РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В период с 10.08.1978 по настоящее время Арефьев А.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях среднего медицинского и врачебного персонала, в том числе до 03.06.2004 в составе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
30.08.2011 Арефьев А.В. представил в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил) документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста, в порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 N 725082 из специального трудового стажа Арефьева А.В. исключены периоды работы:
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
так как документально не подтверждены: осуществление врачебной деятельности в должности руководителя учреждения (структурного подразделения), наименования структурных подразделений, в которых осуществлялась врачебная деятельность, и наличие стационара; наименования учреждений здравоохранения: "Нижнетагильское городское лечебно-профилактическое производственное объединение "Психиатрия" и "Муниципальное лечебно-производственное предприятие "Психиатрия" не предусмотрены действующим законодательством, а также начиная с 01.11.1999 не соблюдалось требование о выполнении врачебной работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки,
пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Постановление N 464, Список от 06.09.1991);
приложение N 3 "Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения" к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 (далее - Номенклатура от 15.10.1999, Положение от 15.10.1999);
Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (далее - Номенклатура от 03.11.1999);
пункт 1 Правил исчисления срока выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (далее - Правила от 22.09.1999, Постановление N 1066);
пункты 3, 4, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Постановление N 781, Правила от 29.10.2002, Список от 29.10.2002).
Так же решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 N 725082 из специального трудового стажа Арефьева А.В. исключено время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней), ДД.ММ.ГГГГ (01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней),
так как в указанные периоды не осуществлялась лечебная деятельность, пункт 5 Разъяснений N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила от 11.07.2002, Постановление N 516).
Кроме того, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования на имя Арефьева А.В. с даты регистрации ДД.ММ.ГГГГ не содержится код особых условий труда (реквизиты "выслуга лет" и "условия для назначения досрочной трудовой пенсии") в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, статья 96 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", статья 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения независимо от возраста Арефьеву А.В. отказано.
29.11.2011 Арефьев А.В. обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ в городе Нижний Тагил о признании права на досрочное назначение (получение) трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 30.08.2011 и возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды работы заведующим женским отделением N 4, заместителем директора по лечебным вопросам, заместителя главного врача по лечебным вопросам Городской психиатрической больницы, Нижнетагильского городского лечебно-профилактического производственного объединения "Психиатрия", Муниципального лечебно-производственного предприятия "Психиатрия", Муниципального учреждения здравоохранения "Психиатрическая больница" и Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в календарном исчислении и назначить трудовую пенсию по старости с 30.08.2011.
В обоснование своих требований Арефьев А.В. указал, что полагает решение Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 за N 725082 незаконным, поскольку в течение всех вышеуказанных спорных периодов работы в Психиатрической больнице города Нижний Тагил истец постоянно выполнял трудовые обязанности врача-специалиста (психиатра).
В основу решения от 10.11.2011 за N 725082 ответчиком положено ошибочное утверждение о том, что "совместительство не может рассматриваться как осуществление врачебной деятельности в основной должности". Данный вывод сделан без учета особенностей регулирования труда и его оплаты, установленных трудовым законодательством для медицинских работников. Выполнение различных видов работ в пределах одного учреждения здравоохранения не считается внутренним совместительством (статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Совета Министров РСФСР от 17.01.1991 N 27). Трудовые обязанности врача-специалиста выполняются Арефьевым А.В. в течение всего рабочего дня и по существу исполняются в порядке совмещения должностей в течение основного рабочего времени (статья 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации), а не в свободное от основной работы время как при совместительстве (статья 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
Величина ставки врача-специалиста (0,25 и 0,5) определяет не продолжительность рабочего времени, а размер доплаты за совмещение должностей, поэтому искусственное разделение для оценки пенсионных прав рабочего времени истца в должности заместителя руководителя и в должности врача-специалиста не соответствует требованиям закона.
Пункт 4 Правил от 29.10.2002, устанавливая требование о выполнении работы в режиме нормальной (сокращенной) продолжительности рабочего времени для соответствующей должности, не регламентирует количество рабочего времени по признакам интенсивности, напряженности либо количества труда в ином (не временном) исчислении.
