Решение Химкинского городского суда Московской области от 29 мая 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
Судьи - Тягай Н.Н..
При секретаре - Даничкине А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой Л.А. к ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда России N5 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Косарева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ ГУПФР N5 о зачете пери ода работы специальный педагогический стаж, обосновывая свое требование тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от /дата/ (протокол N) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
Как указала истица, в зачет ее специального педагогического стажа ответчиком не принят период ее работы с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности учителя начальных классов в "данные изъяты"
В судебном заседании Косарева Л.А. уточнила исковые требования и просила суд зачесть в специальный стаж период ее работы с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности учителя начальных классов в "данные изъяты"
Представитель ответчика ГУ ГУПФР N5 по г. Москве и Московской области, не соглашаясь с заявленными Косаревой Л.А. требованиями, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протоколе комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении пенсии.
Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 указанной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.1-13 пункта 1 данной статьи и Правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Исключая из специального стажа Косаревой Л.А. период ее работы с /дата/ по /дата/ в должности учителя начальных классов в "данные изъяты", ГУ ГУПФР N5 по г. Москве и Московской области исходил из того, что Актом документальной проверки установлено, что типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрена реализация учебных программ, которые являются предметом деятельности Центр образования N, однако данным Типовым положением не поименован Центр образования, как вид общеобразовательного учреждения; В типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении упомянут Центр образования, но не предусмотрена реализация программ начального общего образования.
Судом установлено, что в оспариваемый период истица Косарева Л.А. работала в должности учителя начальных классов "данные изъяты".
Должность "учитель" предусмотрена п. 1 раздела "наименование должностей" "Списка?", утвержденного Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г.; пунктом 1.1 раздела "наименование учреждений" предусмотрено общеобразовательное учреждение "центр образования".
Как следует из представленного Устава государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы "данные изъяты" (редакция N), целями деятельности, для которых создано учреждение являются (в том числе) создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 2.2); для достижения вышеуказанных целей учреждение осуществляет деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п. 2.3).
Действие законодательства РФ в области воспитания, образования распространяется на все воспитательные (дошкольные), образовательные учреждения на территории России.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора суд признает осуществление истицей в оспариваемый период педагогической деятельности в государственном образовательном учреждении, реализующем программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.
Как следует из заявления Косаревой Л.А., Истица обратилась /дата/ в ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемый период трудовая деятельность Косаревой Л.А. с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности учителя начальных классов в "данные изъяты" была непосредственно связана с осуществлением педагогической деятельности.
В своем Постановлении N 11-П от 03.06.2004 года "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.
В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: "При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Косарева Л.А. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусматривающего в разделе "Наименование должностей" - должность "учитель начальных классов".
При таких данных, период работы Косаревой Л.А. с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности учителя начальных классов в "данные изъяты" подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких данных, учитывая, что ГУ-ГУ ПФР N5 по г. Москве и Московской области в специальный педагогический стаж Косаревой Л.А. засчитан период продолжительностью 22 года 03 мес. 28 дней, а требование о назначении досрочной трудовой пенсии истицей не заявлено, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Косаревой Л.А. к ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда России N5 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г.Москве и Московской области зачесть в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по стрости Косаревой Л.А период ее работы:
- с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности учителя начальных классов в "данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Судья Н.Н. Тягай
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2012 г.
Судья Н.Н. Тягай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.