Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ивлиева ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области об установлении сумм ежемесячной выплаты, в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС,
Ивлиев Н.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности и об установлении суммы ежемесячной выплаты, о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, за период с 1 июля 2000 г., а также об установлении суммы ежемесячной выплаты.
Истец просил признать за ним право с 01.07.2000 г. на ежегодную индексацию (увеличение) размера ежемесячной компенсации по возмещению вреда здоровью в соответствии с ростом величины прожиточного минимума по Свердловской области, устанавливаемого Правительством Свердловской области для пенсионеров, и произвести индексацию суммы возмещения вреда здоровью, установленной по состоянию на 01.01.2001 г., в размере 4823 р. 33 к. для инвалидов 2 группы, с 1.01.2002 г. с применением коэффициента роста величины прожиточного минимума в 1,396 раза, с 01.01.2003 г. на коэффициент роста величины прожиточного минимума в 1,644 раза, с 1.01.2004 г. на коэффициент инфляции на 2004 год в 1,1, с 1.01.2005 года коэффициент инфляции на 2005 год в 1,11 раза, с 1.01.2006 года коэффициент инфляции на 2006 год в 1,09, с 1.01.2007 года коэффициент инфляции на 2007 год в 1,08, с 1.01.2008 г. - на коэффициент инфляции 2008 года 1,105, с 01.01.2009 года с применением коэффициента инфляции на 2009 год в 1,13 раза, с 01.01.2010 г. - с применением коэффициента инфляции на 2010 год в 1,1 раза, а в 2011 г. 1,088.
Также истец просил взыскать задолженность за период с 1.07.2000 г. по 30.10.2010 г., и установить с 1.11.2010 г. сумму ежемесячного возмещения с учетом произведенной индексации.
В последствии истец неоднократно уточнял исковые требования, в результате окончательных расчетов, он просил взыскать с ответчика сумму в размере сумму в размере "данные изъяты" рублей, ссылаясь на то, что в период нахождения в 30-километровой зоне при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС он получил денежное довольствие в размере "данные изъяты" р. "данные изъяты" коп. - август и "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - сентябрь. При расчете суммы просит исходить из того, что в сентябре 1986 г. он полный месяц находился в 30 километровой зоне. Кроме того, просит также включить в расчет полученные им за данный период премии, полагая, что они были начислены сверх денежного довольствия и должны быть также учтены, в результате чего сумма денежного довольствия в 1986 г. за сентябрь составила, по мнению истца "данные изъяты" рубль "данные изъяты" коп., осовремененная - "данные изъяты" рубля "данные изъяты" коп., из расчета 60% утраты трудоспособности - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" коп., с 01.07.2000 г. - "данные изъяты" (индекс 1,581), с 01.01.20011 г. - "данные изъяты" (индекс 1,515), с 01.01.2002 г. - "данные изъяты" (1,396), с 01.01.2003 г. - "данные изъяты" (1,644), с 01.01.2004 г. - "данные изъяты" (1,1), с 01.01.2005 г. - "данные изъяты" (1,11), с 01.01.2006 г. - "данные изъяты" (1,09), с 01.01.2007 г. - "данные изъяты" (1,08), с 01.01.2008 г. - "данные изъяты" (1,05), с 01.01.2009 г. - "данные изъяты" (1,13), с 01.01.2010 г. - "данные изъяты" (1,1), в 2011 г. 1,088.
По ходатайству истца судом назначена судебная медико-социальная экспертиза по вопросу установления утраты трудоспособности.
По заключению экспертов утрата трудоспособности Ивлиева Н.А. составляет с 29.06.2004 г. и далее бессрочно составляет 80 %.
После проведения экспертизы истец уточнил исковые требования, просив взыскать задолженность в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек за период с 01.07.2000 г. по 31.03.2011 г., а в возмещение убытков за этот же период "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. Просил также установить сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, исходя из заработка, полученного Ивлиевым Н.А. в период с 01.09.1986 г. по 30.09.1986 г.
Ответчик в части индексации и взыскании задолженности иск не признал, указав, что со стороны Военного комиссариата, как органа, осуществляющего данные выплаты, нарушений в порядке индексации данных сумм не имеется, т.к. все полагающиеся истцу индексации сумм возмещения вреда произведены, задолженность по перерасчету выплачена, сделаны все перерасчеты и применены установленные на тот момент коэффициенты.