Исключение решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 за N 725082 из специального трудового стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации также произведено ответчиком без учета судебной практики, в частности, разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2006.
С учетом исключенных периодов общая продолжительность лечебной и иной деятельности Арефьева А.В. по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 30 лет 20 дней и является основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения 30.08.2011.
Представитель ответчика - главный специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил Толстоноженко Ю.А. иск Арефьева А.В. не признала полностью и указала, что оценка пенсионных прав истца произведена на основании действующего и ранее действовавшего пенсионного законодательства. К зачету в специальный стаж лечебной деятельности приняты периоды работы истца продолжительностью 10 лет 10 месяцев 05 дней.
Ряд наименований лечебного учреждения, в котором работал Арефьев А.В. в спорный период, не соответствуют положениям пенсионного законодательства и тождественность наименований должна устанавливаться на федеральном уровне. Другие органы, в том числе судебные, не вправе самостоятельно толковать и расширять списки.
В должности заместителя руководителя лечебного учреждения истец выполнял врачебную работу на условиях внутреннего совместительства, что следует рассматривать как отдельный трудовой договор и не является доказательством осуществления лечебной (врачебной) деятельности в должности руководителя. В свою очередь, выполнение врачебной работы в тот же период осуществлялось истцом на неполную ставку заработной платы (0,5), в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ не выполнялось требование Постановления N и пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ.
В периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Арефьевым А.В. не осуществлялась лечебная деятельность, с которой закон связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Арефьева А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 1.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьям 7, 27 пункт 1 подпункт 20 Федерального закона в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного срока лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03 июня 2004 года.
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года (статья 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона (статья 120 Конституции Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6.03.2003 N 107-О, пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8).
Принятая ответчиком к зачету лечебная и иная деятельность Арефьева А.В. по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим пенсионным законодательством составила 09 лет 11 месяцев 25 дней по состоянию на 30.08.2011, по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до введения в действие нового правового регулирования, учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, - 10 лет 10 месяцев 05 дней (л. д. 8-15, 26).
Согласно статье 13 Федерального закона, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению?, утвержденному Постановлением Минтруда России от 27.02.2002 N 16, Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается по документам, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации.
Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971, статьи 57, 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225, все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений и имеют в пределах соответствующего раздела свой порядковый номер.
В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
В трудовой книжке Арефьева А.В. имеются записи:
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка от 31.03.2011).
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона (в том числе пунктом 1 статьи 27), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Вместе с тем, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции (занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и так далее).
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поэтому после 01.01.2010 при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в пункте 3 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года).
Из уточняющей справки Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" от 02.11.2011 N 116-к и копий приказов по лечебному учреждению следует, что в период с 10.08.1978 по настоящее время Арефьев А.В. работает в составе Психиатрической больницы города Нижний Тагил:
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
В те же периоды работы по основной должности Арефьев А.В. в составе Психиатрической больницы города Нижний Тагил осуществлял врачебную деятельность, оформленную приказами о внутреннем совместительстве (ведении работы руководителем по специальности в пределах рабочего времени по основной должности) и отраженную в лицевых счетах по заработной плате (л. д. 65-94, 186-190):
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
В соответствии со статьями 19, 22 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.
Наличие у Арефьева А.В. высшего медицинского образования по специальности "лечебное дело", а также специализации врача-психиатра, подтверждаются копиями диплома, удостоверения о прохождении интернатуры, свидетельствами о прохождении повышения квалификации и сертификатом специалиста по психиатрии (л. д. 209-218).
Списком от 29.10.2002 в разделах "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, должность среднего медицинского персонала - медицинская сестра (медицинский брат), больницы всех наименований.
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 Правил от 29.10.2002).
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей (пункт 4 Правил от 29.10.2002).
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке (пункт 5 Правил от 29.10.2002).
В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (пункт 6 Правил от 29.10.2002).
Ранее применявшийся при оценке пенсионных прав Список от 06.09.1991 и Постановление N 464 предусматривали включение в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения всех видов лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) всех форм собственности и должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Постановлением N 1066 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком от 06.09.1991, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением N 1066.
