Колпашевский городской суд Томской области в составе:председательствующего Пойда А.Н.,с участием: истца Новицкого В.М.,представителя ответчика (Администрации Колпашевского района) Гришаева Д.В.,при секретаре Циванюк Н.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НовицкогоВ.М. к Администрации Колпашевского района, Департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, к ФГУ " Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ о признании права на обеспечения жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Новицкий В.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Колпашевского района о признании права на получение жилого помещения (жилищного сертификата) или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
На основании определений суда отДД.ММ.ГГГГ иДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области и ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ.
В судебном заседании истец, уточнив исковые требования к вышеперечисленным ответчикам, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, на иске настаивал и пояснил, что он проходил военную службу в ВС СССР на территории Союзной Казахской Социалистической Республики. В связи с распадом 26 декабря 1992 года СССР, Казахстан стал отдельным государством и был поставлен вопрос о передислокации воинских подразделений других государств с его территории. На основании приказов вышестоящего командования их часть подлежала расформированию, а офицерский состав - увольнению.
На основании ст.4, п.п.З п.6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции от 22 января 1993 года, действующего на момент его увольнения, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении в запас и в отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" и на основании ходатайства командира, распоряжением Главы Колпашевского районаN отДД.ММ.ГГГГ он был включен в список граждан-военнослужащих, имеющих право на получение жилья.
Его неоднократные обращения в течение более 16 лет после увольнения с военной службы в органы местного самоуправления, к главе муниципального образования для выполнения положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" в плане обеспечения его жильем результата не давали. После многочисленных судебных разбирательств решением Колпашевского городского суда отДД.ММ.ГГГГ было признано его право на обеспечение жильем как военнослужащего, уволенного в запас по льготным основаниям, и он был восстановлен в списках очередников. Им были поданы документы в Администрацию Колпашевского района, и письмом за исх.N отДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о том, что включен в список на получение жилищного сертификата в 2011 году. Но уведомлением за исх.N отДД.ММ.ГГГГ Администрацией района ему было выставлено требование, где было указано, что при решении вопроса о выдаче жилищного сертификата необходимо предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. ИмДД.ММ.ГГГГ в Администрацию района было подано заявление с просьбой о подтверждении ранее изложенного требования о предоставлении справки КЭЧ о сдаче жилья. Полученным ответом отДД.ММ.ГГГГ заN данное требование Администрацией было подтверждено. Он полагает, что требования администрации неверны, основаны на неправильном толковании материального права, и в данном случае нарушают его права, что подтверждается законодательно.
Последнее место службы у него было в Вооруженных Силах РФ, часть дислоцировалась на территории другого государства- Республики Казахстан. Там же, в Республике Казахстан, у него было и жилье, которое он, после распада СССР и отделения Казахстана, приватизировал, а потом, перед выездом на избранное им после увольнения постоянное место жительства - г. Колпашево Томской области, продал.
Учитывая вышеизложенное, Администрацией Колпашевского района не выполняются международные обязательства, принятые Российской Федерацией. В статье 1 Международного соглашения от 14 февраля 1992 г. между государствами-участниками СНГ "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей" записано, что: "?за всеми военнослужащими, лицами, уваленными с военной службы и членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР". Данное Соглашение подтверждено Решением экономического суда СНГ NС-1/11-96 отДД.ММ.ГГГГ, который признал Соглашение отДД.ММ.ГГГГ и констатировал, что оно подлежит обязательному выполнению, даже в том случае, если в национальном законодательстве государств-участников содержаться правила, противоречащие указанному Соглашению, что также соответствует п.4 ст.15 Конституции РФ, что так же соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров.
Данная норма международного договора не устанавливает обязанность лиц, уволенных с военной службы, сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государства, на территорию которого указанные лица прибывают для постоянного проживания.
Исходя из смысла законодательства, как ранее, так и в настоящее время регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, сдача жилого помещения указанными лицами должна иметь место лишь в тех случаях, когда это жилое помещение находится на территории Российской Федерации.
Между тем, жилого помещения на территории Российской Федерации он не имеет до сих пор. До прибытия в г. Колпашево проживал на территории Республики Казахстан. Поскольку указанное жилое помещение расположено за пределами Российской Федерации, на территорий другого государства (Казахстана), то на него распространяется юрисдикция Казахстана, а не Российской Федерации.
Вышеизложенная его позиция закреплена в судебной практике.