До назначения пенсии истец не имел права на возмещение вреда здоровью.
Учитывая, что к моменту обращения истца в суд, порядок индексации денежных компенсаций был установлен нормативными правовыми актами, а так же, исходя из самостоятельности органов государственной власти Российской Федерации и отсутствия факта признания в судебном порядке данного акта (индексации по инфляции) несоответствующим Закону Конституции РФ, назначать выплату денежных компенсаций в иных размерах и производить их индексацию в ином порядке, чем это предусмотрено Законодательством Российской Федерации, оснований не имеется.
В части требований индексации суммы в возмещение вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера в Свердловской области за 2000-2003 г.г. требования истца также не обоснованы, т.к. отсутствует федеральное законодательство, устанавливающее механизм индексации.
Кроме того, представитель Военного комиссариата сослался на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 847 от 27.12.2004 года определен порядок индексации размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров с 29.05.2004 года с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Доплата произведена в феврале 2005 года. С 01.01.2005 года выплата производилась с применением коэффициента 1.08 исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", а также в связи с изменениями, внесенными в указанный закон, установлена замена коэффициента с 1,08 на 1,1. Таким образом, права истца при производстве ему выплат, нарушены не были.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 июля 2000 г. по 31 октября 2010 г.
В обоснование данного требования Ивлиев Н.А. сослался на п.16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14.12.2000г. N 35 (в ред. 11.05.2007г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", а также ст.15,16, 1069 ГК РФ, поскольку механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему.
Ответчик иск в этой части также не признал, указав, что индексация по ИПЦ допускается только в отношении назначенных, но невыплаченных сумм. Поскольку те суммы, о которых заявил истец, ему не назначались, у Военного комиссариата обязательств по их выплате не имелось, соответственно, оснований для применения ИПЦ не имеется.
Истец просил удовлетворить его требования.
Представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований исходя из произведенного расчета, указав, что ранее выплаченные Ивлиеву Н.А. суммы вычтены, произведена индексация только невыплаченной, по расчётам истца, суммы.
Представитель ответчика, указывала на то, что индексация была произведена в установленном законом порядке, производить повторную индексацию нельзя.
Заслушав истца, представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец в период с 04 августа 1986 по 31 сентября 1986 г. был привлечен в установленном порядке к участию в ликвидации техногенной катастрофы (на Чернобыльской АЭС). При исполнении им служебных обязанностей, был причинен вред его здоровью.
22 июня 1994 года он был признан инвалидом 3 группы в связи с увечьем полученным при исполнении обязанности военной службы на Чернобыльской АЭС. Утрата трудоспособности на 60 %.
23.06.1999 года Ивлиев Н.А. признан инвалидом 3 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС. Утрата трудоспособности на 60 %.
29.06.2004 г. Ивлиев Н.А. признан инвалидом 2 группы, в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Степень утраты трудоспособности не установлена.
04.10.1994 года истец уволен с военной службы с зачислением в запас и назначением пенсии за выслугу лет от министерства Обороны РФ.
За период с 02.06.1998 г. по 15.02.2001 г. исходя из денежного довольствия и продовольственного пайка с учетом процентной надбавки за выслугу лет - в размерах, действующих на день выплаты, с учетом степени утраты трудоспособности, Ивлеву Н.А, выплачено 17.12.2002 г. "данные изъяты" рублей.
По мнению экспертов, утрата трудоспособности Ивлиева Н.А. с 29.06.2004 г. и далее бессрочно составляет 80 %.
16.01.2006 года ему выплачена единовременная сумма в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Таким образом, истец имеет права на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Граждане, подпадающие под действие пункта 2 статьи 13 Закона, имеют среди прочего право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью Закона (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).
В п.25 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 12.02.2001г. N 5-ФЗ установлены выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из группы инвалидности в следующих размерах:
Инвалидам 1 группы - 5000руб.
Инвалидам 2 группы - 2500руб
Инвалидам 3 группы - 1000 руб.
С февраля 2001 г. истцу были назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" р., а с 22.06.2004 г. - в размере "данные изъяты" р.
Далее возмещение вреда здоровью производилось из указанной твердой денежной суммы "данные изъяты" р., впоследствии проиндексированной в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.
