РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Черепановой И.В.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Гневановой Н.В. и Гневанова А.В. к администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил" о признании права общей долевой собственности на земельный участок, находящийся в государственной собственности,
УСТАНОВИЛ:
По сведениям регистрационного учета домовладение в составе ... жилого дома индивидуального типа общей площадью ... кв.м, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", на земельном участке уточненной площадью ... кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности:
Гневановой Н.В. в ... доле на основании свидетельства о праве собственности на имущество супругов, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Нижний Тагил М. по реестру за N 1054;
Гневановой Н.В. в ... доле на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Нижний Тагил М. по реестру за N 1055;
Гневанову А.В. в ... доле на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Нижний Тагил М. по реестру за N 1055.
Вышеуказанное домовладение впервые поставлено на технический учет в органах технической инвентаризации города Нижний Тагил в 1928 году на имя правообладателя М. на основании удостоверения Отдела Местного Хозяйства Тагильского городского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13.10.1928 N 456.
Письмом начальника отдела землеустройства администрации города Нижний Тагил от 18.11.2009 N 673 Гневановой Н.В. разъяснено, что к указанному удостоверению от 13.10.1928 N 456 не применим упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ.
18.06.2010 Гневанова Н.В. обратилась к прокурору Ленинского района города Нижний Тагил с заявлением о защите земельных прав.
19.07.2010 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Гневановой Н.В. и Гневанова А.В. с иском к администрации города Нижний Тагил о признании права общей долевой собственности на земельный участок, находящийся в государственной собственности, уточненной площадью ... кв.м, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", соответственно долям в праве собственности на вышеуказанное домовладение.
В обоснование требований истцы указали, что с ... года Гневанова Н.В. состояла в зарегистрированном браке с Г., умершим ДД.ММ.ГГГГ в городе Нижний Тагил. Спорное домовладение приобретено супругами ДД.ММ.ГГГГ в период брака, на совместные средства и зарегистрировано на имя одного из супругов Г., в связи с чем, при оформлении наследственных прав после смерти Г. была определена ... доля в праве собственности супруга Гневановой Н.В. Наследственная ... доля поделена поровну между истцами как наследниками первой очереди по закону.
После заключения ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи жилого дома Г. не переоформил договор о предоставлении земельного участка на праве бессрочного (постоянного) пользования для целей эксплуатации индивидуального жилого дома.
Необходимость судебного порядка признания права собственности на земельный участок вызвана отсутствием у истцов правоустанавливающих документов на землю, представление которых обязательно в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии для государственной регистрации права собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в упрощенном порядке.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил" в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора и истцов, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах Гневановой Н.В. и Гневанова А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно технической информации Нижнетагильского БТИ и РН от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиям правоустанавливающих документов, представленных истцами, домовладение по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" впервые поставлено на технический учет в 1928 году на имя правообладателя М. на основании удостоверения Отдела Местного Хозяйства Тагильского городского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13.10.1928 N 456 (л. д. 12-18).
В указанном удостоверении имеются сведения о мере земельного участка, но не указан вид прав на землю. Документы о первоначальном отводе земельного участка для строительства жилого дома в материалах инвентарного дела отсутствуют.
В соответствии с действующим и ранее действовавшим земельным и гражданским законодательством вид землепользования и объем прав собственников спорных строений, расположенных на спорном земельном участке за период с 1928 года по настоящее время определяются следующим образом.
Постановлением ВЦИК от 30.10.1922 был утвержден Земельный Кодекс РСФСР, введенный в действие с 01.12.1922 и распространенный на всю территорию РСФСР.
Все земли внутри городской черты находились в административном и хозяйственном заведывании городского совета и подчиненных им коммунальных отделов, действующих на основании особых узаконений и правил (статья 147 и примечание), в связи с чем, постановления Земельного Кодекса 1922 года на эти земли не распространялись (пункт 3 Инструкции по применению постановления Земельного кодекса о городских землях, утвержденной постановлением Наркома земледелия РСФСР от 18.07.1923).
Земля предоставлялась в пользование: земельным обществам и другим объединениям с единоличными и смешанными формами землепользования, дворам, коллективным хозяйствам, советским хозяйствам и другим, государственным (в том числе городским) учреждениям и предприятиям и общественным организациям (крестьянским обществам взаимопомощи, комитетам незаможных селян и друг.), а также прочим, предусмотренным действующим законодательством союзных республик, категориям землепользователей. Все желающие обрабатывать землю своим трудом граждане Союза ССР, без различия пола, вероисповедания и национальности, а также проживающие в пределах Союза ССР трудящиеся иностранцы, пользующиеся политическими правами, имели право в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик, получить землю в трудовое пользование путем вступления в одно из существующих объединений землепользователей или образования новых землепользований (пункты 5, 7 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15.12.28 г.).
