При проведении проверок соблюдения налогового и валютного законодательства при осуществлении экспорта сырьевых товаров государственным налоговым инспекциям необходимо обратить внимание на следующее.
Проверки производятся на предприятиях всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, - производителях и поставщиках продукции, и в организациях - внешнеторговых посредниках.
Для повышения эффективности проводимой работы по контролю целесообразно проводить одновременные встречные проверки поставщиков и экспортеров (комиссионеров и поверенных) сырьевых товаров.
В случае, если такие встречные проверки необходимо одновременно провести в разных регионах, просьбы об их проведении направляются в соответствующую налоговую инспекцию и, в копии, в Управление международных налоговых отношений.
I. Проверка полноты поступления валютной выручки от экспорта сырьевых товаров и доходов от других операций на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации
1. Проверить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках валютных средств от инофирм в оплату поставленной на экспорт продукции.
Основными видами нарушений порядка зачисления валютной выручки являются:
1.1) Зачисление валютной выручки на счет в иностранном банке без разрешения Банка России.
Лицензия Банка России на открытие счета за границей означает разрешение не зачислять валютную выручку на счета в Российской Федерации, только по тем операциям, которые указаны в самой лицензии, и не означает автоматического разрешения на незачисление валютной выручки по всем операциям предприятия или организации.
В случае отсутствия специального разрешения Банка России, предприятию следует руководствоваться пунктом 7 раздела II "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР" утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352.
1.2) Незачисление на счет в российском банке валютной выручки от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.
Под валютной выручкой от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в смысле Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", понимается не только реализация товаров, работ, услуг гражданам в установленном порядке, но и любая иная выручка предприятия в иностранной валюте, полученная им по несвязанным с экспортом операциям на территории Российской Федерации (например - оплата фирмой-нерезидентом товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации).
Данным Указом Президента установлено, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. Валютная выручка оприходованная в валютной кассе предприятия, но не сданная в установленные для предприятия сроки в российский банк также является незачисленной.
Таким образом, установлен единый порядок зачисления как валютной выручки от экспортных операций, так и валютной выручки от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.
2. Если проверяемое предприятие осуществляло бартерные операции, то необходимо иметь в виду следующее.
Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, 1996 года) бартерные операции представляют собой разновидность договора мены, в соответствии с которым между сторонами производится обмен одного имущества на другое.
При этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он передает, и покупателем имущества, которое он получает.
Таким образом, бартерная сделка это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый, как правило, единым договором (контрактом) и представляющий собой единую сделку, в которой обязательства сторон взаимоувязаны и зависят друг от друга.
Основным признаком бартерной сделки является отсутствие платежей контрагентов за поставляемые товары. В случае осуществления таких платежей не имеет значения зачислялась ли валютная выручка на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, или на счета в иностранных банках, или она расходовалась со счетов иностранных юридических лиц по указаниям российского предприятия - поставщика. В любом таком случае контракт не может считаться бартерным.
Другим признаком бартерных поставок является оформление их единым контрактом или двумя контрактами, в условиях которых указывается, что поставляемые товары по одному из контрактов оплачиваются поставками товаров по другому контракту.
В случае, если имеет место прямой обмен товарами, работами или услугами, то оснований для применения штрафов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" нет. При этом не имеет принципиального значения укладывается ли данная сделка в 180 дней или нет, поскольку основанием для применения штрафа является сокрытие валютной выручки от зачисления на счета в Российской Федерации, а не неполучение ее вообще. Таким образом, при применении штрафа налоговая инспекция должна доказать, что валютная выручка поступила в собственность или распоряжение предприятия, но не была им зачислена на счета в банках Российской Федерации.
Встречная закупка товаров также относится к разновидности бартерных сделок, поскольку не предусматривает непосредственных расчетов между ее участниками в денежной форме. Однако, следует обратить внимание на то, что данной сделкой не предусматривается прямого обмена. В данном случае иностранный партнер обязуется принять от предприятия товар, реализовать его от своего имени и на вырученные от его реализации средства закупить и поставить интересующий предприятие товар (встречная закупка). Для этих целей иностранный партнер иногда открывает специальный счет в заграничном банке, на который зачисляются средства от реализации поставленного предприятием товара для целей исполнения договора о встречной закупке, либо держит эти средства на своем счете.
Таким образом, если в первом случае происходит прямой обмен и взаимоотношения сторон представляют собой отношения по купле-продаже (продавец-покупатель), то во втором случае имеют место отношения комитент-комиссионер.
