Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующей Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В.,
с участием представителя истца Клевцовой Л.В. - Кудымовой Е.П., действующей на основании доверенности от 26.03.2012 г., представителя УПФР в городе Анапе Цоколовой С.А., действующей на основании доверенности от 15.03.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клевцовой Л.В. о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Клевцова Л.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФ РФ (ГУ) г. Анапа от 7.02.2012 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия специального стажа. Из ее специального стажа были исключены периоды работы с 12.07.1982г. по 1.03.1983г. в должности медицинской сестры пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России" и с 1.07.1987г. по 7.11.2011 г. в должности медицинской сестры лечебного диагностического учреждения ЗАО "ДиЛуч" санаторно-курортный комплекс. С данным решением она не согласна, просила включить указанные периоды ее работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить пенсию с 7.11.2011 г.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представителя УПФР в городе Анапе исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать.
Огласив и исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из содержания п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона следует, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из представленных суду материалов дела и установлено судом, решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 7.01.2012 г. N 82 Клевцова Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из-за отсутствия требуемого 30 летнего специального стажа для назначения данного вида пенсии на 7.11.2011 г. При этом комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Анапа исключила из её специального стажа периоды работы: 12.07.1982г. по 1.03.1983г. в должности медицинской сестры пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России" и с 1.07.1987г. по 7.11.2011 г. в должности медицинской сестры лечебного диагностического учреждения ЗАО "ДиЛуч" санаторно-курортный комплекс.
Исключая из специального стажа Клевцовой Л.В. периоды её работы, в судебном заседании установлено, что истцу, не включены вышеуказанные периоды в специальный стаж с 12.07.1982г. по 1.03.1983г. и с 1.07.1987г. по 7.11.2011 г., в связи с тем, что её работа проходила в организации, образованной в форме учреждения. ЗАО (АОЗТ) "ДиЛуч" организовано в форме общества и не является учреждением здравоохранения, что также касается и пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России". Данные наименования не предусмотрены нормативными актами в области пенсионного законодательства, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Суд приходит к выводу о незаконности данных доводов ответчика.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, спорные периоды могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно ст.4 ГК РФ, при решении вопросов следует руководствоваться теми законами и подзаконными актами, которые действовали в период трудовых отношений.
Таким образом, период деятельности Клевцовой Л.В. с 12.07.1982г. по 1.03.1983г. и с 1.07.1987г. по 7.11.2011 г. подлежат зачету в специальный стаж на основании ранее действующего пенсионного законодательства.
Такая возможность предусмотрена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2 - П, в которых говорится, что законодательные акты должны сохранять "правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политике в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности приобретенных прав", о том, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающее, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и применить для данных правоотношений недопустимо.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в которых право на досрочное пенсионное обеспечения имеют все медицинские работники всех учреждений (организаций) здравоохранения вне зависимости от формы собственности.
До 01.10.1993 года пенсионные права медицинских работников регулировались ст. 58 Закона о государственных пенсиях и Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в Приложении к которому имеется перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в п. II. Врачи и другие медицинские работники пп. 1 Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения указаны санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы причем все врачи, медицинские сестры, лаборанты - все независимо от наименования должности.
Согласно справке ЗАО "ДиЛуч" санаторно-курортный комплекс от 2.11.2011 г. N 2538 до реорганизации в санаторно-курортное объединение Анапского терсовета с 15 июля 1923 года была основана Курортная поликлиника "Анапа" - 1 апреля 1967 г. открыта диетстоловая. Основание: Приказ N 2 от 29.03.1967г.; 1 января 1971г. открыт пансионат "Чайка". Основание: Приказ N 1 от 03.01.1970г.; 1 января 1974 г. Пансионат "Чайка" переименован в санаторий "Чайка". Основание: Постановление Терсовета N 131 от 9.12.1973г. В связи с реорганизацией Курортная поликлиника "Анапа", санаторий "Чайка" и Диетстоловые N1,2 объединены в санаторно-курортное объединение Анапского терсовета. Основание: Распоряжение терсовета N 372 от 08.07.1987г. Диетстоловые N 1,2 переименованы в "Объединение диетстоловых". Основание: Постановление терсовета N 12 от 24.03.1988г. Санаторно-курортное объединение переименовано в Поликлиническое объединение "Анапа". Основание: Приказ N 93 от 25.08.1990 г. По указанию "Анапа-Курорт" N 3 от 6.01.1993 г. Название: "Объединение диетстоловых" - ликвидировать, личный состав передать в Поликлиническое объединение "Анапа". Основание: Приказ N 14-к от 17.03.1993 г. В связи с реорганизацией Поликлиническое объединение переименовано в Акционерное Общество Закрытого Типа "ДиЛУЧ". Основание: Приказ N 1 от 1.04.1993 г. В связи с перерегистрацией Устава, АОЗТ. "ДиЛУЧ" считать переименованным в Закрытое Акционерное общество "ДиЛУЧ". Основание: Приказ N 41 от 6.06.1997 г. В связи с изменением Устава ЗАО "ДиЛУЧ", переименовано в Закрытое Акционерное общество "ДиЛУЧ" - санаторно-курортный комплекс. Основание: Приказ N 66-к от 9.12.1998 г.