Исходя из вышесказанного он полагает, что при решении вопроса об обеспечении его жильем, Администрации Колпашевского района необходимо руководствоваться не только законодательством Российской Федерации, но и нормами международного права, определенными в ч.4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 9 Жилищного Кодекса РФ, так как ЖК РФ отражает основополагающий принцип международного публичного права (принцип добросовестного выполнения международных обязательств) и устанавливает соответствующий ему порядок применения норм международного права. Поэтому он считает, что требование Администрации района о предоставлении справки КЭЧ о сдаче жилья при решение вопроса по обеспечению жильем противоречит положениям ч.4 ст. 15 Конституции РФ и ст.9 ЖК РФ, международному договору - Соглашению государств СНГ от 14.02.1992г. является незаконным и соответственно нарушает его права.
Представитель ответчика - Администрации Колпашевского района Гришаев Д.В., иск в судебном заседании не признал и пояснил, что Администрация Колпашевского района является ненадлежащим ответчиком, так как в компетенцию Администрации Колпашевского района по данному вопросу входит прием документов в соответствии с законом и дальнейшее их направление в Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области. В месте с тем он не отрицает тот факт, что граждане не могут реализовать свое право на обеспечение жильем без предоставления соответствующих документов через Администрацию Колпашевского района.
Представитель ответчика - Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Чеснокова О.Г., ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в судебное заседание представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что департамент ознакомился с исковым заявлением Новицкого В.М., Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области поясняет следующее 01.01.2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", согласно которому такая мера социальной поддержки, как обеспечение жилыми помещениями граждан путем выдачи жилищных сертификатов, перестала существовать.
Так, согласно статье 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ гражданам
, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты доДД.ММ.ГГГГ, со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. И, таким образом, после принятия Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ в бюджете Российской Федерации и бюджете Томской области на 2011 финансовый год не предусмотрены денежные средства на оплату жилищных сертификатов.
В целях дальнейшего обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 08.12.2010 N 342-ФЗ) определено, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации, то есть порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, также не может быть применим.
В настоящее время Государственной Думой Томской области принят в первом чтении Закон Томской области "О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
Указанный Закон устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой областному бюджету из федерального бюджета, отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 и года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Согласно п. 9 ст. 5 данного законопроекта справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане) также включена в список документов, предоставляемых гражданами для обеспечения их жилыми помещениями.
На основании изложенного исковое заявление Новицкого В.М. не подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии с постановлением Губернатора Томской области отДД.ММ.ГГГГN Департамент строительства и архитектуры Томской области переименован в Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области.
Представитель ответчика - Федерального государственного учреждения " Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации Парамонова В.Г., ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в судебное заседание представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ (далее -Закон, Закон N 342-ФЗ). В соответствии с п. 2.1. Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Колпашевского городского суда Томской области отДД.ММ.ГГГГ Новицкий В.М. восстановлен в списке военнослужащих, уволенных в запас по льготным основаниям и нуждающихся в жилых помещениях, с момента постановки на учёт, т.е. сДД.ММ.ГГГГ Таким образом, положения пункта 2.1 Закона на Новицкого В.М. распространяются. В соответствии со статьей 3 Закона N 342-ФЗ обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями в указанных формах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, направляемых на счета бюджетов субъектов РФ.
Таким образом, предоставление государственных жилищных сертификатов данной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с изложенным, ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, равно как и государственный заказчик подпрограммы, не являются надлежащими ответчиками по требованиям об обеспечении данной категории граждан жилыми помещениями в 2011 году.
Пункт 14 статьи 15 Федерального закона содержит для военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей требование представления при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Требования о представлении документов о сдаче жилых помещений соответствующим органам государственной власти иностранного государства по последнему месту прохождения военной службы в Федеральном законе не содержится.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, следует руководствоваться пунктом 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153. Из вышеназванных положений следует, что если данными гражданами и членами их семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда, либо в жилом помещении, принадлежащем им и (или) членам семьи на праве собственности не принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (подпункт "б" пункта 16.1), либо безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (подпункт "в" пункта 16.1), расчет размера единовременной денежной выплаты не производится, т.е. выплата не предоставляется. Поскольку в пункте 16.1 речь идет о государственном и муниципальном жилищном фонде, т.е. совокупности жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (статья 19 Жилищного кодекса РФ), вышеназванные положения не относятся к жилым помещениям, относящимся к жилищному фонду иностранного государства, и при решении вопроса о жилищном обеспечении Новицкого В.М. применению не подлежат.
Изложенная позиция по вопросу обоснованности требования сдачи гражданами-военнослужащими жилых помещений, расположенных на территории стран СНГ, государств Прибалтики и др., подтверждается решением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. N ВКПИ01-23, которым установлено, что правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Кроме того, при решении судом вопроса о праве на обеспечение жилым помещением Новицкого В.М. следует учитывать, что решением Верховного Суда РФ отДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ08-2248 установлено, что гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.
