РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
истца МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. и представителя истца ЕФРЕМОВА Ю.Н.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ... ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от 28 января 2011 года N 03-984,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-725/2011 по иску МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ отказано.
При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в специальный трудовой стаж МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не принят к зачету период работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... год ... месяцев ... дней) - Детская поликлиника N, участковый ординатор;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... дней) - филиал ОАО " ...", ремонтно-эксплуатационное управление " ...", детский оздоровительный комплекс " ...", фельдшер;
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... года ... лет ... дней) - учреждение "Санаторий-профилакторий " ...", фельдшер;
Основанием для отказа в принятии вышеуказанных периодов в специальный стаж послужило несоответствие наименования должности "участковый ординатор" и наименования учреждений "детский оздоровительный комплекс " ..."" и ""Санаторий-профилакторий " ..."" Списку соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
29 марта 2011 года истец МЕЛЬНИКОВА Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N, признании решения необоснованным и недействующим со дня принятия; включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы; возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указала, что должность "участковый ординатор" соответствовала ранее действовавшей Номенклатуре врачебных должностей и Положению об участковом ординаторе городской поликлиники (амбулатории), утвержденной Приказом Наркомздрава СССР от 31 марта 1940 года; ординатор соответствует должности - врач.
Детский оздоровительный комплекс " ..." всегда являлся структурным подразделением ОАО " ...", входил в состав соцкультбыта и самостоятельного устава не имел. Медицинское обслуживание детей осуществлялось МСЧ " ...", имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, квалифицированным медицинским персоналом, имеющим соответствующую подготовку и допуск для занятия медицинской деятельностью, сертификаты специалиста. Непосредственно на территории ДОК " ..." в соответствии с САНПиН 2.4.4.1204-03 имелся медицинский пункт с набором необходимых помещений: кабинет врача, процедурный, изолятор; и необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.
Из содержания записей в трудовой книжке, распоряжений работодателя, уточняющей справки следует, что истец работала фельдшером МСЧ " ...", в том числе в отделе профилактики и реабилитации (оздоровительного отделения), которое обеспечивало медицинское обслуживание ДОК " ...", при этом выполняемые истцом функции, характер медицинской деятельности не изменялся. Временная передача штата медицинских работников по обслуживанию ДОК " ..." из МСЧ " ..." в состав РЭУ " ...", являющегося также структурным подразделением ОАО " ..." при сохранении функциональных обязанностей по той же должности и профессии не может являться основанием для исключения данного периода из стажа лечебной деятельности.
Период работы в санатории-профилактории " ..." также подлежит включению в специальный стаж. Из Устава учреждения следует, что предметом деятельности является оздоровление и лечение, в том числе детей, организация отдыха работников, проведение профилактической оздоровительной работы. Учреждение имеет лицензию, в соответствии с которой разрешены работы и услуги по санаторно-курортной помощи, в том числе: в педиатрии - болезни опорно-двигательного аппарата, терапии - болезни опорно-двигательного аппарата. Этим подтверждается профиль санатория, предусмотренный пунктом 21 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Истец МЕЛЬНИКОВА Н.В. и представитель истца ЕФРЕМОВ Ю.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьей 7, подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
При оценке пенсионных прав истца по нормам действующего пенсионного законодательства, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил ... года ... месяцев ... дней.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 в пункте 9 Постановления разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года N 634, от 23 июля 1993 года N 701, от 22 сентября 1993 года N 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В период осуществления истцом трудовой деятельности в должности участкового ординатора действовало Положение об участковом ординаторе городской поликлиники (амбулатории), утвержденное Приказом Наркомздрава СССР от 31 марта 1940 года, регламентирующее лечебную работу непосредственно в поликлинике, обслуживание больных на дому, санитарно-профилактическую работу. Наименование должности соответствовала ранее действовавшей Номенклатуре врачебных должностей.
В соответствии со штатными нормативами медицинского персонала и типовыми штатами больниц и поликлинических учреждений, утвержденными Приказом Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года N 282-м, в разделе "врачебный персонал" указаны врачи-ординаторы. Ординатор - это врач лечебно-профилактического учреждения, непосредственно занимающийся лечебной и профилактической работой. В поликлинике ординатор выполняет функции участкового врача или врача-специалиста: принимает больных, назначает лечение, заполняет медицинские карты амбулаторных больных, выдает листок нетрудоспособности, осуществляет диспансеризацию, ведет санитарно-просветительскую работу. Врачом-ординатором могло быть лицо, имеющее высшее медицинское образование.
Истец, имея среднее специальное образование по специальности фельдшерской, занимала должность участкового врача-ординатора. Введение должности участкового ординатора вместо предусмотренной должности врача-педиатра соответствует полномочиям руководителя учреждения здравоохранения.
