Методические рекомендации Федерального фонда ОМС
от 10 января 1997 г. N 86/23
"По проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования"
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратили действие
Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль в отношении плательщиков взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ
I. Общие положения
Методические рекомендации по проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "Рекомендации", разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1, Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, приказом Федерального фонда ОМС от 29 марта 1996 г. N 23, совместным письмом Федерального фонда ОМС и Государственной налоговой службы Российской Федерации "О взаимодействии территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов Госналогслужбы России" от 13.06.96 г. N 2469/23-и/ВГ-6-07/411 и другими законодательно-нормативными документами.
Рекомендации регламентируют порядок организации и проведения документальных проверок, который должен применяться территориальными фондами обязательного медицинского страхования при осуществлении ими контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Цель проведения документальной проверки - проверка правильности начисления, своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
II. Порядок подготовки проведения документальной проверки
Основанием для проведения документальной проверки является приказ исполнительного директора территориального фонда (филиала) о проведении проверки плательщика, ее сроках, назначении проверяющих, которым выдается поручение о проверке страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
Для проведения документальной проверки плательщика необходимо:
1. Составить план проверки с указанием конкретных вопросов, подлежащих проверке.
2. Оформить поручение на проведение проверки, подписанное исполнительным директором территориального фонда (филиала) обязательного медицинского страхования.
3. Уведомить руководителя предприятия, организации, учреждения (в дальнейшем - предприятие) о дате проведения проверки.
4. Подготовить нормативные документы, необходимые для проведения проверки, провести анализ правильности начисления и своевременности уплаты страховых взносов по расчетным ведомостям с учетом актов камеральных проверок и имеющимся банковским документам, подтверждающим уплату взносов, изучить дело плательщика.
5. Проверяющим необходимо до начала проверки представиться руководителю предприятия или лицу, исполняющему его обязанности, предъявить удостоверение представителя фонда, поручение на проведение проверки, ознакомить с планом проведения проверки.
В соответствии с п. 15 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1, предприятия, учреждения, в том числе банки, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, утверждены постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (Приложение 2).
III. Рекомендации по проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование
Документальную проверку необходимо начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, под которой следует понимать выбранную им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
Учетная политика предприятия в обязательном порядке должна быть оформлена приказом руководителя организации, предприятия.
Проверку необходимо произвести за текущий год, включая период, завершенный по данным бухгалтерского учета, а также за предшествующий календарный год или с момента предыдущей документальной проверки, при необходимости с 1 января 1993 г.
Основными вопросами при проведении документальной проверки являются:
определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с действующим законодательством, нормативными и методическими документами видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы;
сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством по обязательному медицинскому страхованию;
проверка своевременности перечисления начисленных страховых взносов в фонды ОМС;
проверка правильности видов выплат, на которые страховые взносы не должны начисляться;
составление, в случае выявления нарушений, расчета финансовых санкций и пени.
Для предприятий и организаций всех форм собственности действует система бухгалтерского учета, регламентированная Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, действующей на соответствующий проверяемый период, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации (от 01.11.91 г. N 56, в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г. N 173, от 28.07.95 г. N 81), а для учреждений, состоящих на государственном бюджете, - инструкциями, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.87 г. N 61 (с последующими изменениями) и от 03.11.93 г. N 122.
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности определяются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказами Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.92 г. N 10 и от 26.12.94 г. N 170 (в редакции приказа от 19.12.95 N 130).
Несмотря на особенности организации бухгалтерского учета на отдельных предприятиях и в учреждениях, принципы отражения затрат, порядок расходования денежных средств, документальное оформление кассовых и банковских операций, порядок расчетов по оплате труда с рабочими и служащими - одинаковы.
При проверке правильности определения оплаты труда, на которую следует начислять страховые взносы, используются карточки справки, лицевые счета, книги по расчетам с рабочими и служащими, расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу заработной платы, премий, пособий и т.п., сводные (накопительные) ведомости по начислению всех видов заработка, книги приказов и распоряжений предприятий, в соответствии с которыми производятся выплаты материальной помощи и премий, договоры подряда и поручения, журналы-ордера, главная книга, кассовые и банковские документы по выплате заработной платы.
При решении вопросов, возникающих в ходе проведения документальной проверки, об отнесении тех или иных видов выплат к оплате труда, на которую следует начислять страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, рекомендуется использовать приведенный ниже перечень.
Кроме того, целесообразно проводить анализ отчетных данных о видах выплат заработной платы, представляемых плательщиками в другие государственные внебюджетные фонды и налоговые органы.