ЗАО "ДиЛУЧ" - санаторно-курортный комплекс стало правопреемником санаторно-курортного объединения Анапского терсовета и Поликлинического объединения "Анапа".
В соответствии со ст.4 Устава ЗАО "ДиЛУЧ" - санаторно-курортный комплекс одним из основных видов деятельности общества является организация санаторно-курортного лечения и отдыха, профилактика заболеваний, родителей с детьми, детей и взрослых; организация отделений реабилитации по профилям: педиатрическое, общетерапевтическое, неврологическое, эндоэкологическое, отделений лечения сахарного диабета, пульмононологическое, опорно-двигательного аппарата, офтальмонологическое, ЛОР, хирургическое.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.10.2010 г. N 873н утвержден Перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, согласно которому ЗАО "ДиЛУЧ" - санаторно-курортный комплекс значится под п. 221, признавая тем самым ЗАО учреждением здравоохранения, опровергая позицию ответчика.
С 1.11.1999 г. был утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, где были определены не только должности медицинских работников, но и названия учреждений.
Наименование учреждения и один из профилей его деятельности полностью соответствует указанным в Списке N 1066 под п.21 - это санаторий (курорт), в том числе, и для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 утратило силу с 14 ноября 2002 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Далее пенсионное законодательство изменилось и был принят новый Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости?", где поименованы должности медицинских работников и наименования учреждения и профиль его деятельности, то есть п.21 Санатории (курорты) для лечения больных с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Таким образом, название и профиль деятельности ЗАО "ДиЛУЧ" - санаторно-курортный комплекс и должность Клевцовой Л.В. медицинской сестры полностью соответствует Списку N781 от 29.10.2002 г., который действует с изменениями и дополнениями и на настоящее время.
Кроме того, комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Анапа исключила из специального стажа Клевцовой Л.В. периоды работы: 12.07.1982г. по 1.03.1983г. в должности медицинской сестры пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России".
Согласно ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Данное положение устанавливает запрет на издание законов, ущемляющих или отменяющих права граждан.
Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и, изменивших условия приобретения прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правом, и придание тем самым, обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, противоречит ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст.19, ч. 1 ст. 39 и ч. 2,3 ст. 59 Конституции РФ.
Довод ответчика о том, что период работы Клевцовой Л.В. с 12.07.1982г. по 1.03.1983г. в должности медицинской сестры пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России" не подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку данная организация не поименована ни в одном из вышеупомянутых Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу либо стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признаётся судом несостоятельным, поскольку Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 г. N 11-П положения подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28 во взаимосвязи с п. 1 и 2 ст.31 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющиеся государственными или муниципальными были признаны не соответствующими Конституции РФ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом положений Конституции РФ, законодательства действующего как в период работы истца, так и действующим в последующем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Клевцовой Л.В.обоснованные и подлежат удовлетворению полностью, поскольку на период первичного обращения к ответчику на 7.11.2011 г. у Клевцовой Л.В. с учетом всех периодов специальный стаж составил не менее 30 лет, что соответствует требованию закона о пенсиях, и доказывает неправомерность отказного решения Управления Пенсионного фонда.
Статья 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривает назначение пенсии со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема пенсионным фондом соответствующего заявления. Так как истец обратился за назначением пенсии 7.11.2011 г., что подтверждается представленной в суд распиской-уведомлением УПФ РФ в г.Анапа, пенсия должна быть назначена с даты первоначального обращения с заявлением.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства и факты, огласив и исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требованиях Клевцовой Л.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Клевцовой Л.В. - удовлетворить.
Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа от 7.02.2012 года N 82 Клевцовой Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа включить в специальный стаж Клевцовой Л.В. следующие периоды: 12.07.1982г. по 1.03.1983г. в должности медицинской сестры пионерского лагеря "Сокол" детского санаторного комплекса пионерских лагерей "Жемчужина России" и с 1.07.1987г. по 7.11.2011 г. в должности медицинской сестры лечебного диагностического учреждения ЗАО "ДиЛуч" санаторно-курортный комплекс.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа назначить Клевцовой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 7.11.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.