтверждается ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76, 194)
Согласно указанной справке ФИО21, дом по указанному адресу передан в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ(л.д.76).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после даты постановки истицы на учет (считая дату ДД.ММ.ГГГГ), она и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением, исходя из расчета "данные изъяты" общей площади, и "данные изъяты" жилой площади на человека, что превышало не только действовавшие на тот момент нормы в "адрес" ( "данные изъяты" на 1 человека для признания нуждающимся, "данные изъяты". на 1 человека - норма предоставления жилья, согласно Решению Мособлисполкома и президиума МОСПС от 29.12.1984 N 1728/24 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области"), но и норму предоставления жилой площади для военнослужащих в размере "данные изъяты" общей площади, согласно пункту 1 ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", введенного Федеральным законом от 01.12.2008 N 225-ФЗ.
Таким образом, с момента передачи указанного жилого дома в муниципальную собственность "адрес", т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, семья истицы стала занимать указанную квартиру на условиях найма жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда, т.е. решила свою жилищную проблему.
ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО5 - "данные изъяты" истицы, которая была зарегистрирована в указанной квартире, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО22 и истицей заключен договор социального найма на указанную квартиру (л.д.75).
Пунктом 14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Исходя из изложенного, суд считает, что представленное истицей письменное обязательство о сдаче (отчуждении) указанного жилого помещения в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют данным положениям закона, т.к. указанная квартира в "адрес", после ее передачи в муниципальную собственность, не может быть сдана указанным в п.14 ст.15 Закона органам - Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (л.д.89-90)
Решением городского округа Реутов МО от 27.04.2007 N 27/2007-НА, опубликованным в установленном порядке (газета "Реут", N 20, 25.05.2007 г.) определена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории города Реутова:
1.1. 8 кв. м общей площади на одного человека.
1.2. 10 кв. м общей площади на одного человека для граждан, зарегистрированных в городе Реутове 18 и более лет.
Учитывая, что указанную квартиру в "адрес" на условиях социального найма в настоящий момент занимает семья истицы в составе "данные изъяты" человек ( ДД.ММ.ГГГГ родился "данные изъяты" истицы - ФИО9), и на каждого члена семьи приходится по "данные изъяты" общей площади, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, суд считает, что Администрация г.Реутов правомерно сняла Васильеву Н.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета на основании подп.2 п.1 ст.56 ЖК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом отклоняются ссылки истицы на необходимость ее обеспечения жилой площадью как имеющей льготы в связи с проживанием в "адрес", отнесенного к зоне повышенного радиационного риска (л.д.193), поскольку постановка в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий производилась ответчиком на основании ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правил N1054. Те обстоятельства, что Васильева Н.П. имеет награды за отличие в военной службе, является ветераном труда и пенсионером (л.д.197-198) не имеют правового значения для данного дела.
Вместе с тем, суд не может согласиться с правовой позицией Администрации г.Реутов в части даты увольнения истицы ДД.ММ.ГГГГ
В п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих-граждан,подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Суд считает необходимым в данном случае буквально толковать указанную норму, учитывая то, что в данном законе содержатся иные нормы, связывающие возникновение определенных правоотношений, непосредственнос моментом исключения военнослужащего из списка (абз.11 п.1, абз.2 п.11 ст.15, абз. 7 п.2 ст.28.3 Закона). При таких обстоятельствах, у суда нет оснований считать, что законодатель, разделяя указанные понятия увольнения военнослужащего и его исключения из списков, и применяя данные понятия в различных нормах одного законодательного акта, подразумевал в п.2 ст.15 ФЗ именно исключение военнослужащего из списков (или окончание военной службы и т.д.), а не его увольнение. Ссылки представителя ответчика на то, что Постановлениями Совмина СССР от 02.10.1985 N934, от 18.03.1985 N240 прямо устанавливается, что днем увольнения военнослужащих является день исключения его из списков, судом отклоняются, поскольку указанные нормативные акты распространяют свое действие на военнослужащих определенных званий, к которым истица не относится (прапорщики, мичманы, офицеры - л.д.203).
Учитывая вышеизложенное и те обстоятельства, что ответчиком истица была правомерно снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Васильевой Н.П., а потому в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить ее и членов ее семьи в сводный список очередников среди граждан, уволенных с военной службы на получение жилья в ДД.ММ.ГГГГ по вновь избранному месту жительства в "адрес", надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Васильевой Натальи Петровны к Администрации г.Реутов о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, - отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Реутовский городской суд.
Федеральный судья: подпись П.А.Вишневская
КОПИЯ ВЕРНА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.