С учетом изложенного, ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России полагает, что оснований для отказа в признании права Новицкого В.М. на получение жилого помещения либо единовременной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и с Законом N 342-ФЗ по причине непредставления справки о сдаче жилья по последнему месту прохождения военной службы, находящемуся на территории Республики Казахстан, у суда не имеется. При этом реализация данного права должна осуществляться в установленном порядке.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика - Администрации Колпашевского района, изучив отзывы на исковое заявление, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, считает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно, письменного ответаN отДД.ММ.ГГГГ Администрации Колпашевского района на заявление Новицкого В.М. отДД.ММ.ГГГГ, истцу разъяснено, что для реализации его права на обеспечение жильем ему необходимо наряду с предусмотренными законом документами представить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы. Истцу также разъяснено, что в тоже время, в случае если предоставление вышеуказанной справки невозможно по объективным и не зависящим от него причинам, право на получение жилищного сертификата может быть признано за ним в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п.2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 08.12.2010 N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Колпашевского городского суда Томской области отДД.ММ.ГГГГ Новицкий В.М. восстановлен в списке военнослужащих, уволенных в запас по льготным основаниям и нуждающихся в жилых помещениях, с момента постановки на учёт, т.е. сДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, положения пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом последующих изменений, на истца распространяются в полном объеме. Согласно статьи 3 данного закона обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями в указанных формах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, направляемых на счета бюджетов субъектов РФ.
На основании ст.5 Закона Томской области от 11 мая 2011 года N 71/ОЗ " О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, для обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона предоставляют в Уполномоченный орган наряду с другими документами справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилом фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане).
Согласно ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.
Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.
Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.
Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.
Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.
Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. Данный вывод подтверждается правовыми нормами названных государств - участников СНГ, устанавливающими порядок пользования жилыми помещениями, наступление и прекращение прав собственности на них.
Следовательно, порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которых расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на обеспечения жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Аналогичная правовая позиция выражена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ08-2248.
Вступившим в законную силу решением Колпашевского городского суда отДД.ММ.ГГГГ, а так же представленными суду доказательствами установлено, что Новицкий В.М. проходил службу в республике Казахстан и квартира которой распорядился Новицкий В.М. до постановки его на учет находилась на территории республики Казахстан, то есть на территории другого государства. Новицкий В.М. постоянно проживает в г.Колпашево Томской области и не имеет жилых помещений на праве собственности.
Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации в определениях N ВКПИ 01-23 от 24.04.2001 г., 89-В06-19 от 13.03.2007 г., исходя из смысла законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, сдача жилого помещения указанными лицами должна иметь место лишь в тех случаях, когда это жилое помещение находится на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, суд считает, что Новицким В.М. не может быть предоставлена справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, по объективным и не зависящим от него вышеуказанным причинам.
Доводы ответчиков о том, что ни один из них не является надлежащим ответчиком в настоящем спорном правоотношении, являются несостоятельными, так как в силу ч.ч. 1-4 ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Согласно п.п.1,2,8 Правил " Предоставления в 2011 году из Федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. N 478, настоящие правила определяют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных вабзаце первом пункта 2.1 статьи 15,абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" истатье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно - субвенции, переданные полномочия).
Субвенции предоставляются в соответствии с распределением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2011 год на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевойпрограммой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, предусмотренным Федеральнымзаконом "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов"
Согласно раздела 5 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 " О федеральной целевой программе " Жилище" на 2011-2015 годы" на ФГУ " Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ, министерством возложены следующие функции: обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с юридическими лицами, участвующими в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм; оплата изготовления бланков государственных жилищных сертификатов за счет средств, предусмотренных на управление реализацией Программы; финансирование исполнения федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации функций по управлению реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также мероприятий, которые могут быть на него возложены, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на управление реализацией Программы.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск НовицкогоВ.М. к Администрации Колпашевского района, Департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, к ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ о признании права на обеспечения жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, удовлетворить.
Признать за НовицкимВ.М. право на обеспечение его жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Взыскать с Администрации Колпашевского района, Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, ФГУ " Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ в пользу НовицкогоВ.М. расходы по оплате госпошлины в размере 66 рублей 66 копеек с каждого ответчика, всего 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 06 июля 2011 г.
Мотивированный текст решения изготовлен 06 июля 2011 г.
Судья А.Н.Пойда
Решение вступило в законную силу: 19 июля 2011 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.