Решение Стрежевского городского суда Томской области от 14 мая 2012 г.
(Извлечение)
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего Родионовой Н.В.,
при секретаре Рагинской О.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Стрежевой Томской области Башкаевой Е.П.,
представителя ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Лысых М.А., действующей на основании доверенности N 335\11 от 01.08.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в Стрежевской городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее ОАО "Томснефть ВНК) об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа. Свои требования мотивировал тем, что ими проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Томской области.
ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензий на право пользования недрами, на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти и газа на территории Томской области ТОМ N "данные изъяты" от 31.12.2009 Южно-Черемшанского месторождения Каргасокского района, сроком 29.12.2018, ТОМ N "данные изъяты" от 17.09.1998 Карайско- Моисеевского (Карасевское) сроком 16.09.2021, ТОМ N "данные изъяты" сроком 30 июня 2039, ТОМ N "данные изъяты" от 17.09.1998 Катыльгинского сроком 16.09.2021, ТОМ N "данные изъяты" Западно-Останинского сроком 25 марта 2039, ТОМ N "данные изъяты" Игольско -Талового сроком 24 января 2039, ТОМ N "данные изъяты" Западно- Катыльгинского сроком 30 июня 2039.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ от 21.02ю1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых и использование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Согласно ст. 22 указанного закона обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, закреплена наряду с обязанностью выполнения условий, установленных лицензией, действующими проектными документами разработки указанных месторождений, которыми являются:
- "Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Черемшанского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4549 от 26.03.2009;
-"Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 5077 от 17.02.2011;
-"Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Катыльгинского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4668 от 10.09.2009;
- "Проект пробной эксплуатации Карасевского месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4946 от 02.12.2010;
-"Авторский надзор за реализацией проекта разработки Катыльгинского месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4742 от 26.11.2009;
-"Дополнение к технологической схеме разработки Игольско-Талового месторождении", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 5007 от 28.12.2010.
В соответствии с указанными проектными документами минимальный уровень использования растворенного газа на указанных в иске месторождениях установлен:
по Южно-Черемшанскому месторождению в 2011 году 9%, в 2012 95 %, в 2013 95%, по Западно-Останинскому месторождению в 2011 году 72,2 %, в 2012 95 %, в 2013 году 95 %, по Западно-Катыльгинскому месторождению в 2011 году 95 %, в 2012 95 %, в 2013 году 95 %, по Карасевскому месторождению в 2011 году 95 %, в 2012 95 %, в 2013 году 95 %, по Катыльгинскому месторождению в 2011 году 86 %, в 2012 95 %, в 2013 году 95 %, по Игольско-Таловому месторождению в 2011 году 95 %, в 2012 95 %, в 2013 году 95 %.
В нарушение требований закона реализация положений проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования добываемого растворенного газа ОАО "Томскнефть" ВНК не обеспечивается.
Согласно представленной ответчиком государственной статистической отчетности в 2011 году растворенный попутный газ, добытый на указанных месторождениях, фактически использован в следующих объемах: на Южно-Черемшанском месторождении в 2011 году 1,4 %, на Западно-Останинском месторождении в 2011 году 56,5 %, на Западно-Катыльгинском месторождении 47,8 %, Карасевском месторождении 0%, Катальгинском месторождении 51,6 %, на Игольско-Таловом месторождении 70,7 %.
В нарушении изложенных требований ответчиком незаконно были сожжены на факельных установках следующие объемы сожженного газа, подлежащего использованию в соответствии с проектом (тысячи метров кубических): на Южно-Черемшанском месторождении "данные изъяты"; на Западно-Останинском месторождении "данные изъяты", на Западно-Катыльгинском месторождении "данные изъяты", на Карасевском месторождении "данные изъяты"; на Катальгинском месторождении "данные изъяты", на Игольско-Таловом месторождении "данные изъяты".
Прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух.
Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. являются национальным достоянием.
