РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шляпникова С.В. об оспаривании решения межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 на Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка по заявлению Шляпникова С.В. для строительства гаражного бокса по "адрес" с предварительным согласованием места размещения гаражного бокса в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, с информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Решение суда вступило в законную силу 19.08.2010, в связи с чем, 20.09.2010 взыскателю Шляпникову С.В. выдан исполнительный лист серии ВС N.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Брухновой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N о понуждении должника - Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил обеспечить выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению взыскателя Шляпникова С.В.
Решением межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Шляпникова С.В. о предварительном согласовании места размещения объекта на основании решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано отказать в размещении объекта - индивидуального гаражного бокса по "адрес" в городе Нижний Тагил ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Новоселов П.А. обратился в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа серии ВС N от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 в разъяснении способа исполнения решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 судебному приставу-исполнителю отказано в связи с исполнением решения суда по иску Шляпникова С.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил об оспаривании решения об отказе в выборе земельного участка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 исполнительное производство N от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, пункт 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
31.08.2011 взыскатель Шляпников С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N.
В заявлении Шляпниковым С.В. также включено требование об отмене решения межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N.
В обоснование своих требований взыскатель указал, что ДД.ММ.ГГГГ должником была представлена выписка из протокола N заседания межведомственной комиссии по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории муниципального образования город Нижний Тагил, в соответствии с которой комиссия, рассмотрев вопрос об исполнении решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, отказала Шляпникову С.В. в его требованиях, решив, что размещение индивидуального гаражного бокса не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89*.
Шляпников С.В. полагает, что указанное решение комиссии противоречит решению суда от 18.05.2010 и не является его надлежащим исполнением. Соответственно решение суда на сегодняшний день не исполнено и исполнительное производство не может считаться оконченным.
Решением суда от 09.11.2011 в заявлении Шляпникову С.В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Елисеевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N от ДД.ММ.ГГГГ отказано полностью.
Определением суда требования Шляпникова С.В. об оспаривании решения межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство ввиду отсутствия оснований для совместного рассмотрения в порядке статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящее судебное заседание заявитель Шляпников С.В. не явился и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - Администрации города Нижний Тагил, Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил и Межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил в судебное заседание также не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению заявления.
В письменных возражениях от 11.10.2011 представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил указал, что решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 полностью исполнено должником путем передачи заявления взыскателя Шляпникова С.В. на рассмотрение межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил, решением которой от 26.08.2010 Шляпникову С.В. отказано в размещении объекта - индивидуального гаражного бокса ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне жилой застройки.
Исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Шляпникова С.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая его статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации), и спорить с государством в лице любых его органов (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 N 4-П и от 02.07.1998 N 20-П).
Таким образом, возможность обжаловать принятые органами государственной власти, должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статье 258 Кодекса, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса.
Согласно статье 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Поскольку в силу части 4 статьи 198 Кодекса в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.
Суду также следует учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 ""О судебном решении").
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Оспариваемое Шляпниковым С.В. решение межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным требованиям закона не отвечает, поскольку не носит властный характер и не порождает предполагаемых правовых последствий для заявителя либо иных лиц.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 17.07.2006 N 767 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил.
Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения или развития (в том числе перепрофилирования) объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории города Нижний Тагил.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заинтересованному лицу необходимо представить:
1) заявление о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта;
2) заключение (декларацию) о выделении земельного участка для строительства, согласованное главой соответствующего района;
3) предпроектные проработки намечаемого объекта (при необходимости);
4) иные документы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
На основании представленных материалов Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города готовит материалы в объеме, необходимом для принятия межведомственной комиссией объективного решения о целесообразности размещения (реконструкции, перепрофилирования) объекта.
Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдать акт выбора земельного участка;
2) отложить на определенный срок рассмотрение вопроса для предоставления заинтересованными лицами дополнительной информации или урегулирования спорных вопросов;
3) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города об отказе в размещении объекта и выдать письменный ответ заявителю с обязательным указанием причины (причин) повлекшей принятие такого решения со ссылкой на действующие нормы и правила.
При принятии решения Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, Комиссией составляется акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства либо акт обследования земельного участка под существующим строением (сооружением), который подписывается членами Комиссии и иными лицами, принимавшими участие в работе Комиссии по выбору земельного участка. Каждая подпись должна быть удостоверена соответствующей печатью.
Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города на основании оформленного надлежащим образом акта выбора земельного участка для строительства осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта.
Указанные акты входят в состав материалов предварительного согласования места размещения объекта строительства либо в состав материалов по предоставлению испрашиваемого участка, которые утверждаются постановлением Главы города, содержащим условия предоставления и порядок использования земельного участка, отводимого для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта.
Таким образом, с учетом вышеперечисленной компетенции, межведомственная комиссия по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил не является органом, уполномоченным на принятие собственно решений о предварительном согласовании либо об отказе в согласовании места размещения объектов.
Оспариваемое решение межведомственной комиссии, оформленное выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, носит рекомендательный характер и не обязывает Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города к принятию какого-либо конкретного решения, в том числе о предоставлении либо об отказе в предоставлении спорного земельного участка.
В настоящее время Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2010 N 2228 утверждено новое Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Постановление Главы города Нижний Тагил от 17.07.2006 N 767 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил" признано утратившим силу.
В соответствии с новым порядком рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта к компетенции Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил отнесено обеспечение организационной деятельности межведомственной комиссии.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заявителю необходимо представить в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города заявление о выделении земельного участка для строительства объекта. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать Администрации города оформить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории;
2) рекомендовать Администрации города отказать в выборе земельного участка для строительства с указанием причины (причин) отказа.
Выписка из протокола заседания Комиссии выдается заявителю в семидневный срок с даты подписания протокола.
Таким образом, начиная с 15.10.2010 (дата опубликования в газете "Горный край") Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил также не наделено правом принятия даже промежуточных решений на стадии предварительного согласования места размещения объекта и предоставления земельных участков.
Разрешение по существу спорного вопроса отнесено исключительно к компетенции Администрации города Нижний Тагил и подлежит оформлению соответствующим постановлением Главы города с учетом предложений межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Таким образом, решение межведомственной комиссии, оформленное выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит оспариванию по правилам главы 25 Кодекса, что не лишает Шляпникова С.В. права оспорить в суде действия (бездействие) органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, а также решений о предоставлении земельных участков для строительства в соответствии со статьями 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица и по любому поводу.
Реализация этого права осуществляется на основании принятых в развитие Основного закона Российской Федерации норм федерального законодательства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2011 N 44-В11-5).
В Определении от 24.05.2005 N 169-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Согласно статье 256 Кодекса гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 Закона от 27.04.1993 N 4866-1.
Принимая во внимание положения статьи 256 Кодекса, необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела второго Кодекса, то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом (судьей) по своей инициативе. Возможность применения срока исковой давности в зависимости от заявления ответчика закон связывает только с частноправовыми отношениями (гражданскими, семейными и т.п.).
Как следует из содержания заявления, оспариваемое решение межведомственной комиссии, оформленное выпиской из протокола N, получено Шляпниковым С.В. ДД.ММ.ГГГГ, являлось предметом судебного разбирательства в том же суде при рассмотрении заявления судебного пристава-исполнителя о разъяснении решения суда, о чем непосредственно указано в определении от 18.02.2011 (л. д. 25).
Каких-либо уважительных причин пропуска трехмесячного срока, установленного статьей 256 Кодекса, заявителем не названо, соответствующие доказательства суду не представлены, пропуск процессуального срока носит значительный характер и срок не подлежит восстановлению судом, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявлении Шляпникову С.В. об оспаривании решения межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N, пункт 14) отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.