По общему правилу имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитента, является собственностью последнего. Следовательно, выручка, поступившая к инопартнеру (комиссионеру) от реализации имущества предприятия (комитента) в рамках договора о встречной закупке, является собственностью последнего и подлежит обязательному зачислению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" на счет в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
Использование валютной выручки без соответствующего разрешения Банка России до ее зачисления на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации налоговые органы вправе квалифицировать как сокрытие валютной выручки.
Указами Президента Российской Федерации от 30.12.91 N 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки взимания экспортных пошлин" не предусматривается право использования валютной выручки предприятием либо третьими лицами по поручению предприятия на любые цели до ее зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, валютная выручка предприятия от экспорта не может быть использована для встречной закупки без разрешения Банка России, поскольку в соответствии с абзацем первым пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" она подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 раздела II "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352, допускалось использование валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей до ее перевода в СССР, только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.
При таких обстоятельствах использование валютной выручки без разрешения Банка России за границей на иные цели до ее перевода в Российскую Федерацию налоговые органы вправе рассматривать как сокрытую от зачисления на счета в уполномоченные банки на территории Российской Федерации и применять штрафные санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин". При этом, пункт 2 официального разъяснения Государственно-правового управления /ГПУ/ Президента Российской Федерации N 1 от 04.01.93 согласно которому санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 применяются только в случаях, когда валютная выручка умышленно не зачислена на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации применяться не может. Наличие умысла, направленного на незачисление валютной выручки на счета в уполномоченные банки, устанавливается исключительно судебными органами по отношению к должностным лицам хозяйствующих субъектов. Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 предусмотрена ответственность предприятий, а не их должностных лиц, как указано в разъяснении ГПУ. Учитывая, что Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 не предусмотрен судебный порядок взыскания штрафов, разъяснение ГПУ Президента РФ от 04.11.93 N 1 входит в противоречие с указанным документом и следовательно применяться не должно, что подтверждается практикой рассмотрения споров о применении указанного штрафа в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.
Об ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
На наличие экспортной валютной выручки могут, в частности, указывать соответствующие условия Контрактов и Дополнений к ним (например, обязанность одной из сторон перечислять валютные средства по указанному контракту на соответствующий счет в целях (встречной закупки товаров) письма, телеграммы, факсы, телексы сторон, в которых сообщается о поступлении оплаты на соответствующий счет, а также о подтверждении факта зачисления валютных средств на соответствующий счет, а также (косвенно) грузовые таможенные декларации, в которых в графе "Характер сделки" может быть указан код 21 (Поставка товаров за наличные с расчетом в СКВ), а не код 51 (Поставка товаров в порядке товарообмена).
С 01.11.96 вступил в действие Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", согласно которому под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
3. При обнаружении нарушений порядка зачисления валютной выручки, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" государственные налоговые инспекции налагают на предприятие штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Центрального банка России в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" от 23.05.94 N 1006 на момент выявления нарушений.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" Государственная налоговая служба представляет собой единую систему, состоящую из центрального республиканского органа государственного управления (Госналогслужбы России) и государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, применение названных штрафных санкций относится как к компетенции Госналогслужбы России, так и местных госналогинспекций.
В случаях, когда валютная выручка не была также отражена в бухгалтерском учете предприятия, такая выручка в соответствии с налоговым законодательством одновременно является сокрытым доходом, что влечет за собой применение соответствующих финансовых санкций, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.
II. Проверка соблюдения налогового законодательства при осуществлении экспорта сырьевых товаров
1. Проверить правильность отражения в бухгалтерском учете экспорта сырьевых товаров в стоимостном выражении, соответствия заключенным контрактам (договорам) и фактическим поставкам с выделением в общем объеме экспорта товарообменных операций. Обратить внимание, что в учете экспортных и импортных поставок должны применяться курсы валют, котируемых Центральным банком Российской Федерации и справочные курсы иностранных валют к рублю, сообщаемые Банком России. Курсы валют по клиринговым расчетам и замкнутых валют применяются только по поставкам в счет погашения государственного долга и государственных кредитов, а также по межправительственным соглашениям.
2. Состояние расчетов предприятия с иностранными фирмами за поставленные на экспорт товары (работы, услуги).
Дать анализ инодебиторской задолженности, в том числе по состоянию на 1 января 1996 г. с выделением просроченной, а также задолженности с истекшими сроками исковой давности, с указанием мер, принимаемых по ее ликвидации.
