Решение Химкинского городского суда Московской области от 30 января 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего Яцык А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя истца Козлова В.В.,
представителя ответчика Сазановой Л.Ю.,
при секретаре Ивановой В.В.,
гражданское дело по иску Кривошеенко В.А. к Министерству социальной защиты населения Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Кривошеенко В.А. предъявил иск к МСЗН МО о взыскании ... руб. в счет страхового возмещения и ... руб. в счет компенсации морального вреда.
Истец в исковом заявлении и представитель истца в судебном заседании указали, что Кривошеенко В.А. является "данные изъяты".
"данные изъяты".
В /дата/ года в соответствии с действующим законодательством истец за счёт собственных средств приобрёл указанное ТСР, а именно "данные изъяты", включенное в федеральный перечень ТСР.
Министерством социальной защиты населения Московской области /дата/ в удовлетворении заявления истца о выплате компенсации за самостоятельно приобретённое ТСР отказано со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от /дата/. N, адресованное "данные изъяты", где указано, что " "данные изъяты"" якобы не предусмотрен к выдаче "данные изъяты" бесплатно за счёт средств Федерального бюджета.
Отказ ответчика в выплате компенсации представитель истца полагала незаконным, нарушающим его права "данные изъяты", установленные законодательством Российской Федерации о социальной защите "данные изъяты" по следующим основаниям.
Истец приобрёл техническое средство реабилитации, указанное в его индивидуальной программе реабилитации, в "данные изъяты" года, то есть задолго до того, как было составлено письмо, которым мотивирован отказ и которое не имеет обратной силы в соответствии со ст. 4 ГК РФ.
Кроме того, данные разъяснения, ограничивающие права инвалидов на обеспечение ТСР, официально не опубликованы и не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, следовательно не подлежат применению в силу ст. 15 Конституции РФ и положений Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Само письмо имеет противоречивое содержание, так как содержит ссылки на нормативные документы "данные изъяты" содержащие положения о том, что на "данные изъяты" распространяется действие Распоряжения Правительства Российской Федерации о Федеральном перечне TCP от 30 декабря 2005 года N 2347-р, данное техническое средство включено в федеральный перечень ТСР, и внесение в ИПР инвалида рекомендации по обеспечению данным изделием является правомерным.
Ни Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни Правила обеспечения техническими средствами реабилитации, ни Федеральный перечень TCP, не ставят право на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт Федерального бюджета в зависимость от каких-либо кодов продукции.
Отказом ответчика в выплате компенсации за приобретённое необходимое техническое средство реабилитации "данные изъяты" истцу причинён существенный моральный вред, отказ в компенсации привёл к ухудшению состояния его здоровья, причиняет ему сейчас и будет ещё причинять в будущем глубокие нравственные страдания.
Представитель ответчика иск возражений по иску не заявлял, право истца на получение компенсации не отрицал, пояснил, что Министерством принято решение об удовлетворении требования Кривошеенко В.А. о выплате компенсации, выплата будет произведена по открытии финансирования.
Представитель ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по Московской области N 63", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указано, что Кривошеенко В.А., "данные изъяты", "данные изъяты" бессрочно, с целью разработки "данные изъяты", ему была разработана и выдана ИПР, в которой была определена нуждаемость в "данные изъяты" На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравразвития РФ от 07.05.2007 г. N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации" протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" и распоряжения Правительства РФ от 30.12,2005 г. N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг" предоставляемых инвалиду", что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от /дата/ N.
На основании изложенного и принимая во внимание ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 24,11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Федеральный закон от /дата/ N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" представитель третьего лица полагал, что техническое средство реабилитации - "данные изъяты" было назначено истцу, в полном соответствии с действующим законодательством РФ по медико-социальной экспертизе и подлежит компенсации.
Судом установлено:
"данные изъяты" Кривошеенко В.А. предусмотрено использование аппарата ортопедического " "данные изъяты"". Указанное техническое средство реабилитации приобретено им /дата/ за счет собственных средств.
Изложенные обстоятельства дела не отрицались представителем, подтверждаются следующими доказательствами.
/дата/ Кривошеенко В.А. признан инвалидом с детства, установлена "данные изъяты", что подтверждается справкой бюро медико-социальной экспертизы.
/дата/ разработана индивидуальная программа реабилитации, которой рекомендовано приобретение ТСР - "данные изъяты"
/дата/ ООО " "данные изъяты"" выставлен счет на сумму ... руб. на оплату "данные изъяты", оформлена товарная накладная.
Платежным поручением N от /дата/ Кривошеенко В.А, перечислил указанную сумму ООО " "данные изъяты"" в счет оплаты по договору о приобретении аппарата ортопедического.
