Решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 18 февраля 2011 г.
(Извлечение)
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя заявителя - помощника Алапаевского прокурора Свердловской области Шепелева А.В.,
заинтересованного лица - представителя Думы Муниципального образования город Алапаевск Бабаевой М.А., действующей по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Куткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Свердловского транспортного прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский транспортный прокурор (далее - Прокурор) в порядке ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Алапаевский городской суд с заявлением о признании незаконными "Правил землепользования и застройки муниципального образования города Алапаевск и сельских населенных пунктов муниципального образования город Алапаевск", утвержденных решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ. N (далее - Правила).
Прокурор просит признать незаконным и недействующим со времени принятия положение главы 1 Правил, в соответствии с которым зона объектов железнодорожного транспорта включена в территориальную зону муниципального образования.
В обоснование требования Прокурор в заявлении и его представитель в судебном заседании указали на то, что утвержденные решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N Правила, опубликованные в приложении "Алапаевская газета" N 9 от 05.03.2009 г. "Вестнике главы и Думы МО город Алапаевск", не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование несоответствия части оспариваемого нормативного правового акта Прокурор сослался на следующее:
Оспариваемые Правила регламентируют деятельность юридических и физических лиц, а также должностных лиц в отношении: градостроительного зонирования территории города и установления градостроительных регламентов по видам, параметрам и характеристикам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Правил решения по застройке и землепользованию принимаются на основе установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах зон и распространяются на все расположенные в одной и той же зоне земельные участки, равно как все, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Регламент земельных участков определяется на основании его размещения в определенную зону и установленных там видов использования. Согласно ч. 4 ст. 2 Правил они обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность на территории города Алапаевска. В силу главы 1 Правил на территории города могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: рекреационные, жилые, общественно-деловые, производственные, специального назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, сельскохозяйственного использования и другие. Территория города Алапаевска в соответствии с картой территориального зонирования разделяется на десять основных территориальных зон: Ж - Жилая (селитебная) зона; О - Общественно-деловая зона; П - Промышленная зона; И - Зона инженерной инфраструктуры; Т - Зона транспортной инфраструктуры; СХ - Сельскохозяйственная зона; Р - Рекреационная зона; С - Специальная зона; К - Коммунальная зона; В - водные объекты.
Правилами установлена зона объектов железнодорожного транспорта (Т-1) - зона, необходимая для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта. Основные разрешенные виды использования: предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта, расположенные на предоставленных им земельных участках, для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, развитию наземных зданий, строений, сооружений, трубопроводов, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; железнодорожные узлы и станции; погрузочно-разгрузочные платформы. Вспомогательные виды использования: жилые дома для работников железной дороги; предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта; диспетчерские и контрольно-пропускные пункты; лесополосы; малые архитектурные формы; инженерные сооружения.
Положения главы 1 Правил противоречат федеральному законодательству, что выражается в следующем:
согласно п. п. 6 и 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земельные участки, предназначенные для размещения защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, а также земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, относятся к полосе отвода железных дорог и являются землями железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утв. постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264, земельные участки в полосах отвода железнодорожных путей общего пользования являются федеральной собственностью и подлежат передаче в аренду ОАО "РЖД" на срок 49 лет.
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно п. 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Таким образом, по мнению заявителя, действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право осуществлять территориальное зонирование и устанавливать правила землепользования в отношении земель железнодорожного транспорта, являющихся собственностью Российской Федерации.
Кроме того, установление в правилах землепользования - земель железнодорожного транспорта является нарушением прав собственника земель - Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" строго определены земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, поэтому органы местного самоуправления не могут устанавливать зоны объектов железнодорожного транспорта, поскольку это не относится к их компетенции.
ДД.ММ.ГГГГ Свердловским транспортным прокурором на Правила, утвержденные решением Думы МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N, был принесен протест в порядке ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", который решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N был необоснованно отклонен.
Представитель Думы МО г. Алапаевск с заявлением Прокурора об оспаривании нормативного правового акта не согласился, считает, что порядок принятия, подписания и опубликования нормативного правового акта соблюден, а также оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Закону, в связи с чем представитель Думы МО г. Алапаевск просит отказать Прокурору в удовлетворении заявления.
Так в возражение на требование Прокурора представитель Думы МО г. Алапаевск в отзыве и в судебном заседании указал на то, что Думой МО г. Алапаевск были приняты оспариваемые Правила.
В обоснование того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой МО г. Алапаевск в пределах ее компетенции и соблюдением порядка (процедуры) принятия нормативного правового акта представитель Думы МО г. Алапаевск ссылался на то, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к исключительным полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Согласно пункту 10 части 3 статьи 27 Устава Муниципального образования город Алапаевск к полномочиям Думы Муниципального образования город Алапаевск относится утверждение правил землепользования и застройки Муниципального образования город Алапаевск.
В обоснование соблюдения порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта представитель Думы МО г. Алапаевск сослался на то, что в соответствии с частью 2 статьи 55 Устава субъектом правотворческой инициативы выступил глава МО г. Алапаевск, внесший проект оспариваемого решения. На основании статей 102, 103, 105, 106 Регламента Думы МО г. Алапаевск проект Решения был рассмотрен комиссией по местному самоуправлению, муниципальной собственности и правоохранительной деятельности ДД.ММ.ГГГГ и направлен для рассмотрения на заседании Думы с предложением принять Решение.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Устава Муниципального образования город Алапаевск заседание Думы Муниципального образования город Алапаевск правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от избранного состава Думы. На ДД.ММ.ГГГГ в Думу Муниципального образования город Алапаевск избрано 19 депутатов, на заседании Думы присутствовало -19.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно части 2 статьи 26 Устава Муниципального образования город Алапаевск установленная численность депутатов составляет 20 депутатов. То есть для принятия решения необходимо было не менее 11 голосов.
