Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Гантимурова ФИО5 к Военному комиссариату Свердловской области об установлении сумм ежемесячной выплаты, в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
Гантимуров В.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности и об установлении суммы ежемесячной выплаты, о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, считает, что сумма должна быть рассчитана из его заработка, предшествующего установлению инвалидности, то есть 1993 год, в связи с чем, с 1 апреля 2011 г. сумму ежемесячной выплаты в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., задолженность составляет, начиная с 01.07.2000 г. по 31.03.2011 г., "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., убытки, в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Ответчик иск не признали, указав, что со стороны Военного комиссариата, как органа, осуществляющего данные выплаты, нарушений в порядке индексации данных сумм не имеется, т.к. все полагающиеся истцу индексации сумм возмещения вреда, произведены, задолженность по перерасчету выплачена, сделаны все перерасчеты и применены установленные на тот момент коэффициенты.
До назначения пенсии истец не имел права на возмещение вреда здоровью.
Учитывая, что к моменту обращения истца в суд, порядок индексации денежных компенсаций был установлен нормативными правовыми актами, а так же, исходя из самостоятельности органов государственной власти Российской Федерации и отсутствия факта признания в судебном порядке данного акта (индексации по инфляции) несоответствующим Закону Конституции РФ, назначать выплату денежных компенсаций в иных размерах и производить их индексацию в ином порядке, чем это предусмотрено Законодательством Российской Федерации, оснований не имеется.
Кроме того, представитель Военного комиссариата сослался на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 847 от 27.12.2004 года определен порядок индексации размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров с 29.05.2004 года с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Доплата произведена в феврале 2005 года. С 01.01.2005 года выплата производилась с применением коэффициента 1.08 исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", а также в связи с изменениями, внесенными в указанный закон, установлена замена коэффициента с 1,08 на 1,1. Таким образом, права истца при производстве ему выплат, нарушены не были.
В обоснование требования о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой возмещения вреда здоровью, истец сослался на п.16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14.12.2000г. N 35 (в ред. 11.05.2007г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", а также ст.15,16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему.
Ответчик иск в этой части также не признал, указав, что индексация по ИПЦ допускается только в отношении назначенных, но невыплаченных сумм. Поскольку те суммы, о которых заявил истец, ему не назначались, у Военного комиссариата обязательств по их выплате не имелось, соответственно, оснований для применения ИПЦ не имеется.
Истец просил удовлетворить его требования, в судебное заседание не явился.
Представитель истца настаивал в судебном заседании на удовлетворении исковых требований исходя из произведенного расчета.
Представители ответчика просили в иске отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец в период с 17 июня по 5 июля 1986 года был привлечен в установленном порядке к участию в ликвидации техногенной катастрофы (на Чернобыльской АЭС). При исполнении служебных обязанностей, был причинен вред его здоровью.
В 1994 году он был признан инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, связанным с исполнением служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС бессрочно.
Утрата трудоспособности 100 %.
Таким образом, истец имеет права на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Граждане, подпадающие под действие пункта 2 статьи 13 Закона, имеют среди прочего право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью Закона (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).
В п.25 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 12.02.2001г. N 5-ФЗ установлены выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из группы инвалидности в следующих размерах:
Инвалидам 1 группы - "данные изъяты".
Инвалидам 2 группы - "данные изъяты"
Инвалидам 3 группы - "данные изъяты" руб.
С 2001 г. истцу были назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере: с 03.02.2001 г. по 28.02.2001 г. - "данные изъяты" руб., с 03.03.2001 г. - "данные изъяты" руб., с 2002 г. - "данные изъяты" руб., с 03.06.02 г. по 30.06.02 г. - "данные изъяты" руб., с 03.07.02 г. - "данные изъяты" руб., с 2003 г. - "данные изъяты" руб., с 2004 г. - "данные изъяты" руб., с 2005 г. - "данные изъяты" руб., с 2006 г. - "данные изъяты" руб., с 2007 г. - "данные изъяты" руб., с 2008 г. - "данные изъяты" руб., с 2009 г. - "данные изъяты" руб., с 2010 г. - "данные изъяты" руб.