Из вышеуказанного следует, что истец в период работы участковым ординатором выполняла работу участкового врача-педиатра, обслуживала детское население, вмененного ей врачебного участка, посещала новорожденных первых дней жизни, осуществляла профилактическое наблюдение детей первого года жизни и раннего возраста, организовывала проведение иммунопрофилактики детей, оказывала лечебную помощь детям на дому, назначала лечение, решала вопрос по выдаче больничных листов по уходу за больными детьми и др.
Период работы истца в должности участкового ординатора подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку выполняемые ею функции соответствовали обязанностям врача-педиатра.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы. В Списке поименован средний медицинский персонал, в том числе фельдшер; и наименование учреждений - медико-санитарная часть; санатории (курорты), в том числе детские, в частности для лечения опорно-двигательного аппарата. Аналогичные наименования должностей содержатся в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130), применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года.
Период работы истца в детском оздоровительном комплексе " ..." в должности фельдшера подлежит включению в специальный стаж.
Из представленных суду документов следует, что детский оздоровительный комплекс являлся структурным подразделением ОАО " ...", входил в состав соцкультбыта и самостоятельного устава не имел. Медицинское обслуживание детей осуществлялось МСЧ " ..." ОАО " ...", имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, квалифицированным медицинским персоналом, имеющим соответствующую подготовку и допуск для занятия медицинской деятельностью, сертификаты специалиста. На территории ДОК " ..." в соответствии с САНПиН 2.4.4.1204-03, утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Минздрава Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 20, располагался медицинский пункт с набором необходимых помещений, медицинским оборудованием и медикаментами.
В трудовой книжке истца имеются следующие записи работы в ОАО " ...":
N от ДД.ММ.ГГГГ - принять в ОАО " ..." МСЧ " ..." фельдшером (участка детской оздоровительной дачи " ...") (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ);
N от ДД.ММ.ГГГГ - назначена фельдшером ДОК " ..." РЭУ " ..." (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ);
N от ДД.ММ.ГГГГ - назначена фельдшером ОАО " ..." МСЧ ..." (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ);
N от ДД.ММ.ГГГГ - назначена фельдшером оздоровительного отделения там же (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержания записей в трудовой книжке, распоряжений работодателя, уточняющей справки от 2 марта 2011 года N 183-8/-643 следует, что истец постоянно работала фельдшером МСЧ " ...", в том числе в отделе профилактики и реабилитации (оздоровительного отделения), которое обеспечивало медицинское обслуживание ДОК " ...". Временная передача штата медицинских работников по обслуживанию ДОК " ..." из МСЧ " ..." в состав РЭУ " ...", являющегося также структурным подразделением ОАО " ..." при сохранении функциональных обязанностей по той же должности и профессии не может являться основанием для исключения данного периода из стажа лечебной деятельности. При переводе выполняемые истцом функции и характер медицинской деятельности не изменялся.
Периоды работы истца в Санатории-профилактории " ..." в должности фельдшера подлежат включению специальный стаж по следующим основаниям.
Как следует из пункта 1.1. Устава учреждения "Санаторий-профилакторий " ...", зарегистрированного на основании Постановления главы Администрации ... района города Нижний Тагил N от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие создано как некоммерческая организация, учредителем является ОАО " ...". Предметом деятельности предприятия являются, в частности, оздоровление и организация отдыха трудящихся, проведение профилактической, оздоровительной работы и др.
ДД.ММ.ГГГГ учреждению выдана лицензия серии "адрес" регистрационный номер ... на осуществление медицинской деятельности на территории Свердловской области, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Реестра лицензий по медицинской деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, учреждению разрешены, в частности работы и услуги по санаторно-курортной помощи.
Согласно сертификату N от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер ..., учреждение получило квалификационную категорию ... санатория.
К данному сертификату имеется протокол N по подтверждению медицинской деятельности санатория профессиональным стандартам, в частности, санаторно-курортной помощи, в том числе, в педиатрии - болезни опорно-двигательного аппарата и терапии - болезни опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, в судебном заседании подтвердился профиль санатория, предусмотренный пунктом 21 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
То обстоятельство, что санаторий в своем наименовании имеет слово "профилакторий", какого-либо юридического значения не имеет, и не является препятствием к защите прав истца.
Следовательно, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги с 15 мая 1998 года не является основанием для отказа в досрочном назначении пенсии по старости, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых работал истец.
Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие истцу к осуществлению своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным, а спорные период работы - включению в специальный стаж.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Признать за МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... год ... месяцев ... дней) - Детская поликлиника N, участковый ординатор; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... дней) - филиал ОАО " ...", ремонтно-эксплуатационное управление " ...", детский оздоровительный комплекс " ...", фельдшер; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... года ... лет ... дней) - учреждение "Санаторий-профилакторий " ...", фельдшер; назначить МЕЛЬНИКОВОЙ Н.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.