Для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения необходимо подтверждение того обстоятельства, что работа (в период после 01.11.1999) в соответствующих должностях врачей и среднего медперсонала в государственных и муниципальных учреждениях, выполнялась в течение полного рабочего дня (пункт 2 телетайпограммы Минтруда России от 02.02.2000 N 711-ВР и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.02.2000 N КА-06-31/1143).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229 и Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 N 627, предусмотрены:
учреждения здравоохранения:
больницы, в том числе городская, психиатрическая, диспансеры, включая психоневрологический;
должности медицинского персонала:
руководители учреждений, в том числе заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника),
руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.), в том числе заведующий,
врачи, в том числе врач-интерн, врачи-специалисты, включая врач-психиатр,
средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра.
Лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО).
Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.
Наименования должностей заместителей руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет (например, "заместитель главного врача по медицинской части").
Наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Наименование должности "заведующий" (структурным подразделением) дополняется наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения. Например: "врач-терапевт", "заведующий отделением - врач-хирург".
В учреждениях здравоохранения должности: "медицинская сестра", замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: "медицинский брат (медбрат)".
Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами-психиатрами, указываются в уставных документах (статья 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 522 утверждены:
Положение об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь;
Положение о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов;
Положение об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.
Учреждением, оказывающим внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по оказанию психиатрической помощи.
Виды психиатрической помощи, оказываемые данными учреждениями, указываются в лицензиях.
Психиатрическую помощь оказывают самостоятельные специализированные учреждения и структурные подразделения других лечебно-профилактических, учебных и научно-исследовательских учреждений.
Учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, является юридическим лицом, действующим в соответствии с уставом, утверждаемым в установленном порядке. В своей деятельности учреждение руководствуется Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", другими законами и нормативными правовыми актами.
Организация и ликвидация государственных и муниципальных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления.
Деятельность учреждения (подразделения) по оказанию психиатрической помощи, специальному обучению и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется по территориальному принципу.
Лечебно-производственное государственное предприятие (структурное подразделение государственного и муниципального учреждения, оказывающего психиатрическую помощь) для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством (ведомством), имеющим учреждения, оказывающие психиатрическую помощь.
Предприятие является юридическим лицом, находится на самостоятельном балансе, имеет расчетный счет в учреждении банка, работает на принципах самоокупаемости.
Взаимоотношения предприятия с учреждением, оказывающим психиатрическую помощь, определяются договором о совместной деятельности. В договоре предусматриваются обязанность предприятия по обеспечению трудом лиц, страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибыли указанным учреждениям, участие этих учреждений в медицинском обслуживании работающих и другие условия, которые стороны посчитают существенными для своих взаимоотношений.
Медицинский персонал, обслуживающий предприятие, входит в штат учреждения, оказывающего психиатрическую помощь.
Из обзорной справки Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" следует, что:
с 07.12.1979 Психоневрологический диспансер переименован в Городскую психиатрическую больницу (приказ отдела здравоохранения по Свердловской области от 07.12.1979 N 691-п);
с 23.05.1991 Психиатрическая больница переименована в Нижнетагильское городское лечебно-профилактическое производственное объединение "Психиатрия" (решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 23.05.1991 N 208 "О государственной регистрации Муниципального лечебно-профилактического производственного объединения "Психиатрия");
с 18.11.1993 Нижнетагильское городское лечебно-профилактическое производственное объединение "Психиатрия" переименовано в Муниципальное лечебно-производственное предприятие "Психиатрия" (свидетельство о государственной регистрации N 000645 от 18.11.1993);
с 12.01.2000 Муниципальное лечебно-производственное предприятие "Психиатрия" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница" (свидетельство о государственной регистрации N 001295 от 12.01.2000);
с 14.03.2006 Муниципальное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница" переименовано в Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" (Постановление Правительства Свердловской области от 20.02.2006 N 146-ПП, свидетельство о государственной регистрации N 005202065 от 14.03.2006).
Право Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" на оказание психиатрической помощи подтверждается лицензией N ФС-66-01-001190 от 13.01.2010 (л. д. 219-223).