С 02.06.98 г. по 14.02.2001 г. единовременно 17.12.2002 г. выплачено "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Выплаты денежных компенсаций производились в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пунктом статьи 3 которого установлено, что компенсации и льготы предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а статьей 4 Закона РФ предусмотрено, что конкретные размеры денежных и других материальных компенсаций и льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Как указал истец, Свердловский областной военкомат в настоящее время выплачивает ему ежемесячную компенсацию за вред здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в соответствии с п. 15 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Федеральным законом от 12 февраля 2001г. N5-ФЗ, внесшим изменения и дополнения в Закон РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсионерам Минобороны, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, впервые в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997г. N18-11 законодатель предоставлял право на возмещение вреда путем выплаты ежемесячных компенсаций, а также на недополученные за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001г. денежные компенсации.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы" N 455 от 8 июня 2001г. (В ред. от 24.08.2002г. N 629).
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ Правительство Российской Федерации указанным Постановлением РФ N 455 от 8 июня 2001г. утвердило порядок и условия возврата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда в 2001 - 2003 годах исходя из объёмов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации указано, что выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998г. по 15 февраля 2001г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Истцом заявлено требование об индексации суммы возмещения пропорционально повышению прожиточного минимума, индекса потребительских цен.
Ответчик, не признавая требования истца, указал на то, что законом такая индексация предусмотрена не была.
Ответчик сослался на то, что Правительством Российской Федерации было принято соответствующие постановление от 25.05.2005 г. N326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм". Пунктом 2 Постановление Правительства N 326 установлено, что ежемесячная денежная компенсация и ежемесячные денежные суммы индексируются за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. с применением коэффициента соответственно 1,12; 1,12 и 1,1, исходя из уровня инфляции установленной на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными Законами "О Федеральном бюджете на 2002 год", " О Федеральном бюджете на 2003 год", "О Федеральном бюджете на 2004 год".
Как указал ответчик, истцу выплачена денежная компенсация в возмещении вреда, исходя из ежемесячного размера денежной компенсации в возмещение вреда за вычетом ранее выплаченной суммы согласно Постановлениям Правительства РФ: N 847 от 27.12.2004г.; N 292 от 07.05.2005г.; N 326 от 25.05.2005г.; N 163 от 24.03.2006г.; N 246 от 25.04.2006г.; N 171 от 21.03.2007г.; N 143 от 03.03.2007г.; N914 от 21.12.2007г.; N914 от 17.03.2008г.в ред. 181 N914 от 03.09.2008г. в ред.655. Все указанные Постановления Правительства РФ военным комиссариатом исполнены в предусмотренные сроки.
По мнению ответчика, в связи с тем, что вышеуказанные Постановления Правительства Российской Федерации не отменялись, требования истца об индексации в возмещение вреда не основаны на Законе РФ и Правилах по возмещению вреда, которые определены Постановлениями Правительства Российской Федерации, а ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, для производства их индексации в ином порядке оснований не имелось. Учитывая, что к моменту обращения истца в суд, порядок индексации денежных компенсаций был установлен нормативными правовыми актами, а так же, исходя из самостоятельности органов государственной власти Российской Федерации и отсутствия факта признания в судебном порядке данного акта (индексации по инфляции) несоответствующим Закону Конституции РФ, назначать выплату денежных компенсаций в иных размерах и производить их индексацию в ином порядке, чем это предусмотрено Законодательством Российской Федерации, оснований не имеется.
С такими выводами ответчика согласиться нельзя.
12 февраля 2001г. был принят ФЗ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 2 указанного закона гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 базового чернобыльского закона, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая "данные изъяты" рублей.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового чернобыльского Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Согласно ФЗ N 5-ФЗ от 12 февраля 2001г. "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" критерий индексации изменен.
19 июня 2002г. принято постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений закона РФ от 18 июня 992г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995г. и от 12 февраля 2001г.).
В п.3.2 вышеуказанного Постановления, сказано, что "при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда".
В п.3 резолютивной части указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002г. (ч.1 ст.16).
Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ стали и положения ч.3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан..." и ч.3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан..." в их взаимосвязи, предусматривающие ежегодное повышение сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Эти положения признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и поэтому носят неопределенный характер.
Согласно п.5.4 Постановления Конституционного суда до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции, при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г. первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001г., то есть с января 2002 года.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Учитывая наличие механизма индексации, предусмотренного в указанном разъяснении Пленума, суд, находит возможным принять расчет, предложенный истцом.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Приведенная правовая норма вступила в силу с 15.02.2001, однако первая ежегодная индексация могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с 01.01.2002.
Разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 г., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка, без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.
Указанное положение базового Закона в его историческом истолковании и нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.
Принимая это во внимание, при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
При рассмотрении таких дел необходимо также иметь в виду, что после 15 февраля 2001 г. право на получение компенсационных выплат в размере ранее получаемых сумм возмещения вреда с учетом условного заработка имеют инвалиды независимо от того, в какой зоне радиоактивной опасности они работали при ликвидации последствий названной катастрофы (пункт 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), пункт 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П).
Статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
В пункте 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 1 января 2001 г., когда вступила в силу статья 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которая изменила указанную норму базового Закона. Согласно внесенному изменению заработок, из которого исчислялся размер возмещения, не мог быть ниже 700 рублей.
При применении данного положения базового Закона до 1 января 2001 г. семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов).
СогласноПостановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац четвертый подпункта 1 пункта 23статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащимстатьям 19 (части 1 и 2),42 и55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данногоПостановления.
ВПостановлении Конституционного Суда Российской Федерации также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения вЗакон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г., вытекающие из данногоПостановления.
Соответствующие изменения в пункт 2статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральнымзаконом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первойстатьи 14 указанного Закона.
Кроме того,статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии спунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных положенийстатьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ позволяет суду прийти к следующим выводам:
во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. (момент вступления в силуЗакона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ);
во-вторых, законодатель не установил для этих лиц какого-либо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ограничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда (денежная компенсация);
в-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить лишь порядок и условия возврата гражданам недополученных за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций) и не уполномочивал его на определение порядка исчисления этих сумм, в том числе на определение предельного размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.
Следовательно, закрепив впункте 3 оспариваемого Порядка предписание о том, что выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы 700 рублей в месяц, Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему частью 2статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
При этом предусмотренный впункте 3 порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии сЗаконом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям пункта 25 части первойстатьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно названной норме Федеральногозакона (в редакции от 24.11.1995) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (вредакции от 24.11.1995) и не ниже "данные изъяты" рублей (вредакции от 07.08.2000).
Истец, воспользовавшись своим правом, просит рассчитать среднемесячный заработок, предшествовавший установлению инвалидности, то есть за 1993 год, исходя из фактически полученных им денежных сумм.
Ответчик, возражая против такого расчёта, считает, что возможно только рассчитывать заработок, полученный истцом в ЧАЭС, а не тот, который он получил, работая на гражданской службе, поскольку страховым случаем, по их мнению, является работа в ЧАЭС.
Однако, суд не может согласиться с данной позицией ответчика, по следующим основаниям.
С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральнымзаконом "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии состатьей 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Средний месячный заработок работника подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Вместе с тем, в силу пункта 1статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии состатьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотреннымглавой 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложена вПостановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслустатьи 42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
Суд, изучив представленные справки о выплаченных и начисленных денежных суммах, считает, что средний заработок истца в период с 01.01.19993 года по 31.12.1993 года составляет "данные изъяты" руб., указанная сумма и должна быть осовременена.
Расчёт истца произведён в соответствии с положениями закона, индексации подлежит сумма 87408, 63 руб. на повышающий коэффициент 3, поскольку инвалидность установлена до 1993 г., далее на 2,5;1,9; 1,9; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27; 1,2; 1,05; 1.15; 1,1.
Таким образом, на 01.07.2000 г. размер составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., умножаем на 1,581; 1,515; 1,396; 1,644; 1,1; 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ изменён механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью - установлен исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
26 апреля 2004г. был принят федеральный закон N 31 ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и в ст.2 ФЗ РФ О внесении Изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на ЧАЭС" (вступил в силу с 29 мая 2004г.), изменивший способ дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда.
В соответствии с новым Законом размеры выплат гражданам, установленные Чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Закону придана обратная сила - с 19.06.2002. Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.10.2005 N 364-0 прямо указал, что если применение введенного нормами Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
С 1 января 2002 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 30.12.2001г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" составляет 1,12.
С 1 января 2003 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 24.12.2002г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" составляет 1,12.
С 1 января 2004 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", составляет 1,1.