Опасность сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках также подтверждается постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 N 7, согласно которому в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на 2012 и последующие годы установлен в размере не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.
В соответствии с п. 2 указанного постановления Правительства РФ выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках в размере более 5%, учитываются как сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Согласно ст.ст. 2, 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы загрязняющих веществ являются ограничениями выбросов окружающую среду, установленными на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; нормативы допустимых выбросов являются одним из видов нормативов допустимого воздействия, на окружающую среду устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц.
Нарушение ответчиком технических проектов разработки месторождений, связанное с рациональным использованием менее 95 % извлекаемого из недр попутного газа, влечет сверхлимитное загрязнение окружающей среды продуктами его сжигания на факельных установках, безусловно, свидетельствует о нарушении прав граждан на обеспечение благоприятной окружающей среды.
Действия ответчика нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
До настоящего времени проектный уровень использования растворенного газа на указанных месторождениях ОАО "Томскнефть" ВНК не достигнут.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способа защиты гражданских прав установлено присуждение к исполнению обязанности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объёма мероприятий, необходимых для создания соответствующих объектов переработки и инфраструктуры, а также степени экологической опасности изложенных нарушений, установленными техническими проектами минимальный уровень использования попутного газа (растворенного газа), добываемого на указанных месторождениях, должен быть обеспечен ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2013.
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области просит суд обязать ОАО "Томскнефть" ВНК в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к 01.01.2013 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Южно-Черемшанском, Карасевском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, Западно-Катальгинском, Катальгинском месторождениях, в соответствии на право пользования недрами и утвержденными в установленном порядке проектными документами на данные месторождения.
В судебном заседании представитель от имени истца старший помощник прокурора г. Стрежевой Башкаева Е.П., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, ответчиком в судебном заседание представлены документы за 1 квартал 2012 года, из которых следует, о нарушении минимального уровня использования добываемого растворимого газа (утилизации), что является основанием, для удовлетворения иска.
Представитель ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Лысых М.А., действующая на основании доверенности в письменных возражениях исковые требования находит не подлежащими удовлетворению. Требования, изложенные в иске, не могут быть реально исполнены, основания для обязания в 2012 году Общества выполнять в будущем к 01.01.2013 проектные показатели, установленные к выполнению в 2012, отсутствуют. В случае удовлетворения заявленных требований у ОАО "Томскнефть" ВНК возникает ситуация двойного установления одних и тех же показателей разработки указанных в иске месторождений, поскольку требования, которые выдвигаются прокурором, уже закреплены в лицензиях, проектными документами. Суд, не должен подменять собою законодателя. Правовой механизм принятия судебного акта "на будущее" у суда отсутствует.
Кроме того, отсутствуют какие - либо доказательства, подтверждающие доводы истца о нарушении Обществом права граждан на благоприятную окружающую среду. Ч.1 ст.11, ч.3 ст.13 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для контрольного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности.
В 2011 году ОАО "Томскнефть" ВНК сжигало попутный нефтяной газ и соответственно, осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Разрешения Обществу на основании утвержденных в установленном порядке Управлениями Ростехнадзор и Роспотребнадзора по Томской области с учетом обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Данные проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют положительные санитарно-эпидемиологические заключения, т.е. подтверждают, что соответствующие разрешения на выброс на нефтяных месторождениях, указанных в иске, соответствуют требованиям СанПина 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Государство признало допустимым и не причиняющим вред здоровью граждан сжигание всего объема газа, добываемого на нефтяных месторождениях, указанных в иске. Санитарно- эпидемиологические заключения подтверждают не только факт отсутствия ущерба гражданам, проживающим в населенных пунктах, но также и факт не превышения ответчиком максимальных концентраций вредных веществ в приземных слоях атмосферы непосредственно в зоне действия факельной установки. На расстоянии 300 м. от факельной установки концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе уже не превышает предельно-допустимых концентраций вредных веществ, установленных для населенных пунктов. При этом, все источники выбросов загрязняющих веществ Южно-Черемшанского, Карасевского, Западно-Останинского, Иольско-Талового, Западно-Катыльгинского, Катыльгинского нефтяных месторождений географически удалены от населенных пунктов. Государство в лице уполномоченных органов (Роспотребнадзор, Ростехнадзор) подтвердило, что выброс загрязняющих веществ, образующихся от сжигания на факеле всего добытого ответчиком ПНГ, не приносит вред окружающей природной среде и благополучию человека.
