РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
с участием:
истца ШОРОХОВОЙ С.Г.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - заместителя начальника юридического отдела ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N2-755/2012 по иску ШОРОХОВОЙ С.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N ШОРОХОВОЙ С.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный трудовой стаж ШОРОХОВОЙ С.Г., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не зачтены следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ОАО "...", "...", в том числе периоды административного отпуска и отпусков без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются; поскольку учреждение не обладало статусом юридического лица, в числе структурных подразделений не поименовано, после регистрации ДД.ММ.ГГГГ в качестве застрахованного лица в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код выслуги;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Автономная некоммерческая организация "...", "...", в том числе отпуска без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются; поскольку учреждение не обладало статусом юридического лица, по своей организационно-правовой форме не является учреждением, а также после регистрации ДД.ММ.ГГГГ в качестве застрахованного лица в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код выслуги.
Истец ШОРОХОВА С.Г. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включении оспариваемых периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указала, что в период работы в "..." и "..." осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. Целями учреждений являлось создание условий для сохранения здоровья работников ОАО "..."; оказание комплекса доврачебной медицинской помощи на рабочих местах ОАО "..." силами персонала цеховых здравпунктов; организация и оказание хозрасчетных консультативных, диагностических, лечебных и профилактических медицинских услуг на основе современных медицинских и информационных технологий в соответствие с лицензией; фармацевтическая деятельность и др. Учреждения включали в себя диагностическое отделение, терапевтическое отделение, восстановительной медицины. На осуществление медицинской деятельности выдавались лицензии.
На дату обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составляет менее "..." лет, просила включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." в "...".
Истец ШОРОХОВА С.Г. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии по старости.
Заслушав пояснения сторон, позицию третьего лица, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статье 7, подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции от 27 августа 1992 года N 634, от 23 июля 1993 года N 701, от 22 сентября 1993 года N 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам трудового стажа с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В Списке поименованы Консультативно-диагностический центр (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота), Консультативно-диагностический центр для детей, Медико-санитарная часть, также в списке поименован средний медицинский персонал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы. В Списке поименованы Консультативно-диагностический центр (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота), Консультативно-диагностический центр для детей, Медико-санитарная часть, кроме того, в Списке поименован средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Принятый к зачету специальный стаж истицы в учреждениях здравоохранения по нормам правового регулирования, действующих в период осуществления трудовой деятельности составил 20 лет 07 месяцев 21 день.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25).
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года N 1000 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены центры и медико-санитарная часть. Центры, входящие в состав больничных учреждений, предназначены для оказания медицинской помощи прикрепленному населению по соответствующей специальности. Медико-санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения.
Согласно приказу "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации консультативно-диагностического центра "..."" с ДД.ММ.ГГГГ для улучшения медицинской помощи работникам "...", обеспечения ранней диагностики и адекватного лечения выявленных заболеваний, увеличения объема платных услуг населению создано в составе управления объектов соцкультбыта самостоятельное структурное подразделение - консультативно-диагностический центр.
ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление деятельности в системе медицинского страхования, ДД.ММ.ГГГГ выдан сертификат о получении квалификационной категории.
В соответствии с приказом ОАО "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации консультативно-диагностического центра "..."", в целях создания единой медицинской службы комбината, координации мероприятий по охране здоровья металлургов и членов их семей, повышения качества оказания медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ "..." из состава управления объектов соцкультбыта и подчинен непосредственно заместителю генерального директора по общим вопросам и быту.
В соответствии с Положением о "..." (в новой редакции) от ДД.ММ.ГГГГ, "..." является учреждением здравоохранения "..."; цели "...": создание условий для сохранения здоровья работников "..."; организация оказания комплекса медицинской помощи пациентам "...", других лечебно-профилактических учреждениях и специализированных центрах; "..." интегрирован в систему здравоохранения города с разделением медицинской помощи по профилям и технологиям. Предметом деятельности "..." является: оказание комплекса доврачебной медицинской помощи на рабочих местах "..." силами персонала цеховых здравпунктов; анализ заболеваемости металлургов и выдача рекомендаций по ее снижению; организация и оказание хозрасчетных консультативных, диагностических, лечебных и профилактических медицинских услуг (в том числе по уходу за больными на дому) на основе современных медицинских и информационных технологий в соответствие с лицензией; фармацевтическая деятельность и др.