Рекомендуемый перечень видов оплаты труда, на который следует начислять страховые взносы в фонды ОМС:
1. Заработная плата, начисленная пропорционально отработанному времени (выполненной работе) по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам, независимо от форм и систем оплаты труда, принятых на предприятии, в учреждении и организации.
2. Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты.
При этом следует иметь в виду, что стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда, определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
3. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премиальных выплат) за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год: надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.), а также вознаграждения (процентные надбавки) за выслугу лет, стаж работы (надбавки за стаж работы по специальности в данной отрасли).
4. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а именно:
4.1) выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных безводных местностях и в высокогорных районах; надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
4.2) доплаты за условия труда (за работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда);
4.3) доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме;
4.4) оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время;
4.5) оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставляемые им в связи с работой сверхнормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством.
5. Оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством:
5.1) оплата ежегодных и дополнительных отпусков;
5.2) оплата специальных перерывов в работе, оплата льготных часов подростков;
5.3) оплата рабочего времени работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности выполняются в рабочее время;
5.4) суммы, выплачиваемые предприятиями за время отпуска перед началом работы выпускникам профессионально-технических училищ;
5.5) заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы;
5.6) выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве;
5.7) оплата простоев не по вине работника;
5.8) заработная плата по основному месту работы рабочим, руководителям и специалистам предприятий и организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
5.9) оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведениях, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах, а также поступающим в аспирантуру;
5.10) оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.
6. Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном, постоянном пользовании или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам (кроме стоимости заказанной, в пределах установленных норм, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещения затрат работникам за приобретенные ими спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в случае невыдачи их администрацией).
7. Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных и не освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, для руководства производственной практикой учащихся и студентов.
8. Оплата за производство продукции (работ, услуг) признанной браком не по вине работника.
9. Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих на предприятиях в составе студенческих отрядов.
10. Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятии, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профессиональной ориентации.
11. Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятия, в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.
12. Оплата труда лиц, принятых в соответствии с приказом на работу по совместительству из других предприятий, учреждений, организаций.
13. Премии, вознаграждения и другие виды оплаты труда, начисленные за счет собственных средств специального назначения и целевых поступлений, кроме выплат, носящих единовременный характер.
14. Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, организации, за выполнение работ по заключенным договорам подряда и поручения.
В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018, страховые взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются на следующие виды выплат заработной платы:
1. Компенсация за неиспользованный отпуск. При этом следует иметь в виду, что денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только в случае увольнения работника (ст. 75 КЗоТ РФ) и на нее страховые взносы не начисляются.
В соответствии со статьей 66 КЗоТ РФ всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок. В случае отзыва работника из отпуска производится перерасчет выплаченных ему сумм, а оставшаяся часть отпуска используется в согласованный между работником и администрацией срок. При этом производится новый расчет заработка. Выплата в этом случае не должна рассматриваться как компенсация и страховые взносы необходимо начислять.
2. Выходное пособие при увольнении.
3. Все виды пособий, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования.
К таким видам пособий в соответствии с действующим законодательством о социальном страховании могут относиться:
пособия:
по временной нетрудоспособности;
беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
на погребение;
оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
стоимость санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей;
другие пособия, предусмотренные законодательством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации для отдельной категории (отрасли) работающих в связи с особенностями, характером и условиями труда.
Например: Выплаты взамен суточных (надбавка за подвижной и разъездной характер работы) производятся согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 29 июня 1994 г. N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации".
Полевое довольствие, выплачиваемое в соответствии с Положением о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1994 г. N 56.
Выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой.
5. Стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещения работникам затрат на приобретенные ими спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (в пределах норм, установленных законодательством).
6. Стоимость рациона бесплатного питания.
7. Дотация на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления).
8. Стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или возмещение их стоимости.
9. Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность.
10. Поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами за долголетнюю трудовую деятельность, производимые за счет средств предприятия (фонда оплаты труда).
11. Денежные награды, присужденные за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях.
12. Стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, а также предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства.
13. Пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения.
14. Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).
15. Другие выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.
К "другим выплатам, носящим единовременный либо компенсационный характер" могут быть отнесены расходы работодателя по выплате материальной помощи, предоставленной по индивидуальным заявлениям отдельных работников в связи с личными (семейными), стихийными и прочими непредвиденными чрезвычайными обстоятельствами.
Кроме того, в соответствии с федеральными законами страховые взносы на ОМС не начисляются на следующие виды оплаты труда:
1. Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1994 год" от 01.07.94 г. N 9-ФЗ (ст. 14), освобождены в 1994 году Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Служба безопасности Президента Российской Федерации, Главное управление охраны Российской Федерации и другие воинские формирования Российской Федерации, а также Департамент налоговой полиции Российской Федерации от уплаты страховых взносов по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции в фонды обязательного медицинского страхования и другие внебюджетные фонды.