С 1 января 2005 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173 -ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" составляет 1,11.
С 1 января 2006 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 7 декабря 2005 года N189 -ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", составил 1,09 (с учетом постановления Верховного Суда РФ от 14.06.2006 г.).
С 1 января 2007 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом N 238-ФЗ от 19.12.2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 год", (с учетом Постановления Правительства от 21.03.2007 г.) составляет 1,08.
С учетом разъяснений Конституционного суда РФ, суд обязан сделать расчет сумм возмещения по методике индексации в зависимости от РВПМ и по методике по Федеральному закону от 26.04.2004 N 31-ФЗ для их сравнения. В случае, если суммы возмещения по первой методике выше (РВПМ), то определение сумм по второй методике должен определяться с 01.06.2004 г. в соответствии с действующим законодательством. Сравнение показывает, что расчет индексации с применением РВПМ за 2002-2003 г.г. выше, чем коэффициенты инфляции, тогда как за 2004 г. индекс инфляции превышает ВРПМ (1,1 и 1,0921).
25 мая 2005г. во исполнение Закона было принято Постановление Правительства РФ N 326 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
В связи с принятием указанного Постановления ответчик должен был произвести истцу последующую индексацию сумм возмещения вреда здоровью, поэтому ежемесячные выплаты за вред здоровью должны индексироваться за период с 1 января 2002г. по 1 января 2007г. с применением коэффициентов соответственно 1,396 (прожиточный минимум 2002 г.); с 1.01.2003 г. на 1.644 (прожиточный минимум 2003 г.), с 1.01.2004 г. в 1.1, 1.11 ; 1.09; 1.08, исходя из уровня инфляции, установленного на 2004, 2005, 2006, 2007 годы Федеральными законами N 194-ФЗ от 31.12.2001. " О федеральном бюджете на 2002г.", N176-ФЗ от 24.12.2002 г. " О федеральном бюджете на 2003г.", N186-ФЗ от 23.12.2003. О федеральном бюджете на 2004г.", N173-ФЗ от 23.12.2004. " О федеральном бюджете на 2005г." (с учетом постановления Верховного Суда РФ от 14.06.2006 г.), 189-ФЗ от 07.12.2005. "О федеральном бюджете на 2006 год" (в редакции Федерального закона от 1.12.2006 г. N 197-ФЗ), N 238-ФЗ от 19.12.2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 год".
С 1 января 2008 года - индекс инфляции, установленный постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г., исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" составляет 1,07 (с 1.01.2009 г. - 1,065 и с 1.01.2010 г. - 1,06).
Период взыскания сумм возмещения вреда здоровью: со 2 июня 1998г. - даты приобретения права военнослужащих на возмещение вреда в соответствии с Постановлением КС от 1 декабря 1997г. N 18-П. С 1 января 2011г. произвести ежегодную индексацию сумм возмещения вреда здоровью на 1,065 - индекс инфляции на 2011 год.
Федеральным законом РФ N 19-ФЗ от 03 марта 2008 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" коэффициент инфляции на 2008 год вместо 7.0 процентов увеличен до 8.5 процентов, на 2009 год - также увеличен с 6.5 процентов до 7.0 процентов.
Федеральным законом РФ N 122-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" коэффициент инфляции на 2008 год вместо 8.5 процентов увеличен до 10.5 процентов.
Коэффициент инфляции на 2009 год постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г. (в редакции постановления N 545 от 07.07.2009 г.) установлен в размере 1,13.
Коэффициент инфляции на 2010 год постановлением Правительства РФ N 1024 от 16.12.2009 г. установлен в размере 1,1.
Истец просит возместить ему убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ответчики полагают, что для возмещения убытков отсутствуют правовые основания, поскольку согласно разъяснению, содержащемуся в п.3 Постановления Верховного Суда РФ от 14.12.2000г N 35 "О вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд вправе удовлетворить требования истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
По мнению ответчика, назначенные истцу суммы в возмещение вреда здоровью выплачены в полном объеме в соответствии с действовавшем на тот момент законодательством без задержки. Индексация сумм в возмещение вреда по уровню инфляции уже обеспечила защиту имущественных прав истца от инфляционных процессов. Индексация задолженности с учетом индекса потребительских цен приведет к двойной индексации этой задолженности и, как следствие, к перерасходу средств федерального бюджета.