В соответствии с приказом "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "О работе цеховых здравпунктов "..."", в связи с тем, что в Программе медицинского страхования Свердловской области, вступающей в действие с ДД.ММ.ГГГГ, не было предусмотрено финансирование здравпунктов промышленных предприятий из средств Фонда обязательного медицинского страхования и бюджета здравоохранения, все расходы на содержание 30 цеховых здравпунктов взял на себя "...".
В соответствии с приказом "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "О деятельности консультативно-диагностического центра "..."" для обеспечения работы и дальнейшего развития "..." в новых экономических условиях, в дополнение к приказам N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что учреждение здравоохранения "..." - "..." - является обособленным структурным подразделением (филиалом) "...".
В соответствии с Положением о филиале "..." - "..." от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ виды деятельности филиала включат в себя: медицинскую лечебно-профилактическую, фармацевтическую, оказание информационных и технических услуг лечебно-профилактическим учреждениям, организациям и гражданам. Целями филиала являются: создание условий для сохранения здоровья работников Общества; оказание квалифицированной медицинской и фармацевтической помощи; внедре6ние и активное использование новых медицинских и организационных технологий. Задачи и функции Филиала подразделяются на два основных направления: промышленная медицина, хозрасчетная деятельность. Промышленная медицина включает в себя все виды медицинского обеспечения работы основных производств, цехов и др. подразделений Общества; медицинские мероприятия по охране труда, гражданской обороне, организованному найму работников. Деятельность филиала по данному направлению выполняется как обязательная функция структурного подразделения Общества.
ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности, ДД.ММ.ГГГГ выдан сертификат о получении квалификационной категории.
В соответствии с приказом "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "О переименовании "...", в связи с выходом новой редакции "Номенклатуры учреждений здравоохранения", утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395 переименовать филиал "..." в филиал "...".
Согласно Положению о филиале ОАО "..." - "..." (в новой редакции) от ДД.ММ.ГГГГ, вид деятельности, цели, задачи и функции филиала аналогичны виду деятельности, целям, задачам и функциям консультативно-диагностического центра ОАО "...".
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Автономной некоммерческой организации "...", целью деятельности которой является: предоставления услуг в области здравоохранения и физической культуры; повышение уровня здоровья граждан. В первую очередь работников ОАО "..."; развитие медицины труда: приближения первичной медицинской помощи непосредственно к рабочим местам для профилактики профессиональной и общей заболеваемости и производственного травматизма, оказания экстренной медицинской помощи при производственных травмах и острых состояниях на работе, своевременной и правильной медицинской эвакуации, восстановительного лечения и реабилитации последствий производственных травм и профессиональных заболеваний, выполнения программ дополнительной диспансеризации и иммунизации работающих, мероприятий промсанитарии и др.
Анализируя вышеперечисленные документы, суд приходит к выводу, что Консультативно-диагностический центр был создан на промышленном предприятии в основном для оказания медицинской помощи работникам данного предприятия, что отражено в учредительных документах и представлял собой медико-санитарную часть. Автономная некоммерческая организация содержит в своем наименовании, учреждение - медико-санитарная часть, поименованное Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, цель деятельности которого соответствует цели учреждения здравоохранения.
Следовательно, лечебная деятельность истца в спорные периоды работы отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом иные периоды работы, не принятые ответчиком к зачету в специальный трудовой стаж, не оспариваются.
По заявленным периодам право на досрочную трудовую пенсию истицы возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии ей отказано ДД.ММ.ГГГГ после оценки пенсионных прав истца. Следовательно, истец не знала и не могла знать о периодах, не принятых к зачету в специальный стаж. Данное обстоятельство препятствовало истцу определить дату возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги после даты регистрации в качестве застрахованного лица, то есть после ДД.ММ.ГГГГ - не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых работал истец.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ШОРОХОВОЙ С.Г. удовлетворить.
Признать за ШОРОХОВОЙ С.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ШОРОХОВОЙ С.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ОАО "...", "...", за исключением периодов административного отпуска и отпусков без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "...", "...", за исключением отпусков без сохранения заработной платы; и назначить ШОРОХОВОЙ С.Г. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.