Ивлиеву Н.А. производились выплаты денежных компенсаций в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пунктом статьи 3 которого установлено, что компенсации и льготы предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а статьей 4 Закона РФ предусмотрено, что конкретные размеры денежных и других материальных компенсаций и льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Как указал истец, Свердловский областной военкомат в настоящее время выплачивает ему ежемесячную компенсацию за вред здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в соответствии с п. 15 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящее время истец заявил требование об установлении суммы в возмещение вреда здоровью из заработка, полученного им при ликвидации последствий ЧАЭС, который составлял "данные изъяты" рублей, что на 2000 год составляет "данные изъяты" рубля (утрата трудоспособности 60%), указанная сумма и подлежит дальнейшей индексации.
Федеральным законом от 12 февраля 2001г. N5-ФЗ, внесшим изменения и дополнения в Закон РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсионерам Минобороны, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, впервые в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997г. N18-11 законодатель предоставлял право на возмещение вреда путем выплаты ежемесячных компенсаций, а также на недополученные за период со 2 июня 1996 г. по 15 февраля 2001г. денежные компенсации.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы" N 455 от 8 июня 2001г. (В ред. от 24.08.2002г. N 629).
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ Правительство Российской Федерации указанным Постановлением РФ N 455 от 8 июня 2001г. утвердило порядок и условия возврата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда в 2001 - 2003 годах исходя из объёмов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации указано, что выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998г. по 15 февраля 2001г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Ответчик, не признавая требования истца, сослался на то, что Правительством Российской Федерации было принято соответствующие постановление от 25.05.2005 г. N326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм". Пунктом 2 Постановление Правительства N 326 установлено, что ежемесячная денежная компенсация и ежемесячные денежные суммы индексируются за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. с применением коэффициента соответственно 1,12; 1,12 и 1,1, исходя из уровня инфляции установленной на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными Законами "О Федеральном бюджете на 2002 год", " О Федеральном бюджете на 2003 год", "О Федеральном бюджете на 2004 год".
Как указал ответчик, Ивлиеву Н.А. выплачена денежная компенсация в возмещение вреда исходя из ежемесячного размера денежной компенсации в возмещение вреда за вычетом ранее выплаченной суммы согласно Постановлениям Правительства РФ: N 847 от 27.12.2004г.; N 292 от 07.05.2005г.; N 326 от 25.05.2005г.; N 163 от 24.03.2006г.; N 246 от 25.04.2006г.; N 171 от 21.03.2007г.; N 143 от 03.03.2007г.; N914 от 21.12.2007г.; N914 от 17.03.2008г.в ред. 181 N914 от 03.09.2008г. в ред.655. Все указанные Постановления Правительства РФ военным комиссариатом исполнены в предусмотренные сроки.
Ивлиеву Н.А. ежемесячно выплачивалась денежная компенсация возмещения вреда:
в 2004 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,1
в 2005 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,11
в 2006 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,09
в 2007 года "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,08
в 2008 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,105
в 2009 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,13
в 2010 году "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. - инд.инфляции 1,1.
По мнению ответчика, в связи с тем, что вышеуказанные Постановления Правительства Российской Федерации не отменялись, требования Ивлиева Н.А. об индексации в возмещение вреда не основаны на Законе РФ и Правилах по возмещению вреда, которые определены Постановлениями Правительства Российской Федерации, а ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, для производства их индексации в ином порядке оснований не имелось. Учитывая, что к моменту обращения истца в суд, порядок индексации денежных компенсаций был установлен нормативными правовыми актами, а так же, исходя из самостоятельности органов государственной власти Российской Федерации и отсутствия факта признания в судебном порядке данного акта (индексации по инфляции) несоответствующим Закону Конституции РФ, назначать выплату денежных компенсаций в иных размерах и производить их индексацию в ином порядке, чем это предусмотрено Законодательством Российской Федерации, оснований не имеется.
С такими выводами ответчика согласиться нельзя.
12 февраля 2001г. был принят ФЗ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 2 указанного закона гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 базового чернобыльского закона, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая "данные изъяты" рублей.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового чернобыльского Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Согласно ФЗ N 5-ФЗ от 12 февраля 2001г. "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" критерий индексации изменен.