Данный порядок продлен на 1995 - 1996 гг. Федеральными законами Российской Федерации от 31.03.95 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год", от 31.12.95 г. N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год".
Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" сохранены льготы, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год"
2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" от 11.11.94 г. N 37-ФЗ страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования и другие государственные внебюджетные фонды не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными органами государственного управления.
3. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные фонды" от 27.10.94 г. N 29-ФЗ страховые взносы не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, полученные физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Предложенные перечни видов оплаты труда не являются исчерпывающими, они могут уточняться в ходе документальной проверки.
При проверке полноты начислений и своевременности уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования следует иметь в виду, что расчеты плательщиков с ними отражаются по следующим бухгалтерским счетам:
В хозяйственных организациях:
счета с 20 - 30 - Затраты на производство;
счет 31 - Расходы будущих периодов;
счет 44 - Издержки обращения (в снабженческих, сбытовых, торговых, иных посреднических и других подобных им предприятиях);
счет 50 - Касса;
счет 51 - Расчетный счет;
счет 69 - Расчеты по социальному страхованию;
счет 70 - Расчеты с персоналом по оплате труда;
счет 80 - Прибыли и убытки;
счет 81 - Использование прибыли;
счет 88 - Нераспределенная прибыль;
счет 89 - Резервы предстоящих расходов и платежей;
счет 96 - Целевые финансирование и поступление.
В бюджетных учреждениях:
счет 10 субсчет 100 - Текущий счет на расходы учреждения; счет 11 субсчет 111 - Текущий счет по специальным средствам; счет 11 субсчет 112 - Текущий счет по прочим внебюджетным средствам; счет 12 субсчет 120 - Касса; счет 15 субсчет 158 - Расчеты по компенсационным выплатам; счет 15 субсчет 159 - Расчеты по медицинскому страхованию; счет 17 субсчет 180 - Расчеты с рабочими и служащими; счет 20 субсчет 200 - Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия; счет 21 субсчет 211 - Расчеты по специальным средствам; счет 21 субсчет 213 - Расходы по прочим внебюджетным средствам.
В банковских и кредитных организациях:
счет 016 - Фонды экономического стимулирования;
счет 030 (031) - Касса;
счет 042 (161) - Расчетные (текущие) счета предприятий и организаций банка;
счет 904 - Прочие дебиторы и кредиторы;
субсчет 1 - Расчеты с персоналом по оплате труда;
субсчет 692 (применительно к конкретному банку) - Расчеты по медицинскому страхованию;
счет 971 - Расходы на содержание аппарата управления.
Для проверки правильности определения видов оплаты труда, полноты начисления и уплаты страховых взносов следует проанализировать следующие документы:
В хозяйственных организациях:
журнал-ордер N 10 (10-1, 10-6) с накопительной ведомостью N 5 (свод по оплате труда), расчетно-платежные и платежные документы;
главную книгу (журнал хозяйственных операций) по дебету счетов: 20 - 31, 44, 80, 81, 88, 89, 96, в корреспонденции с кредитом счетов 70, 69 (в случаях когда выплаты произведены минуя счет 70 - по кредиту счета 50), а также книги, карточки, по расчетам с фондами, банковские документы на перечисление страховых взносов (платежные поручения и выписки).
