Решение Химкинского городского суда Московской области от 02 декабря 2010 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи - Колмаковой И.Н.,
при секретаре - Ефремовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ГерасимовойО.Ф. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Герасимова О.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии, указывая на то, чтоДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого для назначения такой пенсии стажа работы, предусмотренного пп.20 п.1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Не согласившись с решением ответчика, истца просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в должности"данные изъяты"; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения, то есть сДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, послужившие отказом в назначении досрочной трудовой пенсии, и просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ст.7 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона РФ N 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 27 и правил исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. N781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Отказывая в назначении Герасимовой О.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости, ГУ-ГУПФР N5 по г. Москве и Московской области и не включая в ее специальный стаж периода работы сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ ответчик указал, что у истицы отсутствует 30 лет стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, доводы ответчика нельзя признать обоснованными.
Согласно записям в трудовой книжке Герасимова О.Ф.ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность"данные изъяты" (приказN отДД.ММ.ГГГГ),ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказN отДД.ММ.ГГГГ).
Как усматривается из справкиN отДД.ММ.ГГГГ, Герасимова О.Ф. работала в"данные изъяты" сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении - поликлиника. СДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской"данные изъяты", работала полный рабочий день.
Справкой отДД.ММ.ГГГГ, выданной"данные изъяты", подтверждено, что Герасимова О.Ф. действительно работала в"данные изъяты" сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в должности"данные изъяты". На основании Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г N781, соответствует должности медицинской сестры по массажу.
В Дипломе на имяФИО (Герасимовой) О.Ф. указано, что истица вДД.ММ.ГГГГ окончила филиал"данные изъяты" по специальности"данные изъяты", ей присвоена квалификация -"данные изъяты".
Кроме того, истица обучалась на курсах специализации по лечебной физкультуре и ей присвоена квалификация -"данные изъяты"
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотрена должность - "медицинская сестра" "медицинская сестра по массажу"?
Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно-взаимообусловлены.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П признавшего не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей,лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей,лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными.
Отказывая истице в зачете в специальный стаж вышеуказанного периода ее трудовой деятельности, ответчик руководствовался тем, что наименование должности истицы не предусмотрено Списком.
Суд не соглашается с указанным доводом ответчика, так как юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора, суд признает то обстоятельство (нашедшее свое подтверждение при рассмотрении дела), что истица в оспариваемый период была занята деятельностью по охране здоровья населения, исполняя обязанности медицинской сестры осуществляющей лечебный массаж.
Таким образом, суд находит, что период работы истицы сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в должности"данные изъяты" подлежит зачету в специальный стаж.
Учитывая, что на дату обращения к ответчику Герасимовой О.Ф. за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) ГУ-ГУПФР N5 включило в зачет специального стажа период работы продолжительностью"данные изъяты", суд, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ГерасимовойО.Ф. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.
Обязать ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда РФ N 5 по Москве и Московской области назначить ГерасимовойО.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости,сДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный трудовой стаж ГерасимовойО.Ф. период ее работы в"данные изъяты" в должности"данные изъяты" сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.