/дата/ руководителем Управления по делопроизводству и работе с обращения граждан Фонда социального страхования РФ истцу сообщено, что с /дата/ в соответствии с соглашением полномочия по обеспечению инвалидов ТСР возложены на органы исполнительной власти Московской области, его обращение направлено в Министерство социальной защиты населения Московской области. В сообщении отмечено, что ТСР приобретено истцом до получения Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от /дата/ N, должностное лицо ФСС полагало его подлежащим удовлетворению.
/дата/ Министерством социальной защиты населения Московской области на заявление истца сообщено, что в соответствии с Разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от /дата/ N "данные изъяты" не предусмотрен к выдаче ... бесплатно за счет средств федерального бюджета, в связи с чем в выплате компенсации отказано.
Письмом заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ от /дата/ N в адрес Федерального медико-биологического агентства направлено разъяснение, в котором утверждается, что " "данные изъяты"" не предусмотрен к выдаче "данные изъяты" бесплатно за счёт средств Федерального бюджета ввиду его изготовления в "данные изъяты" порядке, наличия срока пользования и отнесения его по кодам общероссийского классификатора продукции к группе изделий "изделия протезно-ортопедические", к которой отнесены ортопедические аппараты - ортезы.
Письмом заместителя директора департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития РФ от /дата/ N в адрес Фонда социального страхования РФ направлено разъяснение, где сообщается, что тренажер " ..." не входит в состав федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду. В то же время "данные изъяты" квалифицируется в качестве ортопедического аппарата нижних конечностей - ортеза, является ТСР, поэтому входит в состав вышеназванного перечня и затраты по его приобретению могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
Руководителем Росздравнадзора РФ в письме от /дата/ N сообщено ООО " ...", что изделие медицинского назначения " "данные изъяты" прошло все необходимые испытания и зарегистрировано. На указанное изделие распространяется действие приказа Минздравсоцразвития России от /дата/ N "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" и действие Распоряжения Правительства РФ от /дата/ NО федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Представлен сертификат соответствия на изделие " "данные изъяты". Срок действия сертификата - по /дата/
Указанное изделие разрешено к импорту, продаже и применению на территории РФ регистрационным удостоверением N, срок действия которого не ограничен.
По сообщению должностного лица Министерства социальной защиты населения Московской области от /дата/ N в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Nн, "динамический параподиум" может быть приобретен федеральным льготником за счет собственных средств с последующей компенсацией в размере установленной предельной стоимости аппарата на нижние конечности и туловище. В связи с этим Лобненским управлением социальной защиты населения будет выплачена компенсация в полном объеме в начале 2012 года.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ Правительством Российской Федерации Распоряжением от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Федеральный перечень TCP в качестве технического средства реабилитации, предоставляемого инвалиду за счёт средств федерального бюджета, указывает, в частности, на "опоры" (пункт 6) и "ортезы" (пункт 8).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в случае если инвалид приобрёл техническое средство реабилитации, предусмотренное его индивидуальной программой реабилитации, за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации, но не более стоимости, установленной в предусмотренном законодательстве порядке
В соответствии частью 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации Постановлением от 7 апреля 2008 года N 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пункту 2 Правил обеспечения TCP, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 31 января 2011 года N 57н утвердило Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации.
Аппарат на нижние конечности с полукорсетом; "данные изъяты" включен в Классификацию технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н.
Согласно п.п. 2, 3 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида. Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н "*", включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Применительно к Московской области, в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2423-р), с 1 января 2011 года полномочия Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт государственного бюджета возложены на Министерство социальной защиты населения Московской области.
Изложенные положения законодательства и сведения о сертификации, назначении ортопедического аппарата " "данные изъяты" и его включение в установленном порядке в индивидуальную программу реабилитации в совокупности свидетельствуют об обоснованности требований истца, письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от /дата/. N, на которое в обоснование отказа ссылался ответчик, законным основанием для отказа не является, отражает мнение должностного лица Минздравсоцразвития о применении законодательства, общеобязательным нормативным актом не является.
Упомянутое выше разъяснение заместителя директора департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития РФ от /дата/ N во внимание не принимается как в силу изложенных выше причин, так и в силу его противоречивости.
О несоответствии требований истца предельным размерам компенсации представителем ответчика не заявлялось, размер компенсации не оспаривался.
В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Заявленное требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных прав истца, в связи с чем суд находит его не основанным на законе и отказывает в его удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Кривошеенко В.А. к Министерству социальной защиты населения Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу Кривошеенко В.А. "данные изъяты" руб. в счет компенсации за самостоятельно приобретено техническое средство реабилитации "данные изъяты"
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
А.В. Яцык
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.