В бюджетных учреждениях:
книга-журнал-главная; книга учета ассигнований и фактических расходов; книга учета кредиторов (ассигнований) и расходов по дебету субсчетов 200, 211, 180, 198, в корреспонденции; по кредиту счетов 100, 111, 112, 120, 198 и субсчету 180 с использованием мемориального ордера N 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям); книги расчетов (счет 198, а также мемориальные ордера 2 и 3- банковские документы на перечисление страховых взносов); по текущим счетам бюджета (N 2) и спец-средства (N 3) (платежные поручения и выписки банка). Дополнительно, в случае необходимости подтверждения той или иной выплаты проверяются кассовые документы по выплате заработной платы, пособий и др., а также приказы и распоряжения по выплате премий и единовременных вознаграждений. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета предлагается следующая схема типовых проводок, которой необходимо руководствоваться при проведении документальных проверок на предприятиях и в организациях:
Наименование операций | Д-т счетов | К-т счетов |
1 | 2 | 3 |
На предприятиях и в организациях | ||
1. Начисление заработной платы, премии |
20 - 30, 31, 44, 81, 88, 89, 96 |
70 |
2. Начисление страховых взносов от начисленной суммы оплаты труда по утвержденным законодательством тарифам |
20 - 30, 31, 44, 81, 88, 89, 96 |
69 |
3. Начисление пособий за счет Фонда социального страхования (для контроля выплат из ФСС) |
69 | 70 |
4. Выплата пособий за счет средств Фонда (см. п. 3) |
69 (70) | 50 (51) |
5. Начисление сумм пени за несвоевременную уплату страховых взносов, недоимки и финансовых санкций |
81 | 69 |
6. Перечисление страховых взносов, пени, недоимки и финансовых санкций |
69 | 51 |
В бюджетных учреждениях | ||
1. Начисление заработной платы, премии | 200, 211 | 180 |
2. Начисление страховых взносов от начисленной суммы оплаты труда по утвержденным законодательством тарифам |
200 |
198, 159, 171, 199 |
3. Начисление сумм пени за несвоевременную уплату страховых взносов, недоимки, финансовых санкций |
200, 211, 213 |
198, 159, 171, 199 |
4. Перечисление страховых взносов, пени, недоимки и финансовых санкций |
198 |
100, 111, 112 |
В банковских и кредитных организациях | ||
1. Начисление заработной платы, премии | 971, 016 | 904 |
2. Начисление страховых взносов от начисленной суммы оплаты труда по утвержденным законодательством тарифам |
016, 971 | 904 |
3. Начисление пособий за счет Фонда социального страхования |
904 (соотв. субсчет) |
904 |
4. Выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования |
904 (со- отв. суб- счет) - 1 |
030 (031) |
5. Начисление сумм пени за несвоевременную уплату страховых взносов, недоимки и финансовых санкций |
950 (016) | 904 |
6. Перечисление страховых взносов, пени и штрафных санкций |
904 | 161 (кор. сч.) |
Выплата заработной платы под видом "материальная помощь" является одним из самых распространенных способов занижения платежей в государственные внебюджетные социальные фонды.
Поэтому в каждом конкретном случае необходимо проверить правильность оформления материальной помощи. Например, если материальная помощь оказывается регулярно, одной и той же группе лиц, ее размеры связаны с трудовым вкладом (материальная помощь выдается в размере оклада или в процентах от оклада), отсутствуют заявления работников на оказание материальной помощи с обоснованием причин, в формулировке приказа выплата увязывается с результатами труда, то в этом случае имеются основания считать такую материальную помощь премиальными выплатами, на которые соответственно должны начисляться страховые взносы.
Выявленная в ходе проверки первичных бухгалтерских документов сумма оплаты труда, не учтенная плательщиком при исчислении страховых взносов, на которую в соответствии с действующим законодательством они должны быть начислены, является сокрытой (заниженной) суммой оплаты труда и определяется помесячно.
В случае если плательщик за один и тот же период времени начислил страховые взносы на выплаты, на которые страховые взносы в соответствии с действующим законодательством не начисляются (например, компенсация за неиспользованный отпуск), и одновременно не начислил страховые взносы на выплаты, учитываемые при начислении страховых взносов в социальные фонды (например, премии по результатам работы за год), то взаимозачет указанных сумм не допускается.
При применении финансовых санкций и взимания пени необходимо иметь в виду следующее:
1. В случае, если работодатель до дня проверки самостоятельно выявил неучтенную ранее сумму оплаты труда (имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил и уплатил с нее страховые взносы в фонды, финансовые санкции в виде взыскания соответствующего штрафа в размере начисленного страхового взноса не применяются.
2. Исправительные записи в бухгалтерских документах на неучтенную ранее сумму оплаты труда, сделанные плательщиком в период проведения документальной проверки, к зачету не принимаются.
Излишне перечисленная сумма страховых взносов в фонды, выявленная в ходе документальной проверки, в том числе ошибочно начисленная, зачисляется в счет будущих платежей в соответствующий фонд или по заявлению плательщика взносов возвращается на его расчетный счет в десятидневный срок со дня подачи заявления.
Своевременность уплаты страховых взносов контролируется по платежным документам и выпискам банка. Дата списания средств с расчетного счета плательщика должна соответствовать дате получения заработной платы, указанной в заявлении страхователя при регистрации в фонде (или установленному сроку для отдельных категорий плательщиков).
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также производящие оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который начислены страховые взносы.
По результатам проверки доначисляются страховые взносы, рассчитываются штрафные санкции и пени следующим образом:
1. Доначисление взносов - рассчитывается по ставкам страхового тарифа, соответствующего каждому фонду, применительно к разнице сумм, рассчитанных помесячно: сокрытого фонда и фонда, на который страховые взносы начислены ошибочно.
