РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Свининой О.В.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Вавилон" о демонтаже рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" создано ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ "..." Основной вид экономической деятельности: прочая оптовая торговля.
19.03.2007 на основании постановления Главы города Нижний Тагил от 01.02.2007 N 95 рекламораспространителю ООО "Вавилон" выдано разрешение на установку в городе Нижний Тагил на пересечении проспекта Ленина с проспектом Мира рекламной конструкции - полноцветного светодиодного экрана на собственной опоре, размером изобразительной части 4 м на 5,75 м, площадью наружной рекламы 23 кв.м, сроком с 01.01.2007 по 31.12.2011.
27.02.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "Вавилон" о понуждении демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на перекрестке проспектов Ленина - Мира возле дома N 71 в городе Нижний Тагил, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении юридического лица ООО "Вавилон" установлено, что на перекрестке проспектов Ленина - Мира возле дома N 71 в городе Нижний Тагил установлена рекламная конструкция - светодиодный экран. Указанная конструкция размещена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.04.2003 N 124-ст.
Из обращения начальника отдела ГИБДД при ММУ МВД России "Нижнетагильское" следует, что госинспекторами отдела в 2012 году в ходе реализации своих полномочий выявлен факт размещения на перекрестке дорог проспектов Ленина и Мира в городе Нижний Тагил рекламной конструкции размером 4 м на 5,75 м, установленной с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003, а именно:
рекламная конструкция размещена на расстоянии 10 м от перекрестка и пешеходного перехода (ГОСТ - не менее 50 м);
расстояние от края конструкции до бордюрного камня составляет 2 м (ГОСТ - не менее 5 м);
расстояние до дорожных знаков и светофоров при площади рекламной конструкции более 18 кв.м составляет 10 м (ГОСТ - не менее 100 м);
рекламная конструкция размещена на аварийно-опасном участке.
Кроме того, срок действия разрешения, выданного ООО "Вавилон" 19.03.2007 на установку указанной рекламной конструкции, истек 31.12.2011. Получение нового разрешения рекламораспространителем невозможно ввиду несоответствия рекламы вышеуказанным требованиям государственного стандарта.
Размещение ООО "Вавилон" рекламной конструкции и дальнейшая эксплуатация светодиодного экрана в существующих условиях влечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Представитель ответчика - юрисконсульт ООО "Вавилон" Бурлов А.В. иск прокурора не признал полностью и, не оспаривая истечение 31.12.2011 срока действий разрешения на установку рекламной конструкции и истечение 15.01.2012 срока действия договора аренды рекламного места, пояснил, что 11.05.2012 ООО "Вавилон" подана заявка в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил на проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и получен лист согласований. Однако соответствующие согласования в управлении архитектуры, отделе ГИБДД и земельном отделе Администрации города Нижний Тагил не получены ООО "Вавилон" до настоящего времени.
Также представитель ответчика ставит под сомнение правильность результатов измерений расстояний от опоры рекламной конструкции до перекрестка и пешеходного перехода (10 м вместо 50 м), до бордюрного камня (2 м вместо 5 м) и до дорожных знаков и светофоров (10 м вместо 100 м). Собственные измерения указанных расстояний работниками ООО "Вавилон" не производились.
Представители третьих лиц - Администрации города Нижний Тагил, ММУ МВД России "Нижнетагильское" (отдел ГИБДД) и Главного управления МВД России по Свердловской области (Управление ГИБДД) в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, показания свидетеля и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы, в том числе с использованием электронных табло (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ с 01 января 2008 года статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Заключенные до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов гражданского дела:
в 2005 году Управлением ГИБДД ГУВД Свердловской области ООО "Вавилон" выдано согласование на размещение светодиодного экрана в городе Нижний Тагил по проспекту Ленина, 71 на расстоянии не менее 10 м от перекрестка с проспектом Мира, не менее 4 м от края проезжей части и 6,5 м по высоте от поверхности проезжей части (л. д. 35, 36);
01.08.2005 между Администрацией города Нижний Тагил и ООО "Вавилон" заключен договор аренды рекламного места, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, перекресток проспекта Ленина с проспектом Мира, возле магазина "Sela". Срок действия договора с 01.08.2005 по 01.08.2006. По окончании указанного срока действия договор может быть пролонгирован на дальнейший срок (л. д. 9-10, 43-44);
15.01.2007 между Администрацией города Нижний Тагил и "..." заключен договор "..." о передаче во временное владение и пользование земельных участок и другого недвижимого муниципального имущества для размещения рекламных конструкций. Срок действия договора установлен с 15.01.2007 по 31.12.2007.
Дополнительным соглашением от 30.12.2007 срок действия договора N "..." продлен до 15.01.2012;
ДД.ММ.ГГГГ между "..." и ООО "Вавилон" заключен договор N аренды рекламного места по адресу: "адрес", перекресток проспекта Ленина с проспектом Мира, возле ТЦ "Проспект" на срок 5 лет;
ДД.ММ.ГГГГ на основании трехстороннего договора между Администрацией "адрес", ООО "Городской центр рекламы" и ООО "Вавилон" права и обязанности "..." по договору N от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО "Вавилон".