Впервые Указом Верховного Совета СССР от 26.08.1948 в целях установления единства в законодательстве, регулирующем право граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов, и в соответствии со статьей 10 Конституции СССР было установлено, что каждый гражданин и каждая гражданка СССР имеют право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.
Отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.
Размер земельных участков, отводимых гражданам, определялся исполкомами областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
Поскольку иной вид землепользования по состоянию на август 1948 года действующим законодательством установлен не был, прежние собственники домовладения в период с ДД.ММ.ГГГГ - М., М. и Р. обладали спорным земельным участком на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 26.03.1949 N 244 утвержден типовой "Договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности".
С 01.01.1967 введена в действие Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР, утвержденная приказом Госстроя РСФСР от 19.12.1966 N 86.
Документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, являются: решение исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся об отводе земельного участка; договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором.
Решения исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся устанавливают: кому отводится земельный участок; подробное местонахождение участка и размер его площади; размер жилой площади возводимого строения (не менее 25 кв. метров и не более 60 кв. метров жилой площади на одного застройщика); задание главному архитектору города или районному архитектору на отвод участка в натуре; предложение застройщику заключить с отделом коммунального хозяйства договор о предоставлении участка в бессрочное пользование и удостоверить договор в нотариальной конторе; прочие условия по застройке и эксплуатации участка.
На основании решения исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся главным архитектором города или районным архитектором производится в городе, рабочем, курортном и дачном поселке отвод земельного участка в натуре. После этого отдел коммунального хозяйства заключает с застройщиком договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности в соответствии с Типовым договором, утвержденным Приказом Госстроя РСФСР и Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 06.10.1965 N 67. На отвод участка в натуре составляется акт.
В материалы дела истцами представлена техническая документация на домовладение по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", в составе строений: жилой ... дом индивидуального типа общей площадью ... кв.м, со служебными постройками и сооружениями вспомогательного назначения: навес (литер Г), навес (литер Г1), баня (литер Г2), предбанник (литер Г3), навес (литер Г4), ворота и ограждения. В технической документации отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок (л. д. 32-36).
С 01.07.1969 года утверждены и введены в действие Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Земля в СССР предоставлялась гражданам СССР в бесплатное пользование (статьи 7, 8). Земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет (статья 9).
Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей (статья 10).
Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены. В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений (статья 11).
Все земли в пределах городской черты находятся в ведении городских Советов депутатов трудящихся (статья 31).
С 01.12.1970 введен в действие Земельный кодекс РСФСР, предусматривающий, что приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается (статья 17).
Право землепользования удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. Временное пользование землей оформляется договорами или удостоверениями на право временного пользования землей. Порядок заключения договоров и выдачи удостоверений, а также их формы устанавливаются Советом Министров РСФСР (статьи 18, 19).
Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены (статья 20).
В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений. Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей (статья 21).
Земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов (статья 84).
Земельные участки жилищно-строительным и дачно-строительным кооперативам, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставляются в бессрочное пользование (статья 104). Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в зависимости от размера дома и местных условий в пределах следующих норм: в городах - от 0,03 до 0,06 гектара, вне городов - от 0,07 до 0,12 гектара (статья 105).
Изъятие земельных участков в городах производится на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.
Изъятие находящихся в пользовании граждан земельных участков, занятых плодово-ягодными деревьями и кустарниками, или связанное со сносом принадлежащих гражданам на праве личной собственности жилых домов, производится на основании постановления Совета Министров автономной республики или решения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов (статья 85).
На землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения земельный участок переходит в общее пользование собственников строения. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, право землепользования лица, к которому перешло право собственности на строение, регистрируется органами коммунального хозяйства (статья 87).
Домовладение, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" приобретено Г. на основании договора купли-продажи, удостоверенного Первой Нижнетагильской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ в реестре за N 1, что свидетельствует о переходе к собственнику строения земельного участка на праве бессрочного (постоянного) пользования в силу закона.
Законом РСФСР от 23.11.1990 "О земельной реформе" установлено, что до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками (статья 7).
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 N 2130 "О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость").
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" признаны недействующими статьи 2-23, 30-32 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, устанавливавшие виды землепользования и порядок предоставления земельных участков в Российской Федерации.
Соглашением Правительства Российской Федерации и Правительства Свердловской области от 12.01.1996 N 6 "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области" и на основании Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области, исходя из необходимости рационального использования и охраны земельных ресурсов, установлено, что все земли в пределах административных границ Свердловской области входят в состав земельного фонда Российской Федерации и могут находиться в федеральной, областной, муниципальной и частной собственности. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Свердловской области, предоставление в пользование (в том числе в аренду), а также передача в муниципальную и частную собственность производятся Правительством Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Законом Свердловской области от 29.12.1995 "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" предусматривалось предоставление земли гражданам и юридическим лицам на основании: права частной собственности на землю; права пожизненного наследуемого владения земельным участком; права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; права пользования земельным участком по договору аренды; права пользования земельным участком по договору временного пользования землей; земельного сервитута (статьи 35, 36).