2. Финансовые санкции - в сумме страхового взноса в размере начислений по ставкам 3,4 и 0,2% на сумму сокрытой оплаты труда (применяются с 01.04.93 г.).
3. Пени - за каждый день просрочки: в размере 1% - для работодателей и иных плательщиков; 0,1% - для органов исполнительной власти, являющихся плательщиками платежей на неработающее население.
Одновременно начисляется штраф в размере 10% от начисленных сумм взносов за несвоевременное представление расчетной ведомости (если этот штраф не был начислен при камеральной проверке).
Своевременность представления расчетной ведомости контролируется уполномоченным фонда с обязательной отметкой даты представления.
Если проверяемое предприятие не зарегистрировано в Фонде обязательного медицинского страхования, то необходимо уточнить, было ли направлено уведомление о необходимости постановки на учет. Если прошло 30 дней после получения уведомления и предприятие по-прежнему не встало на учет, начисляется штраф в размере 10% от начисленных сумм страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Если уведомление о необходимости регистрации направлено не было, в акте документальной проверки целесообразно отразить требование постановки на учет, а также начислить страховые взносы и пени за период проверки без применения финансовых санкций.
Пример начисления финансовых санкций и пени.
20.04.95 г. была осуществлена проверка ТОО "Заря" за 1994 год (Приложение N 3). Сумма оплаты труда, на которую начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, была завышена в апреле 1994 года на 12 000 тысяч рублей за счет сумм компенсаций за неиспользованный отпуск (Дт 2 - Кт 70), июне - указанная сумма была занижена на 13 000 тысяч рублей за счет выплат, названных "материальной помощью". В приказах на выплату этой материальной помощи отражена связь с результатами труда, отсутствуют заявления работников, размер выплат соответствует размеру должностного оклада работников (Дт 81 - Кт 70).
Начисленные страховые взносы перечислялись в полном объеме и своевременно.
Дата получения заработной платы согласно заявлению плательщика - 10-е число.
Предприятие зарегистрировано в Фонде ОМС и отчитывалось своевременно.
По результатам проверки:
доначислено страховых взносов 468,0 тыс. руб. (13000 x 3,6%), уменьшено страховых взносов 432,0 тыс. руб. (12000 x 3,6%);
подлежит взысканию с учетом переплаты 36,0 тыс. руб. (468,0 432,0);
штрафные санкции:
штраф - в размере доначисленного страхового взноса 468,0 тыс. руб.
пеня - 100,0 тыс. руб. (36,0 тыс. руб. x 278 дн. x 1%).
Оформление результатов проверки.
По итогам проверки согласно установленным требованиям проверяющими составляется акт по форме, утвержденной приказом Федерального фонда от 29 марта 1996 г. N 23, в котором указываются суммы доначисленных взносов, штрафных санкций, пени и подлежащих перечислению в фонды ОМС в соответствующих долях (3,4%, 0,2%). Справочно к акту документальной проверки прилагаются расчеты результатов проверки, содержащие в обязательном порядке следующие данные: установленный срок уплаты; сальдо расчетов по взносам на начало проверки (за плательщиком или за фондами); суммы, на которые должны начисляться страховые взносы, - по данным плательщика, по результатам проверки; фактически начислено (доначислено) страховых взносов (Федеральный, территориальный фонды раздельно) - по данным плательщика, по результатам проверки; расчетно суммы сокрытых или заниженных страховых взносов, пени и штрафных санкций (Федеральный, территориальный фонды раздельно); сальдо расчетов с фондами обязательного медицинского страхования на момент завершения проверки, а также другие необходимые данные.
Акт документальной проверки является основным документом при рассмотрении споров в арбитражном суде, на основании которого определяется наличие или отсутствие обстоятельств, обоснование требования и возражения сторон. Доказательствами могут являться только те документы, которые получены с соблюдением установленного порядка.
Поэтому акт проверки должен, во-первых, содержать все необходимые сведения, во-вторых, быть правильно оформленным.
В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель и главный (старший) бухгалтер проверяемого предприятия обязаны представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и на основании названного акта территориальным фондом (филиалом) принимается решение о взыскании с плательщика финансовых санкций и пени.
Бесспорный порядок взыскания недоимок, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций применяется в течение трех лет с момента образования указанной недоимки.
И.о. начальника
Экономического
управления
С.М.Горячев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации регламентируют порядок организации и проведения документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования и предназначен для территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Проверки проводятся совместно с органами Госналогслужбы РФ.
Методические рекомендации Федерального фонда ОМС от 10 января 1997 г. N 86/23 "По проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования"
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Экспресс-Закон", 1997, N 5
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратили действие
Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль в отношении плательщиков взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