Однако, суд считает, что с такими выводами ответчика согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Как указал истец, недоплачиваемые ответчиком суммы с тех пор, как они должны были выплачиваться по закону в проиндексированным размере, значительно обесценились в связи с инфляцией, в связи с чем, ему причинен имущественный вред в результате снижения покупательной способности ежемесячно полагающихся, но не выплаченных своевременно выплат.
Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14.12.2000г. N 35 (в ред. 11.05.2007г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
В соответствии со ст.ст. 15,16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец, вправе требовать полного возмещения причиненных убытков.
Аналогичная правовая позиция высказана в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9.
Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему.
Поскольку обязанность по выплате этой суммы в размере, предусмотренном действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, именно эти государственные органы представляют интересы РФ по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Как установлено в судебном заседании, истцу не был установлен полагающийся по закону размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что нарушает принцип полного возмещения вреда здоровью.
Рост потребительских цен подтверждается справкой Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, отражающей динамику индексов потребительских цен по Свердловской области.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ. Взыскание убытков за счет ответчика соответствует принципам ответственности государства за действия органов государственной власти, приоритета прав человека и гражданина, восстанавливает мое нарушенное право на своевременное получение выплат в возмещение вреда в установленном законом размере.
Согласно позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 года N 461-О и Определении N 445-О от 3 ноября 2006г., подлежит взысканию вся задолженность с 1 июля 2000 года.
Конституционный суд в своих определениях неоднократно указывал, что согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2)".
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен, безусловно, соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 ГК Российской Федерации и статья 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные - акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей").
Положения статьи 208 ГК Российской Федерации - с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании соответственно Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19 июня 2002 года, закрепленное Конституцией право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, обеспечивается также возможностью его судебной защиты, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Конституционно-правовой смысл положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанных Определениях на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, требования истца о возмещении убытков также подлежат удовлетворению.
Расчет задолженности, задолженности с убытками по индексу потребительских цен (нарастающим итогом) судом проверен, ответчиками не оспаривался, в связи с чем, суд считает его правильным и принимает за основу недополученных денежных сумм.
Таким образом, с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Гантимурова В.Ю. следует взыскать задолженность за период с начиная с 01.07.2000 г. по 31.03.2011 г. за счет средств Федерального бюджета в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., а также убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учётом индекса потребительских цен по Свердловской области за период с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Согласно ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001г N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС" назначение и выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 25 мая 2005 года N 326 индексация и возврат недополученных сумм ежемесячных денежных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производятся органами, осуществляющими указанные выплаты.
Отсутствие у ответчика самостоятельной обязанности по индексации сумм компенсационных выплат, поскольку такие коэффициенты законодательно не были определены, не лишает истца возможности взыскать убытки, вызванные несвоевременной выплатой ежемесячных сумм, за весь период.
Обязанность государства по полному возмещению вреда осуществляется через специально уполномоченные органы.
При рассмотрении вопроса вины необходимо учитывать не вину конкретного органа (в данном случае - Военного комиссариата Свердловской области), а вину государства в целом: вину в причинении такого вреда, вину в невосполнимости такого вреда, отсутствия законодательного урегулирования соответствующей индексации возмещения вреда, длительной правовой неопределенности в вопросе индексации спорных выплат наравне с суммами возмещения вреда здоровью, принятием Постановлений Правительства РФ о частичной индексации спорных сумм, поздним разъяснением о включении спорных выплат в объем возмещения вреда (лишь в Постановлении Пленума ВС от 5 апреля 2005г.) и пр.
Следовательно, иск подлежит удовлетворению в отношении Военного комиссариата Свердловской области, но за счет средств федерального бюджета.
Соответственно, следует обязать Военный Комиссариат Свердловской области назначить и выплачивать Гантимурову В.Ю., начиная с 01 апреля 2011 года, ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гантимурова ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области об установлении сумм ежемесячной выплаты, в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области задолженность в возмещение вреда здоровью в пользу Гантимурова ФИО7, начиная с 01.07.2000 г. по 31.03.2011 г. за счет средств Федерального бюджета в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Обязать Военный комиссариат Свердловской области установить Гантимурову ФИО8, начиная с 01.04.2011 года ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Гантимурова ФИО9 в возмещение убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.