Согласно уставам Нижнетагильского городского лечебно-профилактического производственного объединения "Психиатрия" в редакции от 23.05.1991 и Муниципального лечебно-производственного предприятия "Психиатрия" в редакции от 18.11.1993 в состав указанных учреждений здравоохранения входили структурные подразделения: Нижнетагильская городская психиатрическая больница, Черноисточинская психиатрическая больница, межбольничная аптека и лечебно-трудовые мастерские.
Нижнетагильское городское лечебно-профилактическое производственное объединение "Психиатрия" создано в период действия Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" решением Нижнетагильского горисполкома в порядке исполнения приказа Министерства здравоохранения СССР от 04.05.1990 N 188 "О совершенствовании организации управления лечебно-профилактических учреждений в новых условиях хозяйствования".
22.07.1993 Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и закреплено разделение системы здравоохранения на государственную и муниципальную, что соответствовало положениям статей 20-24 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", статьям 6, 7 Закона РСФСР от 03.07.1991 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", устанавливающим деление государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РСФСР и муниципальную, а также деление предприятий по организационно-правовым формам на государственные и муниципальные.
Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения" руководителям органов управления здравоохранением предписано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствии с Номенклатурой, в связи с чем, постановлением Главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 12.01.2000 N 13 Муниципальное лечебно-производственное предприятие "Психиатрия" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница" с сохранением имущественного комплекса Нижнетагильской городской психиатрической больницы, Черноисточинской психиатрической больницы, больничной аптеки и лечебно-трудовых мастерских (л. д. 16-19).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Предоставленные Министерству труда и социального развития Российской Федерации полномочия устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) имеют своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.05.2001 N 38 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 29 Кодекса законов о труде РСФСР от 09.12.1971, статье 75 Трудового кодекса Российской Федерации передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
Таким образом, неоднократное изменение наименования Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" в результате разграничения государственной собственности, реорганизации и переименования не может служить основанием для ограничения трудовых и пенсионных прав врачей-специалистов и медицинского персонала, участвующих в деятельности по оказанию психиатрической помощи в составе Психиатрической больницы города Нижний Тагил.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик имеет право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Содержащиеся в решении Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 N 725082 доводы об отсутствии в спорный период в составе Психиатрической больницы города Нижний Тагил стационаров, как самостоятельно выделенных структурных подразделений, а также об отсутствии документов тарификации оплаты труда Арефьева А.В., не соответствуют представленным истцом первичным документам лечебного учреждения, в том числе по учету труда и его оплате.
Из штатных расписаний за период с 1991 года по настоящее время следует, что в составе Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N 7" организован коечный фонд в количестве 675 коек и выделены структурные, в том числе лечебные (стационарные и амбулаторные), подразделения:
1. Стационарные отделения:
1.1. Стационар 25 квартал города Нижний Тагил:
общепсихиатрические отделения N 1-6 (240 коек),
психотерапевтическое отделение N 8 (60 коек),
детское психиатрическое отделение (10 коек),
отделение острых отравлений (19 коек),
отделение реанимации и интенсивной терапии (6 коек),
отделение неотложной наркологической помощи N 5 (30 коек),
отделение тяжелых форм алкоголизма и наркомании N 9 (50 коек).
1.2. Стационар поселка Черноисточинск (210 коек).
1.3. Общепсихиатрическое отделение N 16 (50 коек).
1.4. Дневные стационары (100 коек).
2. Отделение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.
3. Диспансерные отделения.
4. Лечебно-трудовые мастерские.
5. Отделение скорой и неотложной психиатрической помощи.
6. Общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.
7-28. Иные структурные подразделения лечебного, административного и хозяйственного назначения (л. д. 38-58).
Для проведения работы по определению размеров должностных окладов медицинских, фармацевтических работников, специалистов и служащих и месячных окладов и тарифных ставок рабочих, а также размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения приказом руководителя создается постоянно действующая тарификационная комиссия в составе главного бухгалтера, работника, занимающегося вопросами кадров, начальника планово-экономического отдела (экономиста), представителя профсоюзного комитета, а также других лиц, привлекаемых руководителем учреждения к работе по тарификации. Председателем тарификационной комиссии является руководитель учреждения или назначенный им заместитель руководителя.