"За" принятие Решения голосовали - 19, "против" - 0 депутатов, "воздержался" - 0 депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ Решение Думы было направлено главе МО г. Алапаевск для подписания и обнародования. ДД.ММ.ГГГГ Решение главой МО г. Алапаевск было подписано.
В соответствии со статьей 59 Устава нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты применению не подлежат. Официальным опубликованием нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Муниципального образования город Алапаевск", принятого Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ N официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в "Алапаевской газете", если иное не установлено самим муниципальным правовым актом.
ДД.ММ.ГГГГ Решение было направлено в "Алапаевскую газету" для опубликования и ДД.ММ.ГГГГ Решение было опубликовано в 9 номере "Алапаевской газеты".
Таким образом, представитель Думы МО г. Алапаевск считает, что Дума приняла оспариваемые Правила в пределах своей компетенции в соответствии с установленной процедурой принятия и опубликования нормативных правовых актов.
В возражение на доводы Прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Закону, то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, представитель Думы МО г. Алапаевск указал на то, что в соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 8 той же статьи производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Таким образом, сам Градостроительный кодекс Российской Федерации предписывает органам местного самоуправления на своих территориях выделять зону инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В оспариваемых Правилах вся территория муниципального образования разделена на зоны и в соответствии с градостроительным законодательством для каждой зоны прописан свой градостроительный регламент. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, которые исключали бы из полномочий органов местного самоуправления право устанавливать определенные виды зон, в том числе зону железнодорожной инфраструктуры.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя - Алапаевского городского прокурора Шепелева А.В., представителя заинтересованного лица Думы МО город Алапаевск Бабаевой М.А., суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 17. Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N 48 от 29.11.2007 г. при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе
правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Прокурор не ссылался и судом не установлено, что Думой МО г. Алапаевск был нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Судом установлено, что оспариваемое решение Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования города Алапаевск и сельских населенных пунктов муниципального образования город Алапаевск" было принято надлежащим компетентным субъектом с соблюдением установленной Уставом и Регламентом Думы МО г. Алапаевск процедуры, а решение в соответствии с Положением "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Муниципального образования город Алапаевск" официально опубликовано в "Алапаевской газете".
Кроме того, оспариваемый акт принят в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, поэтому суду надлежит проверить только, соответствует ли содержание части оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N 48 от 29.11.2007 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Правил решения по застройке и землепользованию принимаются на основе установленных настоящими Правилами градостроительства регламентов, которые действуют в пределах зон и распространяются на все расположенные в одной и той же зоне земельные участки, равно как все, что находятся над поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Регламент земельных участков определяется на основании его размещении я в определенную зону и установленных там видов использования.
Согласно ч. 4 ст. 2 Правил они обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность на территории города Алапаевска.
В силу главы I Правил на территории города могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: рекреационные, жилые, общественно-деловые, производственные, специального назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, сельскохозяйственного использования и другие. Территория города Алапаевска в соответствии с картой территориального зонирования разделяется на десять основных территориальных зон: Ж - жилая (селитебная) зона, О - Общественно-деловая зона; П - Промышленная зона; И - Зона инженерной инфраструктуры; СХ - Сельскохозяйственная зона; Р - рекреационная зона; С - Специальная зона; К - Коммунальная зона; В - водные объекты.
Правилами установлена зона объектов железнодорожного транспорта (Т-1) - зона, необходимая для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта. Основные разрешенные виды использования: предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта, расположенные на предоставленных им земельных участках, для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, развитию наземных зданий, строений, сооружений, трубопроводов, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; железнодорожные узлы и станции; погрузочно-разгрузочные платформы. Вспомогательные виды использования: жилые дома для работников ЖД; предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта; диспетчерские и контрольно-пропускные пункты; лесополосы малые архитектурные формы; инженерные сооружения.
Положения главы 1 Правил противоречат федеральному законодательству, в связи с чем подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
Так, согласно п. 6, п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальны и (или максимальны) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к Федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у частников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", земельные участки, предназначенные для размещения защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, а также земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, относятся к полосе отвода железных дорог и являются землями железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 264), земельные участки в полосах отвода железнодорожных путей общего пользования являются федеральной собственностью и подлежат передаче в аренду ОАО "РЖД" на срок 49 лет.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06ю10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросу местного значения городского округа относится в т.ч. утверждение правил землепользования и застройки расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
При этом, в соответствии с частью 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок регулирования отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность органам местного самоуправления осуществлять территориальное зонирование и устанавливать правила землепользования в отношении земель железнодорожного транспорта, являющихся собственностью Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N17-ФЗ, строго определены земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах, органы местного самоуправления не могут устанавливать зоны объектов железнодорожного транспорта, поскольку это не относится к их компетенции.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом установлено, что нормативно правовой акт органа местного самоуправления, не соответствующие законодательству Российской Федерации, то следует признать незаконным и недействующим со времени принятия положение главы 1 "Правил землепользования и застройки муниципального образования города Алапаевск и сельских населенных пунктов муниципального образования город Алапаевск", утвержденных решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в территориальную зону муниципального образования зону объектов железнодорожного транспорта.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Свердловского транспортного прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со времени принятия положение главы 1 "Правил землепользования и застройки муниципального образования города Алапаевск и сельских населенных пунктов муниципального образования город Алапаевск", утвержденных решением Думы МО г. Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в территориальную зону муниципального образования зону объектов железнодорожного транспорта.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Кокшаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.