19 июня 2002г. принято постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений закона РФ от 18 июня 992г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации. следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995г. и от 12 февраля 2001г.).
В п.3.2 Постановления указано, что "при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда".
В п.3 резолютивной части указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002г. (ч.1 ст.16).
Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ стали и положения ч.3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан..." и ч.3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан..." в их взаимосвязи, предусматривающие ежегодное повышение сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Эти положения признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и поэтому носят неопределенный характер.
Согласно п.5.4 Постановления Конституционного суда до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции, при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г. первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001г., то есть с января 2002 года.
Поскольку, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество
кварталов в году, то есть на 4.
Учитывая наличие механизма индексации, предусмотренного в указанном разъяснении Пленума, суд не находит возможным принять расчет, предложенный ответчиком, расчёт истца в части суммы подлежащей индексации, суд признаёт правильным, по следующим основаниям.
Суд, изучив представленные по запросам суда справки о выплаченных и начисленных денежных сумах, считает, что Ивлевым Н.А. в сентябре 1986 года получена сумма в размере "данные изъяты" рублей, указанная сумма и должна быть осовременена.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Приведенная правовая норма вступила в силу с 15.02.2001, однако первая ежегодная индексация могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с 01.01.2002.
Разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 г., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка, без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.
Указанное положение базового Закона в его историческом истолковании и нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.
Принимая это во внимание, при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
При рассмотрении таких дел необходимо также иметь в виду, что после 15 февраля 2001 г. право на получение компенсационных выплат в размере ранее получаемых сумм возмещения вреда с учетом условного заработка имеют инвалиды независимо от того, в какой зоне радиоактивной опасности они работали при ликвидации последствий названной катастрофы (пункт 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), пункт 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П).
Статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
В пункте 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 1 января 2001 г., когда вступила в силу статья 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которая изменила указанную норму базового Закона. Согласно внесенному изменению заработок, из которого исчислялся размер возмещения, не мог быть ниже "данные изъяты" рублей.
При применении данного положения базового Закона до 1 января 2001 г. семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов).
Поскольку, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ изменён механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью - установлен исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
26 апреля 2004г. был принят федеральный закон N 31 ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и в ст.2 ФЗ РФ О внесении Изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на ЧАЭС" (вступил в силу с 29 мая 2004г.), изменивший способ дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда.
В соответствии с новым Законом размеры выплат гражданам, установленные Чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Закону придана обратная сила - с 19.06.2002. Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.10.2005 N 364-0 прямо указал, что если применение введенного нормами Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Таким образом, средняя величина прожиточного минимума за 2000 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2000 год, с делением ее на 4 составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основание: Постановления Правительства Свердловской области N 51 от 24.01.2000 г., N 307 от 17.04.2000 г., N 607 от 21.07.2000 г., N 855 от 19.10.2000 г.
Таким образом, ( "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р. + "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.):4 = "данные изъяты" р.
Средняя величина прожиточного минимума за 2001 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2001 год, и делением на 4 составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основания: Постановления Правительства Свердловской области N 50 от 22.01.2001 г., N 287 от 26.04.2001 г., N 511 от 24.07.2001 г., N688 от 18.10.2000 г.
Таким образом, ( "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р. + "данные изъяты" р. + "данные изъяты" р.) :4 = "данные изъяты" р.
Индекс, подлежащий применению с 1.01.2002 года, рассчитывается как соотношение среднего прожиточного минимума за 2001 год к среднему за 2000 год., т.е. "данные изъяты" р.: "данные изъяты" р. = 1,39588.
Средняя величина прожиточного минимума за 2001 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2001 год, с делением ее на 4 составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основания: Постановления Правительства Свердловской области N 50
от 22.01.2001 г., N 287 от 26.04.2001 г., N 511 от 24.07.2001 г., N688 от 18.10.2000 г.
Таким образом, ( "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.) :4 = "данные изъяты" р.
Средняя величина прожиточного минимума за 2002 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2002 год, с делением ее на 4 составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основания: Постановления Правительства Свердловской области N 231 от 15.04.2002 г., N 704 от 15.07.2002 г., N1301 от 25.10.2002 г., N31 от 22.01.2003 г.
Таким образом: "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.):4 = "данные изъяты" р.