19.03.2007 рекламораспространителю ООО "Вавилон" выдано разрешение на установку в городе Нижний Тагил на пересечении проспекта Ленина с проспектом Мира рекламной конструкции - полноцветного светодиодного экране на собственной опоре, размером изобразительной части 4 м на 5,75 м, площадью наружной рекламы 23 кв.м, сроком с 01.01.2007 по 31.12.2011 (л. д. 8).
Форма разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Нижний Тагил утверждена постановлением Главы города Нижний Тагил от 01.02.2007 N 95.
Таким образом, срок действия разрешения, выданного ООО "Вавилон" 19.03.2007 на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, истек 31.12.2011 (л. д. 7), срок действия договора аренды рекламного места от 15.01.2007 N 1/07 также истек 15.01.2012, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
Начиная с 15.01.2012 и до настоящего времени установка и эксплуатация ООО "Вавилон" спорной рекламной конструкции осуществляется без разрешения и договора (самовольная установка) и в силу прямого предписания статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламная конструкция подлежит демонтажу.
Вопросы, связанные с получением согласований и разрешений на установку рекламной конструкции, а также с заключением договора аренды рекламного места на новый срок, не являются предметом судебного разбирательства по настоящему делу, не относятся к подведомственности суда общей юрисдикции и подлежат разрешению сторонами в арбитражном суде в порядке оспаривания отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения (пункт 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 N 124-ст принят и введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", в соответствии с которым средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
на аварийно-опасных участках дорог и улиц;
на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах (пункт 6.1).
Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть: при разрешенной скорости движения на дороге (улице) 60 км/ч и менее и площади рекламного объявления свыше 18 кв.м - не менее 100 м (пункт 6.6).
Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статья 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 21 пункт 2, 27 пункт 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Из содержания выданного ООО "Вавилон" в 2005 году Управлением ГИБДД ГУВД Свердловской области согласования следует, что изначально размещение спорной рекламной конструкции было произведено ответчиком с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003:
расстояние от опоры рекламной конструкции до перекрестка и пешеходного перехода - "не менее10 м" вместо 50 м;
до края проезжей части (бордюрного камня) - "не менее 4 м" вместо 5 м (л. д. 35).
08.02.2012 отделом ГИБДД при ММУ МВД России "Нижнетагильское" в адрес прокурора Ленинского района города Нижний Тагил направлено сообщение о выявленном нарушении правил установки спорной рекламной конструкции рекламораспространителем ООО "Вавилон", содержащее просьбу о принятии мер прокурорского реагирования (л. д. 38-44).
Госавтоинспекторами отдела ГИБДД установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена:
на аварийно-опасном участке;
на расстоянии 10 м от перекрестка и пешеходного перехода (ГОСТ - не менее 50 м);
на расстоянии 2 м от края конструкции до бордюрного камня (ГОСТ - не менее 5 м);
на расстоянии 10 м до дорожных знаков и светофоров при площади рекламной конструкции более 18 кв.м (ГОСТ - не менее 100 м).
Те же нарушения подтверждаются актом прокурорской проверки от 22.02.2012 (л. д. 11), представленными в материалы дела фотоснимками (13-15, 40-41), схемами и картой в масштабе 1:500 (л. д. 36, 39).
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена государственный инспектор отделения дорожного надзора отдела ГИБДД при ММУ МВД России "Нижнетагильское" ФИО4, которая показала, что допущенные ООО "Вавилон" нарушения при установке спорной рекламной конструкции на перекрестке проспектов Ленина - Мира в городе Нижний Тагил были выявлены еще в 2009 году. Предварительное согласование места размещения рекламных конструкций с площадью информационного поля более 3 кв.м осуществляется непосредственно Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области.
Нарушения расстояний, перечисленных в ГОСТ Р 52044-2003, выявлены сотрудниками ГИБДД по результатам замеров на местности, с использованием рулетки. О выявленных нарушениях были направлены сообщения в Администрацию города Нижний Тагил и прокуратуру Ленинского района города Нижний Тагил. Непосредственно органами ГИБДД в адрес ООО "Вавилон" предписания не выносились.
Проведение органами ГИБДД и прокуратуры вышеуказанных мероприятий государственного контроля и прокурорского надзора в полной мере соответствует нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
при осуществлении прокурорского надзора (статья 1).
Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и преследует цель охраны жизни, здоровья и имущества неопределенного круга граждан, защиты их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок устранения ответчиком допущенных нарушений продолжительностью в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
При невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с удалением этой информации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" (ОГРН 1026601381025) демонтировать рекламную конструкцию - полноцветный светодиодный экран на собственной металлической опоре на бетонном фундаменте, расположенный по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, на перекрестке проспект Ленина - проспект Мира, возле дома N 71, в срок 1 (один) месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Вавилон" государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.