Тарификационный список составляется ежегодно по состоянию на 1 января и заверяется всеми членами тарификационной комиссии.
Тарификационный список заполняется по категориям персонала по каждой должности (профессии) каждого структурного подразделения в последовательности, соответствующей структуре штатного расписания учреждения здравоохранения.
Тарификация лиц, работающих по совместительству (внутреннему и внешнему) в данном учреждении, проводится отдельными строками по каждой должности (профессии). Также отдельно проводится тарификация главного врача и его заместителей - врачей, выполняющих работу по своей врачебной специальности в соответствующих подразделениях (Приложение N 4 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377).
Согласно тарификационным спискам Психиатрической больницы города Нижний Тагил за период с 1991 года по 2011 год включительно Арефьев А.В. ежегодно по состоянию на 1 января включался в тарификационные списки N 1 руководителей и в тарификационные списки N 2 медицинского и фармацевтического персонала по должностям (л. д. 95-185):
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
Истец Арефьев А.В. имеет персональные должностные инструкции заместителя главного врача по медицинским вопросам (стационар 25 квартал), врача-психиатра отделения N, врача-психиатра отделения острых отравлений, проводящего электросудорожную терапию, врача-психиатра реанимационного отделения, проводящего электросудорожную терапию, врача-психиатра отделения реанимации и интенсивной терапии, проводящего электросудорожную терапию (л. д. 27-37).
Принимая во внимание, что для включения в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов лечебной работы до ДД.ММ.ГГГГ не требуется соблюдение условий выполнения работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (пункт 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ), спорные периоды работы Арефьева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08 месяцев 08 дней) заведующим женским отделением N и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го "адрес" месяцев 17 дней) заместителем директора по лечебным вопросам Нижнетагильского городского лечебно-профилактического производственного объединения "Психиатрия", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 11 месяцев 13 дней), подлежат включению в стаж лечебной деятельности истца.
Осуществление Арефьевым А.В. указанной лечебной работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непрерывно в достаточной мере подтверждается материалами гражданского дела.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
время обучения на курсах повышения квалификации по специальности (пункт 1);
работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения (пункт 3).
Время работы, указанной в пунктах 1, 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не подлежит применению на территории Российской Федерации с 01.10.1993 (пункты 3, 4 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой").
Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно. Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных в настоящей статье актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации (статья 1 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР).
Действие на всей территории Российской Федерации законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, принятому после 12.06.1990, также подтверждено Указом Президента Российской Федерации от 07.10.1993 N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" и пунктом 2 заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации от 12.12.1993.
Согласно статье 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных постановлений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 N 25-ПВ04).
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2011 N 44-В10-11 указывается, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 30.08.2011 Арефьевым А.В. было выработано не менее 2/3 лечебного стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период работы 01.01.1991 (01 день) в должности заведующего женским отделением N 4 Городской психиатрической больницы, когда истец не имел совмещения либо внутреннего совместительства по должности врача-специалиста, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, как работа на руководящей должности в организации здравоохранения в соответствии с Положением от 17.12.1959.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2011 N 16-В11-6).
Мотивом исключения из специального стажа лечебной деятельности периодов работы Арефьева А.В. начиная с 01.11.1999 послужила раздельная правовая оценка Управлением ПФ РФ в городе Нижний Тагил в решении от 10.11.2011 N 725082 труда истца на руководящих должностях заместителя директора по лечебным вопросам (заместителя главного врача по медицинской части) на полную ставку и труда в должности врача-психиатра того же лечебного учреждения на неполную ставку, поскольку, по мнению ответчика, врачебная деятельность осуществлялась истцом на условиях внутреннего совместительства и в свободное от основной руководящей работы время, соответственно по врачебной должности Арефьевым А.В. не выполняются требования пункта 4 Правил от 29.10.2002 о работе в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Вместе с тем, подобная оценка пенсионных прав истца не учитывает особенностей, установленных трудовым законодательством для медицинских работников.
Трудовое законодательство разграничивает понятия "совместительство" и "совмещение" как принципиально разные формы организации труда.
В соответствии нормами действующего Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (статья 282).
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (статья 284).
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (статья 285).
Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 282).
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема (статья 60.2).
Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (статьей 350).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.01.1991 N 27 "О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК Профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации" предписано не считать совместительством выполнение различных видов работ в пределах одного учреждения здравоохранения и оплату производить за фактически отработанное время в соответствии с действующим законодательством. Все виды заработка медицинских работников включать в их среднюю заработную плату.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, оклады заместителей устанавливаются на 10-20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя, предусмотренного по Единой тарифной сетке (пункт 2.4).
Оклады по должностям медицинских и фармацевтических работников устанавливаются по разрядам Единой тарифной сетки с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.
Размер заработной платы работника определяется исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными актами.
Оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада, либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами (пункт 2.5).
Врачам - руководителям структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения (пункт 3.13).
Врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению (пункт 5.3).
Работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Условия и порядок установления доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника фиксируются в коллективных договорах. Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора (пункт 5.5).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации установлены следующие особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:
указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);
продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др. Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, выполнение Арефьевым А.В. в том же учреждении здравоохранения наряду с обязанностями руководителя структурного подразделения и заместителя руководителя лечебного учреждения трудовых обязанностей по должности врача-специалиста не является внутренним совместительством и носит характер совмещения должностей. Раздельный учет количества труда по первичным документам ведется работодателем исключительно для целей оплаты труда за фактически выполненную повременную работу по нескольким должностям с различными окладами.
По этой причине спорные периоды работы истца в должностях руководителя учреждения, осуществляющего лечебную деятельность: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 11 дней) заместителем директора по лечебным вопросам Муниципального лечебно-производственного предприятия "Психиатрия", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 19 дней) заместителем директора по лечебным вопросам Муниципального учреждения здравоохранения "Психиатрическая больница", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го "адрес" месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 02 месяца 13 дней) заместителем главного врача по медицинской части Муниципального учреждения здравоохранения "Психиатрическая больница", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 05 месяцев 17 дней) заместителем главного врача по медицинской части Государственного учреждения здравоохранения "адрес" "Психиатрическая больница N", также подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности в соответствии с пунктами 3, 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уточняющей справке Государственного учреждения здравоохранения "адрес" "Психиатрическая больница N" от ДД.ММ.ГГГГ N-к и копиям приказов (л. д. 16-19, 191-200) Арефьев А.В. находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней), ДД.ММ.ГГГГ (01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2006, разъяснено, что в силу пункта 4 Правил от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Данный Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации опубликован и подлежит учету в правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (статьи 4, 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 4, 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993, статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2012, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По этой причине время нахождения Арефьева А.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства также подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности истца в календарном порядке.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета (пункт 2 статьи 13 Федерального закона, пункт 13 Порядка от 31.03.2011).
Приведенные в спорном решении от 10.11.2011 N 725082 доводы об отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимой информации об особых условиях труда Арефьева А.В. (дата регистрации - 18.05.1998) не основаны на положениях действующего пенсионного законодательства. Указанные сведения носят производный характер и неполнота сведений лицевого счета может быть устранена в порядке представления страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации недостающих сведений о страховом стаже (статья 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии с указанным Законом в целях реализации гражданами пенсионных прав органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены правом и обязаны требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, проводить проверку достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет (статья 16).
Согласно статьям 12, 19, 23 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При этом необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Продолжительность специального трудового стажа лечебной и иной деятельности Арефьева А.В. по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении за период работы с 10.08.1978 по 30.08.2011 с учетом спорных периодов составит 30 лет 20 дней, что отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" и по другим основаниям ответчиком не оспаривается (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 10.11.2011 N 725082 в части исключения спорных периодов работы создает препятствия в осуществлении истцом своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным и не действующим с момента его принятия (статья 39 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей (л. д. 2) подлежат возмещению ответчиком в полном объеме (статьи 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Арефьева А.В. удовлетворить полностью.
Признать право Арефьева А.В. на досрочное назначение и получение установленной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить Арефьеву А.В. в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в календарном исчислении:
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
и назначить Арефьеву А.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Арефьева А.В. возмещение судебных расходов в сумме 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.