Уточнить, ведется ли у предприятий-поставщиков учет задолженности в иностранной валюте за иностранными партнерами при реализации продукции (работ, услуг) на экспорт через комиссионеров. Дебиторская задолженность при поставках на экспорт через посредника обосновывается полученными поставщиками извещениями комиссионера об экспорте. Указанные извещения должны направляться предприятиям-поставщикам по мере совершения отгрузок в портах или сдачи-приемки продукции и оформления соответствующих документов при поставке трубопроводным транспортом.
В соответствии с пунктом 67 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России 26.12.94 N 170 дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, могут быть списаны по решению руководителя предприятия на результаты хозяйственной деятельности или счет средств резерва сомнительных долгов. Согласно статье 196 части I Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается 3 года.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.
3. Проверить правильность определения курсовых разниц по счетам и статьям бухгалтерского баланса в иностранной валюте предприятий.
Переоценка остатков валютных средств по валютным счетам и статьям бухгалтерского баланса в соответствии с пунктом 65 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказами Минфина России от 26.12.94 N 170 производится на последнее число отчетного периода.
В первом полугодии 1995 года в вопросах отражения в учете исчисленных сумм курсовых разниц следует руководствоваться письмами Минфина России от 27.12.93 N 152 "О порядке отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц по отдельным операциям в иностранной валюте" и от 11.07.94 N 91 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1994 год и о порядке его заполнения".
О суммовых и курсовых разницах для начисления налога на прибыль см. письмо МНС РФ от 24 июля 2000 г. N 02-11/275
В соответствии с указанными документами суммовые разницы, в связи с текущим изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам, допускалось относить либо непосредственно на счет 80 "Прибыли и убытки", либо первоначально накапливать на счете 83 "Доходы будущих периодов", субсчет "Курсовые разницы".
В указанном отчетном периоде сохранен ранее действовавший порядок учета курсовых разниц по авансам, выданным в иностранной валюте иностранным фирмам в связи с выполнением договоров о поставке оборудования, транспортных средств, других объектов основных средств, товаров и иной продукции. В соответствии с пунктом 3.12 приложения N 2 к письму Минфина России от 11.07.94 N 91 Дополнения и изменения к Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия" начисленные суммы учитываются на счете 83 "Доходы будущих периодов", субсчет "Курсовые разницы". При оприходовании поступивших материальных ценностей положительное сальдо курсовых разниц списывается со счета 83 в кредит счета 85, субсчет "Добавочный капитал", а отрицательное сальдо - со счета 83 в дебет счетов учета товаров и продукции.
Аналогично учитываются суммовые разницы по материальным ценностям, если они находятся в пути и по условиям договора право собственности на них перешло к предприятию.
В I полугодии 1995 года продолжает действовать особый порядок отражения на финансовых результатах курсовых разниц по переоценке дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте, на предприятиях использующих для учета сумм курсовых разниц счет 83 "Доходы будущих периодов", определенный письмом Минфина России от 27.12.93 N 152 "О порядке отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц по отдельным операциям в иностранной валюте". Списание начисленных сумм по задолженности сроки погашения согласно договорам которых еще не наступили, производится по мере погашения этой задолженности или истечения сроков оплаты обязательств. С 01.07.95, или момента введения в действие Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 13.06.95 N 50 курсовые разницы возникающие по переоценке счетов и статей бухгалтерского баланса могут учитываться в течение года либо на счете 80 "Прибыли и убытки", либо на счете 83 "Доходы будущих периодов" с обязательным списанием их в конце года в виде сальдо на финансовые результаты.
В вопросах определения налогооблагаемой прибыли на момент списания со счета 83 "Доходы будущих периодов" на финансовые результаты сумм курсовых разниц следует руководствоваться пунктом 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пунктом 2.9 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", согласно которым в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в отчетном периоде в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам, действовавшего на день поступления (расходования) валютных средств и курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам на день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли, т.е. на последний день отчетного периода.
Указанная норма введена Федеральным законом от 03.12.94 N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившему в действие с момента его опубликования, т.е. с 05.12.94. Суммы курсовых разниц, исчисленные в результате переоценки средств с этого периода, в налогооблагаемую прибыль не включаются.
Данный порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и действует по настоящее время.
Определение отчетного периода дано в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 N 170. Согласно пункту 29 указанного документа отчетными периодами являются месяц, квартал, год.
Поскольку к курсовым разницам, возникшим в результате переоценки средств в расчетах на предприятиях, использующих для их учета счет 83 "Доходы будущих периодов", в отчетных периодах до 05.12.94 положение Федерального закона применяться не может, необходимо проверить правильность определения курсовых разниц по валютным счетам и статьям бухгалтерского баланса в иностранных валютах и их влияние на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1995 год.