Так, в связи с не достижением Обществом в 2011 году установленных проектными документами уровней использования ПНГ на нефтяных месторождениях, указанных в исковом заявлении ответчик уплатил государству установленную плату за сверхлимитное негативное воздействие на окружающую среду в размере "данные изъяты" руб., что подтверждается прилагаемыми расчетами и копиями платежных поручений.
В настоящее время Общество принимает необходимые меры к выполнению проектных показателей утилизации нефтяного газа. На Игольско-Таловом месторождении введена в эксплуатацию "Вакуумная компрессорная станция на "УПСВ 36 куст", что позволили вовлечь в процесс утилизации газ концевой ступени сепарации УПСВ. За 4 месяца 2012 на данном месторождении уровень утилизации ПНГ составил 88,2%.
На Катыльгиснком и Западно-Катыльгинском нефтяном месторождениях в составе скважинной продукции ПНГ поступает непосредственно на установку подготовки нефти площадки ЦПС Пионерного. Процент утилизации по итогам 4 месяцев 2012 по Катыльгинскому нефтяному месторождению составил 41,5%. Западно-Катыльгинская площадка имеет собственный объект подготовки нефти-УПВС, откуда сепарированный газ транспортируется до врезки в проходящий по территории месторождения межпромысловый газопровод Первомайское - Катыльгинское. С учетом этого процент утилизации по итогам 4 месяцев 2012 года по Западно-Катыльгинскому месторождению составил уже 93,6%.
На Южно-Черемшанском месторождении ОАО "Томскнефть" ВНК проведен тендер и выбрана организация, оказывающая услуги по выработке электрической энергии из попутного нефтяного газа.. Победителем признано ООО " Норд Сервис". После заключения договора будут определены точные сроки пуска оборудования, что позволит уже к 2013 году выти на проектный, 95% уровень использования добываемого ПНГ.
Согласно целевой газовой программе площадку Двуреченского месторождения планируется использовать как центр сбора ПНГ и выработки электроэнергии с вводом в эксплуатацию в 2013 году, для утилизации газа Карасевского месторождения и достижением 95% его утилизации.
Для достижения 95% уровня утилизации ПНГ на Западно -Останинском нефтяном месторождении в Бизнес-план ОАО "Томснефть" ВНК на 2012-2016г.г. включены мероприятия по строительству трубопровода, который позволит транспортировать объем ранее невостребованного газа.
Кроме того, в настоящее время, т.е. до истечения установленного проектными документами отчетного периода (один календарный год) установить факт невыполнения Ответчиком требований проектных документов и квалифицировать действия Общества как неправомерные и нарушающие права и интересы неопределенного круга лиц, не представляется возможным.
Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. В силу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года все лица равны перед судом.
Согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, а согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый в случае спора и его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Таким образом, Конвенция имеет целью защиту конкретных действительных прав.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст.35 Закона РФ "О недрах" основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.2 вышеуказанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические ресурсы и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пользователи недр в соответствии со ст.9 Закона "О недрах" могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ " Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа)- совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда- окружающая среда, качество которой обеспечивает устройство функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду-воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводит к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают. негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое, функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования, и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории, в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства. Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона N 96-ФЗ).
Наличие вредных выбросов (оксидов азота и серы, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является - общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ.