Индекс, подлежащий применению с 1.01.2003 года рассчитывается как соотношение среднего прожиточного минимума за 2002 год к среднему за 2001 год., т.е. "данные изъяты" р.: "данные изъяты" р.= 1,64448.
Средняя величина прожиточного минимума за 2002 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2002 год, с делением ее на 4 составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основания: Постановления Правительства Свердловской области N 231 от 15.04.2002 г., N 704 от 15.07.2002 г., N1301 от 25.10.2002 г., N31 от 22.01.2003 г.
Таким образом, ( "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.):4 = "данные изъяты" р.
Средняя величина прожиточного минимума за 2003 год, рассчитанная путем сложения 4 квартальных индексов за 2003 год, с делением ее на 4, составляет: 1 квартал - "данные изъяты" р., 2 квартал - "данные изъяты" р., 3 квартал - "данные изъяты" р., 4 квартал - "данные изъяты" р.
Основания: Постановления Правительства Свердловской области N 238 от 24.04.2003 г., N 441 от 21.07.2003 г., N635 от 17.10.2003 г., N43 от 27.01.2004 г.
Таким образом, ( "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.+ "данные изъяты" р.):4 = "данные изъяты" р.
Индекс, подлежащий применению с 1.01.2004 года, рассчитывается как соотношение среднего прожиточного минимума за 2003 год к среднему за 2002 год. "данные изъяты" р.: "данные изъяты" р.= 1,092184.
С 1 января 2002 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 30.12.2001г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" составляет 1,12.
С 1 января 2003 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 24.12.2002г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" составляет 1,12.
С 1 января 2004 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", составляет 1,1.
С 1 января 2005 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173 -ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" составляет 1,11.
С 1 января 2006 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 7 декабря 2005 года N189 -ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", составил 1,09 (с учетом постановления Верховного Суда РФ от 14.06.2006 г.).
С 1 января 2007 года - индекс инфляции, установленный Федеральным законом N 238-ФЗ от 19.12.2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 год", (с учетом Постановления Правительства от 21.03.2007 г.) составляет 1,08.
С учетом разъяснений Конституционного суда РФ суд обязан сделать расчет сумм возмещения по методике индексации в зависимости от РВПМ и по методике по Федеральному закону от 26.04.2004 N 31-ФЗ для их сравнения. В случае, если суммы возмещения по первой методике выше (РВПМ), то определение сумм по второй методике должен определяться с 01.06.2004 г. в соответствии с действующим законодательством. Сравнение показывает, что расчет индексации с применением РВПМ за 2002-2003 г.г. выше, чем коэффициенты инфляции, тогда как за 2004 г. индекс инфляции превышает ВРПМ (1,1 и 1,0921).
25 мая 2005г. во исполнение Закона было принято Постановление Правительства РФ N 326 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
В связи с принятием указанного Постановления ответчик должен был произвести истцу последующую индексацию сумм возмещения вреда здоровью, поэтому ежемесячные выплаты за вред здоровью должны индексироваться за период с 1 января 2002г. по 1 января 2007г. с применением коэффициентов соответственно 1,396 (прожиточный минимум 2002 г.); с 1.01.2003 г. на 1.644 (прожиточный минимум 2003 г.), с 1.01.2004 г. в 1.1, 1.11 ; 1.09; 1.08, исходя из уровня инфляции, установленного на 2004, 2005, 2006, 2007 годы Федеральными законами N 194-ФЗ от
31.12.2001. " О федеральном бюджете на 2002г.", N176-ФЗ от 24.12.2002 г. " О федеральном бюджете на 2003г.", N186-ФЗ от 23.12.2003. О федеральном бюджете на 2004г.", N173-ФЗ от 23.12.2004. " О федеральном бюджете на 2005г." (с учетом постановления Верховного Суда РФ от 14.06.2006 г.), 189-ФЗ от 07.12.2005. "О федеральном бюджете на 2006 год" (в редакции Федерального закона от 1.12.2006 г. N 197-ФЗ), N 238-ФЗ от 19.12.2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 год".
С 1 января 2008 года - индекс инфляции, установленный постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г., исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" составляет 1,07 (с 1.01.2009 г. - 1,065 и с 1.01.2010 г. - 1,06).