4. Проверить правильность определения финансовых результатов.
Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с последующими изменениями и дополнениями, установлено, что доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Начиная с 1993 года по 1 июля 1995 г. включительно определение финансовых результатов при реализации на экспорт продукции (работ, услуг) через посредника при использовании метода по оплате производится в соответствии с письмами Минфина России от 23.06.93 N 78 "Об Указаниях по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1993 году", от 13.10.93 N 114 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1993 год и о порядке его заполнения" и от 11.07.94 N 91 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1994 год и о порядке его заполнения" на дату поступления выручки на транзитный валютный счет предприятия или комиссионера.
При наличии у предприятия длительной задолженности по оплате экспортной продукции необходимо провести проверки у комиссионеров по вопросу поступления валютной выручки на его счет.
В соответствии с указанными нормативными документами, при использовании предприятиями метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества по мере предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов производится на дату предъявления счетов и иных аналогичных документов покупателю (заказчику) при условии отгрузки (отпуска) товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг.
При использовании предприятиями метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества по мере оплаты производится на дату зачисления денежных средств на валютный счет предприятия в банке или ином кредитном учреждении при условии отгрузки (отпуска) товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг.
При расчетах за фактически отпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), отгрузке иного имущества наличными денежными средствами - на дату оприходования денежных знаков в кассе предприятия.
По товарообменным (бартерным) сделкам до 1 июля 1995 г. при использовании метода определения выручки по мере отгрузки продукции (работ, услуг) товаров и иного имущества определяется по дате, указанной в штампе грузовой таможенной декларации на экспорт, и стоимости, предусмотренной в контракте (договоре), - при использовании метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров и иного имущества по мере их оплаты определение финансовых результатов производится на дату, указанную в грузовой таможенной декларации на импорт, по стоимости, предусмотренной в контракте (договоре), при условии отгрузки продукции.
Если предприятием заключается долговременный бартерный контракт с иностранной фирмой, при котором осуществляются неоднократные взаимные поставки, то определение финансовых результатов должно производиться по мере совершения обменных операций в соотношении, определенным для совершения данной обменной операции. Если, например, поступление импортного товара за отчетный период было осуществлено полностью (метод определения выручки - оплате), а продукции на экспорт за этот же период отгружено только в размере 1/2 предусмотренных товарообменным договором поставок, то финансовый результат должен быть определен только в части, относящейся к этой поставке. Другую половину поступившего товара необходимо рассматривать как полученные авансы до момента отгрузки предприятием оставшегося объема продукции согласно контракту.
Во всех случаях предприятием должен использоваться один и тот же метод определения выручки как для внешнеэкономических так и для внутрироссийских операций.
С 1 июля 1995 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное приказом Минфина России от 13.06.95 N 50. В приложении к указанному Положению приведен перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте, которым следует руководствоваться в вопросах определения выручки от реализации товаров, работ, услуг, иного имущества за иностранную валюту с данного отчетного периода.
В соответствии с указанным Положением изменился порядок определения выручки от реализации товаров, иного имущества, работ, услуг за иностранную валюту в условиях товарообмена при использовании метода ее определения по мере оплаты.
С указанного периода выручка от реализации товаров, иного имущества, работ, услуг за иностранную валюту в условиях товарообмена по мере оплаты производится по дате перехода права собственности на импортированные товары, иное имущество к импортеру, фактического потребления услуг при условии отгрузки товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг при наличии соответствующего документального подтверждения об их отгрузке (телеграмма, факсимильное сообщение, коносамент и т.д.), либо по дате оприходования их в организации при отсутствии такого подтверждения.
В соответствии со статьями 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.
С 1 октября 1996 года согласно телеграмме Минфина России и Госналогслужбы России от 27.09.96 N 04-02-04/ПВ-6-02/676 до определения Правительством Российской Федерации порядка перехода предприятий на исчисление налога на прибыль, исходя из расчета выручки реализации продукции по методу отгрузки, выполнения работ, оказания услуг приостановлено действие пункта 7 Указа Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 08.05.96 N 685.
Покупная стоимость товаров, иного имущества, приобретаемого по импорту (включая по товарообменным операциям) определяется исходя из их контрактной стоимости, пересчитанной в рубли по курсу Банка России либо на дату перехода права собственности на указанные товары, имущество, таможенных платежей, транспортных расходов, прочих расходов по закупке и транспортировке при наличии соответствующего документального подтверждения, либо на дату оприходования их в организации (при отсутствии такого подтверждения).
