РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
истца АНКУШЕВОЙ Ю.В.,
представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 29 апреля 2010 года N 03-5106,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-339/2011 по иску Анкушевой Ю.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 15 декабря 2010 года N 4859 АНКУШЕВОЙ Ю.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ отказано.
При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в специальный трудовой стаж АНКУШЕВОЙ Ю.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не принят к зачету период работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ( ... лет ... месяцев ... дней) - ... больница, ... районная больница, фельдшер-педиатр;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... дней) - Детская поликлиника N, участковый ординатор; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... год ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... день) - Муниципальное медицинское учреждение "Детская поликлиника N", участковый ординатор; в том числе учебные сессии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяц ... день), ДД.ММ.ГГГГ ( ... день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяц ... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяц ... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяц ... дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяц ... день).
Основанием для отказа в принятии вышеуказанных периодов в специальный стаж послужило несоответствие наименования должности "фельдшер-педиатр" и "участковый ординатор" Списку соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение и не предусматривают периоды учебных сессий.
17 января 2011 года истец АНКУШЕВА Ю.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения от 15 декабря 2010 года; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный стаж в соответствующем исчислении и назначить пенсию.
В обоснование требований истец указала, что период работы в должности фельдшера-педиатра подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. В трудовой книжке должность именовалась фельдшер-педиатр, т.е. фельдшер с клиническим профилем лечения детских болезней. Указание на клинический профиль не должно являться основанием для исключения данного периода работы
Наименование должности врач-ординатор упоминается в штатных нормативах и типовых штатах больниц и поликлинических учреждений, утвержденных приказом Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года N 282-м, в которых предусматривалась должность врача-ординатора. Работа истца и ее должностные обязанности участкового ординатора тождественны участкового врача-педиатра.
Истец АНКУШЕВА Ю.В. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала, указав, что непринятые к зачету в специальный стаж периоды учебных сессий не оспаривает. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьей 7, подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
При оценке пенсионных прав по нормам действующего пенсионного законодательства, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил ... лет ... месяца ... дней.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 в пункте 9 Постановления разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года N 634, от 23 июля 1993 года N 701, от 22 сентября 1993 года N 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Вышеуказанным постановлением в пункте 2 установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы. В Списке поименованы врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе руководители учреждений (структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал - фельдшер. Аналогичные наименования должностей содержатся в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130), применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130) врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждения, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и с поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.
Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395, номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377. Номенклатурой должностей предусмотрены "врач-педиатр", "фельдшер". Наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которым работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в его круг обязанностей.
Как следует из материалов дела, истец имеет среднее специальное образование по специальности фельдшерской, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера-педиатра ... участковой больницы. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием.
Дополнение к наименованию должности фельдшера клинического профиля лечения детских болезней "педиатр", подтверждает работу истца с детским населением и выполнение функций врача-педиатра, и иного значения не имеет.
Неправильное наименование должности в трудовой книжке истца не может являться основанием к исключению спорного периода работы из специального стажа, период работы истца в должности фельдшера-педиатра подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца.
В соответствии со штатными нормативами медицинского персонала и типовыми штатами больниц и поликлинических учреждений, утвержденными Приказом Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года N 282-м, в разделе "врачебный персонал" указаны врачи-ординаторы. Ординатор - это врач лечебно-профилактического учреждения, непосредственно занимающийся лечебной и профилактической работой. В поликлинике ординатор выполняет функции участкового врача или врача-специалиста: принимает больных, назначает лечение, заполняет медицинские карты амбулаторных больных, выдает листок нетрудоспособности, осуществляет диспансеризацию, ведет санитарно-просветительскую работу. Врачом-ординатором могло быть лицо, имеющее высшее медицинское образование.
Приказом Минздрава СССР от 10 февраля 1988 года N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения" в целях рационального использования кадров медицинских работников в учреждениях здравоохранения, предания большей самостоятельности руководителям этих учреждений в вопросах расстановки кадров разрешено вводить должности, не предусмотренные действующими штатными нормативами за счет других должностей в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы.
Истец, имея среднее специальное образование по специальности фельдшерской, занимала должность участкового врача-ординатора. Введение должности участкового ординатора вместо предусмотренной должности врача-педиатра соответствует полномочиям руководителя учреждения здравоохранения.
Из представленных суду документов следует, что истец в период работы участковым ординатором выполняла работу участкового врача-педиатра, обслуживала детское население, вмененного ей врачебного участка, посещала новорожденных первых дней жизни, осуществляла профилактическое наблюдение детей первого года жизни и раннего возраста, организовывала проведение иммунопрофилактики детей, оказывала лечебную помощь детям на дому, назначала лечение, решала вопрос по выдаче больничных листов по уходу за больными детьми и др.
Тождество наименований должностей участковый ординатор и участковый врач-педиатр не вызывает сомнений и подлежит установлению судом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего конституционного права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Анкушевой Ю.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 15 декабря 2010 года N 4859 об отказе Анкушевой Ю.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Признать за Анкушевой Ю.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж Анкушевой Ю.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ( ... лет ... месяцев ... дней) - ... участковая больница, ... районная больница, фельдшер-педиатр, в льготном исчислении из расчета один год работы в сельской местности за один год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... дней) - Детская поликлиника N, участковый ординатор, в календарном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... год ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... лет ... месяцев ... день) - Муниципальное медицинское учреждение "Детская поликлиника N", участковый ординатор, в календарном исчислении, за исключением периодов учебных сессий; назначить Анкушевой Ю.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Копия верна.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.