Согласно геологическому словарю под редакцией К.Н. Паффенгольца, попутными нефтяными газами являются газы, находящиеся в нефтяной залежи в растворенном в нефти состоянии и выделяющиеся из неё при снижении давления. В них сосредоточены основные запасы углеродов С2-С4, генетически тесно связанных с нефтью и являющиеся важнейшим сырьем для химической промышленности. Их основными компонентами являются углеводороды до метана и гексана.
Согласно терминологии, принятой Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 8.615-2005 попутный нефтяной газ-смесь углеводородных и не углеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе её добычи.
Из письменных возражений, представленных представителем ответчика, пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ответчик не исполняет условия лицензии, и в настоящее время не имеет возможности выполнять установленные проектной документацией требования об утилизации попутного нефтяного газа.
При этом ответчиком не исполняются не только условия предоставления ему права на пользования недрами, установленные лицензией, но и законодательные акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
Так в разделе 7 Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 N1663-р (ред. 14.12.2009) "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 21012 года и перечня проектов по их реализации" закреплено, что в число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологических предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Одним из основных направлений деятельности в этой сфере является совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95%.
Согласно требованиям ст.ст.7,11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланка с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст.12 Закона РФ "О недрах" лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускаются только при согласовании пользователя недр и органов, предоставляющих лицензию, либо в условиях, установленных законодательством.
В ст.22,23,23.2 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (ном, правил) по технологии ведения работ, связанных с использованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнение недр при проведении работ, связанных с использованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Аналогичные требования закреплены в п.3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N71).
Действующими проектными документами разработки указанных в иске месторождений являются:
"Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Черемшанского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N4549 от 26.03.2009, Западно-Останинского месторождения, согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N5077 от 17.02.2011, Западно-Катыльгинского месторождения, согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N4668 от 10.09.2009, Игольско-Талового месторождения" согласованное протоколом ЦКР Роснедра N5007 от 28.12.2010 ;
- "Проект пробной эксплуатации Карасевского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N4946 от 02.12.2010;
-" Авторский надзор за реализацией проекта разработки Катыльгинского месторождения", согласованное протоколом ЦКР Роснедра N4742 от 26.11.2009;
В соответствии с указанными проектными документами минимальный уровень использования растворенного газа на названных выше месторождениях установлен в 2011 г. (%):
-Южно-Черемшанское "данные изъяты";
-Западно-Останинское "данные изъяты";
- Западно-Катыльгинское "данные изъяты";
- Карасевское "данные изъяты";
-Катыльгиское "данные изъяты";
-Игольско- Таловое "данные изъяты".
Согласно представленной обществом государственной статистической отчетности в 2011 году растворимый попутный нефтяной газ, добытый на указанных месторождениях, использован в следующих объемах (% фактического использования в 2011 ):
-Южно-Черемшанское "данные изъяты";
-Западно-Останинское "данные изъяты";
- Западно-Катыльгинское "данные изъяты";
- Карасевское "данные изъяты";
-Катыльгиское "данные изъяты";
-Игольско- Таловое "данные изъяты".
Пользователями недр в соответствии со ст. 9 Закона "О недрах" могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Предоставление недр в пользование в соответствии со ст.11 Закона "О недрах" оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензий на право пользования недрами Томской области ТОМ N "данные изъяты" от 31.12.2009 Южно-Черемшанского месторождения Каргасокского района, сроком 29.12.2018, ТОМ N "данные изъяты" от 17.09.1998 Карайско- Моисеевского (Карасевское) сроком 16.09.2021, ТОМ N "данные изъяты" сроком 30 июня 2039, ТОМ N "данные изъяты" от 17.09.1998 Катыльгинского сроком 16.09.2021, ТОМ N "данные изъяты" Западно-Останинского сроком 25 марта 2039, ТОМ N "данные изъяты" Игольско -Талового сроком 24 января 2039, ТОМ N "данные изъяты" Западно- Катыльгинского сроком 30 июня 2039 на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти и газа.