При рассмотрении вопросов налогообложения реализации товаров на внешнем рынке следует исходить из того, что согласно пункту 2.5 Инструкции ГСН РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.95 N 37 по предприятиям, осуществляющим поставки продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если сложившиеся на момент реализации рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации, но не ниже рыночной.
Если предприятие в течение 30 дней до реализации по ценам, не превышающим фактическую себестоимость, реализовало продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения принимаются цены, исчисленные из максимальных цен реализации.
При этом следует учитывать, что под рыночной ценой, в случае реализации продукции на экспорт, следует понимать цены на аналогичную продукцию на соответствующих международных рынках с учетом условий поставки или средние цены на аналогичные товары по данным таможенной статистики.
Одним из вопросов проверки является обоснованность включения в затраты, при определении налогооблагаемой прибыли процентов банков по кредитам, полученным в иностранной валюте.
В 1995 году в соответствии с письмом Минфина России от 28.12.95 N 135, Минэкономики России от 29.12.95 N СИ-517, Госналогслужбы России от 28.12.95 N НП-6-01/670 и Банка России от 04.01.96 N 224 для целей налогообложения произведенные организацией затраты на уплату процентов банков по кредитам, полученным в свободно конвертируемой валюте, принимаются в размерах, не превышающих 15 процентов годовых.
5. Выявить наличие за границей зарубежных предприятий с участием российского капитала и репатриацию ими части прибыли в Российскую Федерацию.
Обратить внимание на наличие выплат дивидендов иностранными фирмами российским учредителям и их налогообложением.
В случае выявления в ходе проверок фактов сокрытия доходов или неполного учета объектов налогообложения принимать соответствующие меры, предусмотренные налоговым законодательством.
При наличии у предприятия недоимки по уплате налогов, установить причины. Нет ли фактов уклонения от налогообложения путем оприходования наличных денежных средств в кассу предприятия минуя банковские счета. Рассмотреть возможность обращения недоимки на дебиторов и имущество.
Штрафы, пени и неустойки, связанные с выполнением договора на территории России, уплаченные российскими предприятиями иностранным юридическим лицам и иностранными юридическими лицами, действующими на территории РФ через постоянные представительства, рассматриваются как доходы из источника в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на доходы из источника.
В ходе выполнения настоящей Программы необходимо проверить соблюдение налогового и валютного законодательства на всех предприятиях - экспортерах и поставщиках сырьевых товаров, расположенных в свободных экономических зонах, а также на металлургических предприятиях, осуществляющих переработку давальческого сырья (толлинговые операции), с представлением отдельной отчетности.
При проведении проверок целесообразно использовать сведения о поставках на экспорт нефти и нефтепродуктов за 1995 год, прилагаемые к программе и подготовленные на основе данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации по таможенным декларациям. Сведения об экспортерах других сырьевых товаров будут разосланы дополнительно. Указанные сведения не должны разглашаться, использоваться должностными лицами в личных целях, передаваться третьим лицам, а также любым государственным органам.
Кроме того, рекомендуется использовать данные форм государственной статистической отчетности, представляемой предприятиями в органы Государственного статистического комитета Российской Федерации, в том числе следующие:
-------------------------------------------------------------------------
формы название периодичность
-------------------------------------------------------------------------
1 - нефть, Сведения по территориям
России о поставках нефти,
нефтепродуктов и сжиженных
газов на экспорт
и об использовании
валютной выручки Ежемесячно
1 - вэс Отчет совместного
и иностранного
предприятия Квартальная
1 - инвест Отчет об инвестициях
в России из-за рубежа
и об инвестициях
из России за рубеж Квартальная
1 - ив Отчет о движении средств
в иностранной валюте Квартальная
8 - вэс Отчет об экспорте
(услуги) (импорте) услуг
во внешнеэкономической
деятельности Квартальная
8 - вэс Отчет о транспортных услугах
(транспорт. во внешнеэкономической
услуги) деятельности Квартальная
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы РФ В.Д.Евстигнеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации посвящены наиболее важным моментам при проведении налоговыми органами проверок полноты поступления валютной выручки от экспорта сырьевых товаров и доходов от других операций на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации и проверок по соблюдению налогового законодательства при осуществлении экспорта сырьевых товаров.
Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров (утв. Госналогслужбой РФ 31 января 1997 г.)
Текст Методических рекомендаций опубликован в приложении к газете "Финансовая Россия", 1997, N 13, в "Нормативных актах по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997, N 5