В постоянное (бессрочное) пользование могли предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по решению собственника в лице исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 37).
В целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 01.01.1991 и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 377 "О реализации конституционных прав граждан на землю").
Указание Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 12.10.1995 N 8 "О порядке выдачи документов о правах на землю взамен утраченных" предусматривало, что под утратой документа о правах на землю понимается его полное или частичное физическое уничтожение или такое состояние (ветхость, уничтожение записей, реквизитов, печатей, подписей, буквенных и цифровых обозначений и пр.), которое препятствует лицу использовать такой документ по его прямому предназначению или делает его использование невозможным. Лица, по каким-либо причинам утратившие документы о правах на землю, полученные ранее в установленном порядке, не лишаются в силу этого своих прав на предоставленные (приобретенные) ими земельные участки. Указанные лица имеют право обратиться с письменным заявлением в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству о выдаче новых правоподтверждающих документов взамен утраченных и по возможности представить частично утраченные свидетельства или госакты. Лицам, утратившим документы на земельные участки, находящиеся у них на ином праве, кроме права собственности, и получавшим их в органах местного самоуправления (администрациях), выдается новый документ, удостоверяющий право на земельный участок, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 (право собственности, аренды или временного пользования). Выданный дубликат в обязательном порядке регистрируется в комитете, даже если утраченный документ не был зарегистрирован его собственником ранее. При выдаче документов, подтверждающих права граждан на землю, взамен утраченных комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обязаны проверить факт получения лицом земельного участка на основании документов, имеющихся в комитете или дополнительно предоставленных заинтересованным лицом. К таким документам относятся: вторые экземпляры ранее выданных документов о правах на землю (госакты, свидетельства, в т.ч. и временные), постановления органов государственной власти или органов местного самоуправления (в т.ч. и Советов народных депутатов и их исполкомов), документы о наследовании, договоры и другие документы, однозначно и достоверно подтверждающие право обратившегося на земельный участок (пункты 1, 2, 4, 5 Указания).
Вместе с тем, приказом Государственного земельного комитета Российской Федерации от 02.02.1999 N 15 в целях приведения нормативных правовых актов Комитета в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ признаны утратившими силу: Порядок оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю от 15.02.1994; Указание "О порядке выдачи документов о правах на землю взамен утраченных" от 12.10.1995.
В соответствии со статьями 4, 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие указанного закона (31.01.1998), подлежат государственной регистрации в специальном учреждении юстиции в порядке, установленном этим законом. В иных случаях государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 28.09.2001, вступившего в силу 29.10.2001, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 16.06.2006, вступающего в силу с 01.09.2006).
Таким образом, спорный земельный участок, на котором расположено домовладение N по улице "адрес" в городе Нижний Тагил, принадлежащее Гневановой Н.В. и Гневанову А.В. на праве общей долевой собственности, перешел к истцам, в том числе в порядке наследования по закону после смерти Г., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 19, 20), и принадлежит им до настоящего времени на праве постоянного (бессрочного) пользования без переоформления земельных прав в соответствии с нормами действующего земельного законодательства Российской Федерации.
Права граждан на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (пункт 3).
Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается (пункт 9.1).
Согласно статье 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к представляемому в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если:
сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
В материалы гражданского дела представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, внесенного в Государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером N по "адрес". Площадь земельного участка составляет ... кв.м., является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. Вид собственности - государственная, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, правообладатель Г. (л. д. 24-31).
06.04.2010 МУП "Архитектурно-градостроительное бюро" проведены мероприятия по межеванию спорного земельного участка, включая согласование границ земельного участка со смежными землепользователями. Уточненная в ходе межевания площадь земельного участка составляет ... кв.м (л. д. 36).
С 01.03.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
До 01.01.2010 устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (статьи 43, 45).
Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (статья 47).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, признание настоящим решением прав на земельный участок позволяет истцам произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на спорный земельный участок по решению суда в Нижнетагильском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области без истребования дополнительных документов.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, в том числе право собственности, подлежат государственной регистрации (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (статья 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Гневановой Н.В. и Гневанова А.В. удовлетворить полностью.
Признать право общей долевой собственности Гневановой Н.В. в ... доле и Гневанова А.В. в ... доле на земельный участок, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", уточненной площадью ... кв.м, кадастровый номер N, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности Гневановой Н.В. и Гневанова А.В. на вышеуказанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Решение вступило в законную силу 01 октября 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.