Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Башаркиной Н.Н.,
Судей: Захаровой С.В., Кузиной Т.А.,
при секретаре: Бурдуковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.,
дело по апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области, возражениям на нее
на решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 марта 2012 года
по иску прокурора Гагинского района Нижегородской области к Правительству Нижегородской области о понуждении включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности, сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Ветошкино, в 2000 м от с. Ветошкино, и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гагинского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Правительству Нижегородской области о понуждении включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности, сибиреязвенный скотомогильник, инвентарный номер "...", расположенный по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Ветошкино, в 2000 м от с. Ветошкино, и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права.
Свои исковые требования он мотивировал тем, что на территории Гагинского района, в 2000 м от с.Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, находится сибиреязвенный скотомогильник, инвентарный номер "..."
Указанный объект (скотомогильник) предназначен для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасным инфекционным заболеванием - сибирская язва.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2012 г. "..." названный скотомогильник на учёте как объект недвижимого имущества не состоит.
Длительное время данный скотомогильник не имеет собственника, в связи с чем оставлен без надлежащего содержания и обслуживания, что может привести к распространению опасных инфекционных заболеваний на территории Гагинского муниципального района, создать реальную возможность заражения ими неопределённого круга лиц, чем нарушить их права на охрану здоровья, предусмотренные ч. 1 ст. 41 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор Гагинского района Васенин А.В. исковые требования поддержал.
Представители Правительства Нижегородской области, Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, Министерства Государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия.
Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 марта 2012 года исковое заявление прокурора Гагинского района Нижегородской области удовлетворено.
Правительство Нижегородской области обязано включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности, сибиреязвенный скотомогильник, инвентарный номер "..." расположенный по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Ветошкино в 2000 м от с. Ветошкино, и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права.
В апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Гагинского района Нижегородской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность оспариваемого решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 года N353-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В ходе проведенной прокуратурой Гагинского района Нижегородской области проверки исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов производства и потребления установлено, что на территории Гагинского района, в 2000 м от с. Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, находится сибиреязвенный скотомогильник площадью 572кв. м, "..."
Указанный объект (скотомогильник) предназначен для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасным инфекционным заболеванием - сибирская язва.
УНО "Госветуправления" был произведен осмотр указанного сибиреязвенного скотомогильника, в ходе которого установлено, что территория данного сибиреязвенного захоронения в полной мере не огорожена, не обозначена (акт осмотра от 17.05.2011 года).
Права на скотомогильник, расположенный на территории Гагинского района, в 2000 м от с. Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
По сообщению Администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, имеющийся на территории Гагинского района Нижегородской области сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в 2000 м от с. Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, в реестре муниципальной, федеральной собственности не числится, на балансе сельской администрации не состоит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное сибиреязвенное захоронение бесхозяйное, отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов государственной власти Нижегородской области) в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В силу п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП р. 1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 11 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 г. N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области", Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области.
В силу ст. 16 указанного Закона, Правительство Нижегородской области принимает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды; участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами; осуществляет в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Нижегородской области утверждена областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 - 2014 года", в рамках которой предусмотрено финансирование работ по выполнению проектов и дальнейшей консервации сибиреязвенных скотомогильников на территории Нижегородской области.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Из материалов дела следует, что имеющееся на территории муниципального образования место захоронения биологических отходов на балансе администрации сельского поселения не состоит.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 2 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации, 04.12.1995 г., возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект, не может быть признан обоснованным, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию не передавались.
Таким образом, в силу вышеуказанных действующих норм права суд правомерно возложил на Правительство Нижегородской области обязанность по включению сибиреязвенного скотомогильника в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и регистрации права собственности на него в органе, осуществляющем государственную регистрацию права.
Доводы жалобы о том, что спорный объект не должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому они не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны.
Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
Следовательно, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Нижегородской области.
Ссылка в жалобе на неправильное применение судом статьи 225 ГК РФ, согласно которой постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, поскольку, как указано выше, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает возможности нахождения скотомогильников и сибиреязвенных захоронений в собственности органов местного самоуправления.
Также в апелляционной жалобе приводятся доводы, что четкие координаты, позволяющие идентифицировать на местности данный объект недвижимости ни в исковом заявлении, ни в решении суда не указаны.
С такими доводами нельзя согласиться, поскольку сибиреязвенное захоронение (скотомогильник) имеет свой номер, который указан в решении суда, также в решении суда указано местонахождения сибиреязвенного захоронения, что позволяет идентифицировать данный объект.
В этой связи не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку доводы жалобы, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения в апелляционном порядке, судом не допущено.
В мотивировочной и резолютивной частях решения судом допущено неправильное указание номера скотомогильника и координат его месторасположения, однако данная ошибка не является основанием к отмене решения и может быть исправлена судом первой инстанции путем устранения описки.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.