Период взыскания сумм возмещения вреда здоровью: со 2 июня 1998г. - даты приобретения права военнослужащих на возмещение вреда в соответствии с Постановлением КС от 1 декабря 1997г. N С 1 января 2011г. произвести ежегодную индексацию сумм возмещения вреда здоровью на 1,065 - индекс инфляции на 2011 год.
Федеральным законом РФ N 19-ФЗ от 03 марта 2008 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" коэффициент инфляции на 2008 год вместо 7.0 процентов увеличен до 8.5 процентов, на 2009 год - также увеличен с 6.5 процентов до 7.0 процентов.
Федеральным законом РФ N 122-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" коэффициент инфляции на 2008 год вместо 8.5 процентов увеличен до 10.5 процентов.
Коэффициент инфляции на 2009 год постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г. (в редакции постановления N 545 от 07.07.2009 г.) установлен в размере 1,13.
Коэффициент инфляции на 2010 год постановлением Правительства РФ N 1024 от 16.12.2009 г. установлен в размере 1,1.
Истец просит возместить ему убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ответчики полагают, что для возмещения убытков отсутствуют правовые основания, поскольку согласно разъяснению, содержащемуся в п.3 Постановления Верховного Суда РФ от 14.12.2000г N 35 "О вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд вправе удовлетворить требования истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
По мнению ответчика, назначенные истцу суммы в возмещение вреда здоровью с на 30.09.2010 г. выплачены в полном объеме в соответствии с действовавшем на тот момент законодательством без задержки. Индексация сумм в возмещение вреда по уровню инфляции уже обеспечила защиту имущественных прав истца от инфляционных процессов. Индексация задолженности с учетом индекса потребительских цен приведет к двойной индексации этой задолженности и, как следствие, к перерасходу средств федерального бюджета.
Однако, суд считает, что с такими выводами ответчика согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Как указал истец, недоплачиваемые ответчиком суммы с тех пор, как они должны были выплачиваться по закону в проиндексированным размере, значительно обесценились в связи с инфляцией, в связи с чем, ему причинен имущественный вред в результате снижения покупательной способности ежемесячно полагающихся, но не выплаченных своевременно выплат.
Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14.12.2000г. N 35 (в ред. 11.05.2007г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
В соответствии со ст.ст. 15,16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец, вправе требовать полного возмещения причиненных убытков.
Аналогичная правовая позиция высказана в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9.
Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему.
Поскольку обязанность по выплате этой суммы в размере, предусмотренном действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, именно эти государственные органы представляют интересы РФ по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Как установлено в судебном заседании, истцу не был установлен полагающийся по закону размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что нарушает принцип полного возмещения вреда здоровью.
Рост потребительских цен подтверждается справкой Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, отражающей динамику индексов потребительских цен по Свердловской области.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ. Взыскание убытков за счет ответчика соответствует принципам ответственности государства за действия органов государственной власти, приоритета прав человека и гражданина, восстанавливает мое нарушенное право на своевременное получение выплат в возмещение вреда в установленном законом размере.
Согласно позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 года N 461-О и Определении N 445-О от 3 ноября 2006г., подлежит взысканию вся задолженность с 1 июля 2000 года.
Конституционный суд в своих определениях неоднократно указывал, что "согласно Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2)".
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен, безусловно, соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 ГК Российской Федерации и статья 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные - акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей").
Конституционный суд сделал вывод, что "положения статьи 208 ГК Российской Федерации - с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании соответственно Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19 июня 2002 года, закрепленное Конституцией право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, обеспечивается также возможностью его судебной защиты, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Конституционно-правовой смысл положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанных Определениях на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, требования истца о возмещении убытков также подлежат удовлетворению.
Поскольку, Постановлением Министерства труда N 43 от 02.06.2000 г. установлены индексы, подлежащие применению до отмены указанного постановления, сумма, выплаченная Ивлиеву Н.А. в 1986 г. должна быть умножена на общий индекс 3744, 05.
На 01.07.2000 года сумма составляет "данные изъяты" рублей "данные изъяты" коп., исходя из следующего расчета ( "данные изъяты" р. "данные изъяты" коп. + "данные изъяты". "данные изъяты" коп. = "данные изъяты". "данные изъяты" коп. х "данные изъяты" - индекс = "данные изъяты" рубль "данные изъяты" коп.- 60%= "данные изъяты" р. "данные изъяты" к.).