Между ОАО "Томснефть" ВНК и Российской Федерацией, от имени которой выступал уполномоченный представитель Федерального агентства по недропользованию по нефтяным месторождениям Южно-Черемшанском, Карасевском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, Западно-Катыльгинском, Катыльгинском месторождениях, были подписаны Лицензионные соглашения о добыче нефти и газа в пределах всех вышеуказанных лицензионных участках, являющихся неотъемлемой частью лицензий по каждому нефтяному месторождению.
Согласно п.7.1.1, 7.1.2.,7.3, 7.5.1, 3.5, 4.1.9. владелец лицензий осуществляет все работы, соблюдая законодательство Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты Томской области, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации; утвержденные отраслевые инструкции, правила, нормативы; в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией. Владелец лицензии несет полную ответственность за подготовку и эффективную реализацию годовой программы. Производить замер углеводородов, соблюдать установленные нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и выход на максимальную мощность. Обеспечить объем утилизации газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождений, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95%.
Согласно пункту 7.5 ГОСТ 53713 -2009 "Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки" утвержденного и введенного в действие Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года N1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечить уровень его использования не менее 95%.
Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом и условиями лицензирования деятельности по использованию недр обязанностей противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.
Пунктом 4 раздела 6 Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа её реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана.
В 2011 году ОАО "Томскнефть" ВНК в нарушение требований закона сожжено на факельных установках следующие объемы сожженного газа, подлежащего использованию в соответствии с проектом (тысячи метров кубических): на Южно-Черемшанском месторождении "данные изъяты"; на Западно-Останинском месторождении "данные изъяты", на Западно-Катыльгинском месторождении "данные изъяты", на Карасевском месторождении "данные изъяты"; на Катальгинском месторождении "данные изъяты", на Игольско-Таловом месторождении "данные изъяты".
Как ранее было указано, согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 4.05.1999г. "Об охране атмосферного воздуха" основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиками мер по достижению максимального уровня использования - утилизации, нарушении требований проектного документа на разработку нефтяных месторождений указанных в иске и невыполнении условий лицензий на право пользования недрами Томской области, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.
Нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью создают угрозу здоровью людей.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком то обстоятельство, что ОАО "Томскнефть" ВНК не выполнило требования законодательства по утилизации попутного нефтяного газа в 2011 году, так и за квартал 2012 года, суд сомневается в том, что эти требования будут выполнены ответчиком в течение последующих кварталов в 2012 году.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что с данным иском имеет право обратиться в суд только Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, т.к. это противоречит требованиям ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Доводы представителя ответчика о том, что за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в соответствии со ст.14 ФЗ "Об окружающей природной среды" и п.5 Порядка определения платы за её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N632, с ответчика в бюджет взимается плата, а также, что за нарушение установленного на 2011 г. уровня использования попутного природного газа ОАО "Томскнефть" ВНК подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, не могут быть принято судом во внимание, т.к. взимание указанной платы и штрафа не освобождает ответчика от исполнения вышеуказанных норм утилизации попутного нефтяного газа.
Доводы представителя ответчика о том, что об исполнении или неисполнении требований об использовании попутного нефтяного газа в 2012 в размере 95% станет известно только по итогам 2012 года, не являются основанием для отказа в иске, поскольку соответствующее требование в соответствии с действующим законодательством ответчику надлежит исполнять с 01.01.2012.
Факт принятия ответчиком всех возможных мер для достижения проектного уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95%, не является основанием для отказа в иске, поскольку из представленных документов следует, что за 1 квартал 2012 года, данные нарушения имеют место, о чем в судебном заседании не оспаривалось представителем ответчика.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь указанной нормой, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточно Нефтяной Компании обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество "Томскнефть" Восточно-Нефтяной Компании к 01.01.2013 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Южно-Черемшанском, Карасевском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, "данные изъяты", Катальгинском месторождениях, в соответствии на право пользования недрами и утвержденными в установленном порядке проектными документами на данные месторождения.
Взыскать с ОАО "Томскнефть" ВНК в бюджет муниципального образования "Городской округ Стрежевой" расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Родионова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.