Расчет задолженности за период с 01.07.2000г. по 31.03.2011 г.
- с 01.07.2000 г. "данные изъяты" руб. х 1,581; 1,515; 1.396; 1,644; 1,1; 1.11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065= "данные изъяты" руб.
Расчет задолженности с убытками по индексу потребительских цен (нарастающим итогом) по схеме:
1) Дата
2) Размер полагавшегося возмещения вреда здоровью с индексацией
3) Получено истцом фактически
4) Размер задолженности
5) Сумма задолженности с учетом остатка за предыдущий месяц
6) Индексы потребительских цен
7) Сумма задолженности с учетом ИПЦ
Расчёт истца проверен судом, соответствует действующего законодательству, поэтому суд кладёт его в основу расчёта задолженности, при определении сумм, подлежащих выплате истцу.
Доводы представителя ответчика о том, что суммы в возмещения вреда здоровью истца были ему выплачены в установленном законом порядке, поэтому повторной индексации не подлежат, судом не принимаются, поскольку, право выбора исходя из чего, определяется сумма, при установлении сумм в возмещение вреда здоровью, остаётся за истцом.
Поскольку, истец просит установить сумму в возмещение вреда здоровью исходя из полученного им заработка, ответчик не вправе производить расчёт исходя из твёрдых денежных сумм, поскольку такое право предоставлено истцу по закону.
При расчёте задолженности и убытков, подлежат индексации суммы неполученные истцом, поскольку произведен иной порядок расчёта, полученные истцом денежные суммы ежемесячно вычитаются, таким образом, не подлежат двойной индексации, как указывает представитель ответчика.
Следовательно, с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Ивлева Н.А. следует взыскать задолженность за период 01.07.2000 г. по 30.03.2011 г. в сумме "данные изъяты" р. "данные изъяты" коп., а также убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учётом индекса потребительских цен по Свердловской области в сумме "данные изъяты" руб.
Согласно ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001г N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС" назначение и выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 25 мая 2005 года N 326 индексация и возврат недополученных сумм ежемесячных денежных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производятся органами, осуществляющими указанные выплаты.
Отсутствие у ответчика самостоятельной обязанности по индексации сумм компенсационных выплат, поскольку такие коэффициенты законодательно не были определены, не лишает истца возможности взыскать убытки, вызванные несвоевременной выплатой ежемесячных сумм, за весь период, начиная с 01 января 2002 года.
Обязанность государства по полному возмещению вреда осуществляется через специально уполномоченные органы.
При рассмотрении вопроса вины необходимо учитывать не вину конкретного органа (в данном случае - Военного комиссариата Свердловской области), а вину государства в целом: вину в причинении такого вреда, вину в невосполнимости такого вреда, отсутствия законодательного урегулирования соответствующей индексации возмещения вреда, длительной правовой неопределенности в вопросе индексации спорных выплат наравне с суммами возмещения вреда здоровью, принятием Постановлений Правительства РФ о частичной индексации спорных сумм, поздним разъяснением о включении спорных выплат в объем возмещения вреда (лишь в Постановлении Пленума ВС от 5 апреля 2005г.) и пр.
Следовательно, иск подлежит удовлетворению в отношении Военного комиссариата Свердловской области, но за счет средств федерального бюджета.
Соответственно, следует обязать Военный Комиссариат Свердловской области назначить и выплачивать, начиная с 01 апреля 2011 года, ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" руб., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
В порядке ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом заявлено ходатайство о возмещении расходов на представителя в размере "данные изъяты" рублей, однако, суд, с учетом сложности в разумных пределах считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивлиева ФИО7 к Военному комиссариату Свердловской области об установлении сумм ежемесячной выплаты, в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области задолженность в возмещение вреда здоровью в пользу Ивлиева ФИО8, начиная с 01.07.2000 г. по 31.03.2011 г. за счет средств Федерального бюджета в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Обязать Военный комиссариат Свердловской области установить Ивлиеву ФИО9, начиная с 01.04.2011 года ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Ивлиева ФИО10 в возмещение убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Взыскать с военного комиссариата Свердловской области в пользу Ивлиева ФИО11 в счет оплаты услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.